Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картины мира в истории науки.




ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

на тему: Научные картины мира и научные революции.

Эволюция естественнонаучного знания.

Дисциплина: Концепции современного естествознания

 

Автор: Пугач П.А.

 

 

Владивосток


Тема: История и эволюция естественнонаучного знания. Основные этапы

развития естествознания и их связь с научными революциями.

 

Цель занятия: Изучить пути становления естествознания в истории общества, рассмотреть функционирование науки в различные исторические эпохи, роль философского мировоззрения в развитии науки.

 

Литература по теме:

а) основная

1. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник. – M.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.– 287 с

б) дополнительная

1. Т.Кун. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.

2. Иванов А.Г., Целищева И.В. Концепция научных революций Т. Куна. 2003.

Учебные вопросы

Понятие естественнонаучной картины мира.

Научная картина мира (НКМ) - система общих представлений о фун­даментальных свойствах и закономерностях универсума, возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов, понятий и принципов.

НКМ состоит из двух постоянных компонентов:

· концептуальный компонент включает в себя философские принципы и категории (например, принцип детерминизма, понятия материи, движения, пространства, времени и др.), общенаучные положения и понятия (закон сохранения и превращения энергии, принцип относительности, понятия массы, заряда, абсолютно черного тела и др.)

· чувственно-образныйкомпонент — это совокупность наглядных представлений о миро­вых явлениях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описаний и т.дСледует отличать НКМ от картины мира основанной на синтезе общих представлений человека о мире, вырабатываемых разными сферами культуры

Главное отличие НКМ от донаучной (натурфилософской) и вненаучной (например, религиозной) состоит в том, что она создается на основе определенной научной теории (или теорий) и фундаментальных принципов и категорий философии.

По мере своего развития наука продуцирует несколько разновидностей НКМ, которые различаются по уровню обобщения системы научных знаний : общенаучная картина мира (или просто НКМ), картина мира определенной области науки (естественнонаучная картина мира), картина мира отдельного комплекса наук (физическая, астрономическая, биологическая картина мира и т. д.).

Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие различные процессы и явления природы. Поскольку природа представляет собой нечто единое и целое, поскольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую систему научных знаний о природе издавна называют Естествознанием. Раньше в Естествознание ходили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о Природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания. Ясно, что не все эти знания являются одинаково важными для понимания окружающей нас природы.

Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важнейших знаний о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира. Сам термин «картина мира» указывает, что речь идет здесь не о части или фрагменте знания, а о целостной системе, которая возникает как результат синтеза фундаментальных открытий и результатов исследовании всех отраслей и дисциплин естествознания.

Наш курс посвящен концепциям современного естествознания и соответственно этому мы будем рассматривать научную картину природы, как она исторически сформировалась в процессе развития естествознания. Однако еще до появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Такие представления вначале выступали в форме мифов и передавались от одного поколения к другому. Согласно древнейшим мифам, весь видимый упорядоченный и организованный мир, который в античности назывался космосом, произошел из дезорганизованного мира, или неупорядоченного хаоса.

В античной натурфилософии, в частности у Аристотеля (384-322до н. э.), подобные взгляды нашли свое отражение в делении мира на совершенный небесный «космос» обозначал у древних греков всякую упорядоченность, организацию, совершенство, согласованность и даже военный строй.

С появлением экспериментального естествознания и научной астрономии была показана несостоятельность подобных представлений. Новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах и выводах естествознания соответствующей эпохи и стали поэтому называться естественно-научной картиной мира.

Картины мира в истории науки.

Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно развитие физики долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности. Центральным понятием указанных картин мира является понятие материи, поэтому смена НКМ всегда связана со сменой представлений о видах материи, формах и способах ее существования.

1) Механичестическая (XVI-XVII вв.) Она возникла благодаря исследованиям Г.Галлилея, П.Гассендиди, Р. Декарта, И. Ньютона и др., в ходе которых была создана первая фундаментальная естественнонаучная теория — механика.

· мироздание представлено как бесконечное число атомов, перемещающихся в пространстве и во времени по неизменным законам движения.

· универсальным средством материальных тел выступает тяготение (гравитация) которое проявляется в их взаимном притяжении

· пространство и время мыслятся как две сущности, независящие ни от материи, ни друг от друга

· взаимодействие тел, обладающих рассматривается с позиций принципа дальнодействия: взаимо­действие передается на любое расстояние мгновенно без участия какого-либо материального агента в абсолютной пространственно-временной среде

· любое событие в этой картине мира жестко детерминировано, предопределено, свершается с "железной" необходимостью. Любая случайность исключена, она трактуется как недостаток знания, его ограниченность. В механической картине мира природа предстает как монолит, внутри которого исчезает различие между живым и неживым, механическим и телесным.

Такое представление о жизни и разуме стало возможным в результате утверждения в механической картине мира редукционизма — сведения всех многообразных явлений универсума к про­стым и неизменным частицам материи - атомам и законам их движения.

2) Электромагнитная картина мира ( вт.пол. XIX в.) Ее фундамент образуют созданная Дж. К. Максвеллом и Ф. Фарадеем теория электромагнитного поля и классическая тер­модинамика, создание и развитие которой связано с именами С. Карно, Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца, Р. Клаузиуса, У. Томпсона, В. Нернста и др. В электромагнитной картине мира общие научные представления о мире расширились и углубились в нескольких аспектах:

· материю стали рассматривать как единство двух взаимодополняющих друг друга видов вещества (совокупности атомов), характеризующегося прерывностью, и поля, которому свойственная непрерывность

· обогатилось понимание движения: первичным по отношению к механическому движению постулировалось колебательное движение в поле

· механистическая концепция абсолютного пространства и времени уступила место реляционному их пониманию

· ньютоновский принцип дальнодействия был заменен фарадеевским принципом близкодействия, согласно которому всевзаимодействия в материальных телах передаются полем от одной точки к другой непрерывно и с конечной скоростью

· появляется пред­ставление о вероятности материальных процессов, осознается действие ста­тистических законов в некоторых классах физических явлений (например, движение огромного множества молекул в газах)

· сформулированы новые фундаментальные законы природы (закон сохранения и превраще­ния энергии законов возрастания энтропии и др.), открытие которых позволило более глубоко постичь систему законов мироздания.

В новой картине мира стало возможным объяснение большего круга явлений, чем в старой, в ней достигнуто более глубокое понимание единства мира, законов существования многообразных мировых явлений. Тем не ме­нее, сохранили свое место и значение ряд положений и установок, унаследо­ванных из механической картины: лапласовское понимание детерминизма, ограниченное понимание качественной специфики жизни и разума, места и роли человека во Вселенной, стремление свести качественное многообразие универсума к одному виду реальности — физическому.

Первоначально теория относительности А. Эйнштейна создавалась с це­лью разрешить трудности, возникшие в электромагнитной картине мира (не­достаточность объяснения фотоэффекта, линейного спектра атомов, теплово­го излучения и т. д.). Эпохальные открытия на рубеже XIX - XX веков стали основой неразрешимых противоречий между фундаментальными постулата­ми и представлениями электромагнитной картины мира и новыми фактами и идеями, например М. Планка, высказанными по поводу этих фактов.

3) Квантово-полевая картина мира на основе теории относительности (ОТО) Эйнштейна и квантовой теории, творцами которой являются М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М.. Борн, П. Дирак и др..

В этой картине мира нашли свое разрешение противоречия и парадоксы первых двух научных картин мира, что стало возможным на основе открытия нового уровня организации материального мира — микромира.

· квантово-полевые представления о материи позволили свести воедино противоположные свой­ства материальных объектов — непрерывность (волна) и прерывность (дис­кретность)

· установление единства противоположностей в строении материи позволило отказаться от постулата о неизменности материи (переход кванто­вого поля из одного состояния в другое сопровождается взаимопревращени­ем частиц друг в друга, аннигиляцией одних частиц и порождением других).

· кардинально меняются представления о пространстве и времени (представление о едином пространственно-временном континууме)

· трансформируется понимание о за­кономерности и причинности, их вероятностной природе, фундаментальны­ми признаны статистические законы, частной формой которых выступают динамические

· постулат о закономерной взаимосвязи свойств изучаемых объектов и наблюдателя (человека)

· утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.

4) Современная научная картина мира. Основные черты современной науки.

В последней четверти XX века в науке начала формироваться новая картина мира — эволюционно-синергетическая. Ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, простран­ством и временем. Пока еще рано судить о всем содержании эволюционно-синергетической картины мира, но некоторые ее сущностные черты можно указать

· развитие рассматривается как универсальный (осуществляющийся везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и вся) процесс; (концепция универсального эволюционизма).

· само развитие трактуется как самодетерминированный нелинейный процесс самоорганизации нестационарных открытых систем.

Эти черты эволюционно-синергетической картины мира позволяют по-новому решать проблему единства мира, понять взаимосвязи между различ­ными уровнями организации материального мира (мега-, макро- и микроми­рами), живой и неживой материей, увидеть в новом ракурсе место и роль ра­зума во Вселенной. Начинается новый этап развития самой науки — постнеклассический.

Современная научная картина мира состоит из трех относительно самостоятельных блоков - естественнонаучного, техни­ческого и социально-гуманитарного, единство которых обеспечивают фун­даментальные философские принципы и категории. Они позволяют видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкрет­ными науками.

Научные революции

Научные революции являются способом разрешения накопившихся противоречий, формой смены на­учных картин мира, научно-исследовательских программ и парадигм и соот­ветствующих им теорий. Как следствие на новой эволюционной стадии дос­тигается более глубокое понимание окружающего мира, расширяется дос­тупный научному исследованию фрагмент мира, открываются новые струк­турные уровни организации универсума и законы.

Научная революция - это форма разрешения многогранного противоречия между старым и новым знаниями в науке, кардинальные изменения в со­держании научных знаний на определенном этапе их развития.

В ходе научных революций происходят качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира.

Анализ истории науки позволяет выделить несколько типов научных ре­волюций:

· глобальная — революционный переворот в основаниях всей науки;

· комплексная радикальные изменения в ряде научных областей (создание эволюционной теории, повлекшей изменения не только в биологии);

· частная кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории (создание генети­ческой теории в биологии);

· научно-техническая — качественное преобразование производитель­ных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедре­ния результатов научного познания во все сферы жизни человека.

4. Эволюция естественнонаучного знания его основные этапы и их связь с научными революциями и картинами мира.

Исторически развитие естествознания можно разделить на следующие этапы:

Синкретизм - до V в до нашей эры-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...