Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития античной философии

Античная философия. Досократическая философия.

Вопросы:

1. Основные этапы развития античной философии.

2. Милетская школа.

3. Философия Гераклита Эфесского.

4. Элейская школа

5. Школа атомистов

Основные этапы развития античной философии

Античной философией называется совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и в Древнем Риме.

Главные особенности античной философии:

1) установка на человеческий разум как на средство познания;

2) стремление к разумной аргументации и логической мотивации.

Историческое значение античной философии состоит в том, что она:

1) определила направление развития западноевропейской цивилизации;

2) явилась предпосылкой и базой для становления запаноевропейской культуры и науки.

В истории развития античной философии выделяют 3 основные стадии:

1) период становления (конец VII – V вв. до н.э.)

2) период расцвета или классический период (IV в. до н.э.)

3) период упадка или эллинистический период (III в. до н.э. – II вв. до н.э.)

Особенностью первого этапа развития античной философии является стремление понять сущность природы (натурфилософия) и мира (Космоса) в целом (космоцентризм). Философы первого периода интересуются проблемой устройства Космоса, поисками первоначала бытия. Проблемы человеческой жизни и этики были вторичными.

Философские школы первого этапа:

· Милетская школа;

· Элейская школа;

· школа Гераклита Эфесского;

· школа пифагорейцев;

· школа атомистов.

Особенность второго этапа развития античной философии. Это период зрелости и расцвета античной философии. Философы от изучения внешнего мира переходят к изучению человеческой жизни (субъективно-антропологическая тенденция в философии). Переход к гуманитарной проблематике произошел благодаря Сократу и софистам. Во втором этапе сложились:

· школа Сократа;

· школа (Академия) Платона;

· школа (Лик/ц/ей) Аристотеля;

· школа софистов;

· школа киников и киренаиков.

Особенность третьего этапа развития античной философии. Третий этап связан с упадком рабовладельческого общества, распадом Греции и завоеванием ее другими государствами. Это привело с одной стороны к расширению культурных и социальных связей, с другой стороны породило ощущение катастрофы личного существования. Философия фокусируются на проблеме приспособления человека к сложной, противоречивой социальной жизни. Возникают философские школы:

· эпикурейцев;

· стоиков;

· скептиков;

· неоплатоников.

2. Милетская школа существовала в Древнй Греции в VI в. до н. э. Название происходит от названия города Милет (находился в Малой Азии), где школа и была основана. Главные представители Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес Милетский (640 – 560 гг. до н. э.) считается родоначальником европейской науки и философии. Он вошел в историю как «первый философ». (Он был очень образованным человеком. Был геометром, астрономом, инженером, торговцем, путешественником. Многие свои знания по математике и астрономии он почерпнул, путешествуя по странам Востока. В науке Ф. установил, что в году 365 дней, а также в геометрии до сих пор есть теорема Фалеса – он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда является прямым. Он первым стал доказывать естественное происхождение Космоса без вмешательства богов.)

Главной проблемой его философии был вопрос о первоначале Космоса (бытия). Наблюдая за тем, как всё живое вырастает из влажных семян, питается влажной пищей, не может жить без воды, Фалес приходит к выводу, что вода является первоначалом мира.

Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.) – ученик Фалеса, автор первой философской книги («О природе»). (Он изобрел солнечные часы, составил первую географическую карту, систематизировал геометрические теоремы. А. первым выдвинул идею о происхождении человека от других животных в результате эволюции – предвосхитил учение Ч. Дарвина.) Анасимандр считал первоначалом мира «апейрон» – это вечная, неопределенная, бесконечная субстанция, из которой все возникло и в которую все превратится.

Анаксимен (ум. ок. 528 гг. до н.э.) – считают, что он был учеником Анаксимандра. Анаксимен первопричиной всего считал воздух, а все остальные вещества на Земле появились в результате или сгущения (ветер, туман, вода, ил, земля, камни) или разрежения (огонь, эфир).

3. Философия Гераклита Эфесского.

Гераклит (530 – 467 гг. до н. э.) родился в г. Эфес, в Малой Азии. (Он происходил из царско-жреческого рода, жил в одиночестве. За свой сложный язык Гераклит был назван «темным». Его также называли «плачущим», потому что каждый раз, когда Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих людей, он плакал, жалея всех.) Гераклит считается первым в истории философом-диалектиком, так как считал, что:

1. весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну реку нельзя войти дважды», «солнце новое каждый день»);

2. единство и противоречие вещей и явлений составляют основу жизни.

Все вещи постоянно переходят из одного состояния в другое: от дня к ночи, от молодости к старости, от жизни к смерти. Нет ничего постоянного. Но все изменения в мире происходят не хаотично, а подчиняются Логосу – Мировому Разуму.

Первоначалом бытия Гераклит считал огонь. Огонь порождает воздух, воду, землю и вновь огонь, образуя круг. Поэтому у бытия нет ни начала, ни конца.

4. Элейская школа зародилась в г. Элея на территории современной Италии. Основные представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон. Они отрицали философию Гераклита об изменчивости бытия и разрабатывали идею о единой, вечной и неизменной основе Космоса.

Ксенофан (ок. 570 г. до н. э.) стоял у истоков элейской школы. (Он вел скитальческую жизнь, обладал острым критическим умом, писал свои произведения в поэтической форме). Ксенофан первым высказал предположение, что все боги – плод людской фантазии, что люди изобрели богов, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Сам Ксенофан предположил, что бог должен быть один, и поэтому он должен быть неизменным и всемогущим. Под влиянием этого представления Парменид создал новую теорию устройства мира.

Парменид искал ответ на вопрос: что есть подлинное бытие? И пришел к выводу, что подлинное бытие не может быть чем-то изменчивым, противоречивым и неустойчивым (как считал Гераклит). Парменид утверждает, что бытие:

1) не имеет ни начала, ни конца;

2) непрерывно;

3) неизменно и неподвижно;

4) едино и цельно.

Мир подобен шару – совершенной из фигур.

Парменид первым в истории философии разделил познание на чувственное (посредством органов чувств) и рациональное (познание на основе разума).

Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н. э.) изобрел оригинальную систему доказательства философии Парменида. Для подтверждения невозможности движения (неподвижности бытия) и невозможности множественности вещей (тезис о единстве бытия) Зенон выдвинул ряд парадоксов, которые вошли в историю под названием апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

В апории «Дихотомия» (деление пополам) говорится о том, что любое тело, прежде чем пройти какое-то расстояние, должно пройти половину этого расстояния. Однако прежде чем оно пройдет половину, оно должно пройти половину этой половины. Далее половину этой половины и так до бесконечности. Но тогда движение невозможно, поскольку не может начаться – бытие неподвижно

Смысл апории «Стрела» состоит в том, что раз летящая стрела занимает определенное положение (точку) в пространстве и не способна в один и тот же момент занимать в пространстве другие положения, то в каждый момент она покоится, и следовательно не движется. Таким образом, движение невозможно, а бытие неподвижно и неизменно.

5. Школа атомистов. Атомизм – это учение о прерывистом (дискретном) строении бытия. Основные идеи атомизма были сформулированы Левкиппом и Демокритом.

Демокрит (460 – 360 гг. до н. э.) родился на северо-востоке Эллады. Много учился и путешествовал. Был и Италии (слушал элеатов), Египте, Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии. Знал Сократа, дружил с Гиппократом. Демокрит известен как «смеющийся философ». Он без смеха не появлялся на людях – настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез. Смех Демокрита был горьким: он смеялся, считая достойным смеха все человеческие дела.

Демокрит считал, что бытие состоит из бесконечного множества атомов, находящихся и движущихся в пустоте. Атомы вечны, неизменны, неделимы, не возникают и не уничтожаются. Перемещаясь, они соединяются и комбинируются, и так образуются все вещи окружающего мира. Различие вещей объясняется комбинацией различных типов атомов. Атомы бывают различные по величине, форме, расположению («молоко легко пить, т.к. его атомы круглые, гладкие, а горчицу нельзя пить как молоко, потому что её атомы крючковатые»). Существует круговорот атомов в природе: вещи, живые организмы существуют, затем распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые организмы и предметы. Человек – то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа состоит из мягких, подвижных, горячих («огненных») атомов. Смерть наступает, когда иссякают атомы души. Демокрит являлся сторонником рационализма – он полагал, что атомы можно познать разумом, а не чувственным путем.

Благодаря атомистам перед человеком предстала мощная онтологическая картина мира, в которой «возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей». Атомисты примирили Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе базировалась физика Ньютона, и атомистические представления о мире, хотя и сильно измененном виде, дошли вплоть до наших дней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...