Типовые особенности нервной системы
Как известно, классификация темпераментов, данная Гипо-кратом 2000 лет назад, нашла в учении И. П. Павлова свое физиологическое обоснование. Исследуя причины разной общей реакции подопытных собак на те задания, которые ставились перед их нервной системой в эксперименте, И. П. Павлов нашел, что в основе лежит неодинаковая сила возбудительного и тормозного процессов, их равновесие и подвижность. В результате тех сложных нервных задач «на выносливость мозга», которые ставились в экспериментах перед нервной системой собак, «одни животные заболевали серьезно и надолго, другие легко и кратковременно, а третьи почти без следа переносили те же самые воздействия». «...Это разнообразие,—пишет далее И. П. Павлов, — очевидно, было связано с разницей характеров, типов нервной системы у разных животных...»2. Тип нервной системы зависит от свойств возбудительного и тормозного процессов. «Эти свойства суть; во-первых, сила основных нервных процессов — раздражительного и тормозного, — постоянно составляющих целостную нервную деятельность; во-вторых — равновесие этих процессов; и, наконец, в-третьих, подвижность их... Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты таких раздражений по требованию других, таких же или еще более могучих, внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно, а часто сильно и неожиданно, колеблется, то оба процесса должны так сказать, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражителю перед другим, раздражению перед торможением и обратно» 1. \
Найденные типы деятельности нервной системы у собак И. П. Павлов считал возможным перенести на человека. «Мы с полным правом,— пишет он, —• можем перенести установленные на собаке типы нервной системы (а они так точно характеризованы) на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума»2. Подробнее вопрос о темпераментах мы будем разбирать в следующей главе при описании психических качеств личности ученика. Здесь же заметим, что он обязательно должен учитываться в педагогике, где он определяет вместе с другими факторами принцип индивидуального подхода к ученику. Однако было бы неверным ставить полный знак равенства между силой, подвижностью и равновесием возбудительного и тормозного процессов у человека и типичными особенностями поведения того или иного индивидуума. Особенности силы, подвижности, равновесия нервных процессов представляют собой лишь фон, физиологическую базу, на которой проявляются те или иные особенности поведения человека. Во-первых, нервная система чрезвычайно пластична, способна к приспособлению, перестройкам и развитию недостающих качеств, в зависимости от воздействий, которым она подвергается. Во-вторых, на общем
224 1 И П П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 243—244. 2 И. П. Павлов, т. IV, стр. 299—300.
1 И. П. Павлов, т. III, кн. 2-я, стр. 267—268. 2 Т а м ж е, стр. 85. 8 Основы вокальной методики поведении человека сказывается его индивидуальный опыт, его характер. «Образ поведения человека и животного, — пишет И. П. Павлов, — обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность. Следовательно, если дело идет о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм» '. Пластичность нервной системы И. П. Павлов считал фактом необычайно важным для педагогики, ибо педагогическим воздействием мы можем направленно менять свойства нервной системы индивидуума. Пластичность нервной системы позволяет при правильном выборе воздействия ослабить отрицательные качества и усилить, вызвать к жизни недостающие положительные. Нерациональная обстановка может усилить от-, рицательные стороны нервной системы. Общеизвестно, как меняется реакция человека в зависимости от воспитания, от среды, в которой ему приходится жить, от режима, дисциплины и т. п. Основной признак, по которому И. П. Павлов разделил всех животных и людей, — сила возбудительного и тормозного процесса. Сильный тип нервной системы характеризуется чрезвычайной устойчивостью даже к сильным раздражителям. Нервные клетки людей этого типа способны к сильному, длительному возбуждению, т. е. хорошо работоспособны. Они так же хорошо, глубоко тормозятся. Поскольку, как мы помним, в основе образования условных рефлексов лежит возбудительный процёёё,' то у этого типа сильное возбуждение обеспечивает быстрое и прочное образование связей, у них так же хорошо возникают дифференцировки, так как тормозной. процесс протекает столь же полноценно. Потому у людей, относящихся к этому типу нервной деятельности, хорошая память,, хорошая цепкость. Им не надо повторять что-либо несколько раз, так как связи возникают сразу достаточно прочно. В жизни мы их называем способными людьми, «мастерами на все руки». У них все получается быстро и сразу.
Слабый тип нервной системы характеризуется большой чув-, ствительностью и малой работоспособностью клеток. Они быст-; ро возбуждаются от слабых раздражителей и быстро «устают», переходят в тормозное состояние. В жизни эти люди труднее справляются со сложными и часто весьма интенсивными раз- дражениями. Поскольку возбудительный процесс у них слаб и предел работоспособности невелик, связи у таких людей устанавливаются труднее, нужно больше повторных сочетаний, повторений, только тогда связи образуются достаточно хорошо. Такие индивидуумы должны долго учить, чтобы запомнить, много работать, чтобы успеть. Мы в жизни их считаем вообще малоспособными. Конечно, между этими крайними типами есть много переходных. Вопрос о пригодности слабого типа для творческой, исполнительской деятельности, как и для других видов работы более сложен, о чем мы скажем немного познее. Жизнь показывает, что и люди со слабым типом нервной системы весьма успешно овладевают многими сложнейшими деятельностями. Среди сильной группы И. П. Павлов выделил еще подгруппы по свойству так называемой «уравновешенности» возбудительного и тормозного процессов. У уравновешенных сильных типов в равной степени хорошо выражены и возбудительный и тормозной процессы. У неуравновешенных отмечается сильное преобладание возбуждения, иррадиация его по коре и относительная недостаточность тормозных процессов.,У индивидуумов с неуравновешенной нервной системой в силу преобладания возбуждения и его интенсивности нервные клетки весьма работоспособны, хорошо образуют условнорефлекторные связи, весьма выносливы даже к сильным раздражителям. Но возбудительный процесс у таких людей легко иррадиирует, вовлекает в возбуждение всю кору, и концентрация его, связанная с тормозным процессом, затруднена. Поэтому для таких людей характерна легкая общая возбудимость, выражающаяся и в большом количестве лишних движений, общей суетливости, и в трудности концентрации своего внимания на чем-нибудь одном. У таких людей протекание тонко координированных двигательных актов может легче нарушаться вследствие легкой иррадиации процесса возбуждения.
Однако, как и другие свойства нервной системы, природная неуравновешенность в известной мере поддается исправлению благодаря свойству пластичности, которому И. П. Павлов при-' давал столь большое значение. На основании своих наблюдений он писал: «... мы уже имеем довольно резкие и нередкие примеры, где первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выровнена. Вот опять случай, что природный тип нервной системы под влиянием жизненного воспитания в большей степени был замаскирован» '. Другим свойством, по которому среди уравновешенного сильного типа И. П.Павлов выделил две подгруппы, явилась подвижность, быстрота смены возбудительного и тормозно- И. П. П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 273. 1 Т а м ж е, стр. 269. го процессов. У одних людей возбуждение легко переходит от одного очага к другому и на месте бывшего очага возбуждения легко возникает тормозной процесс. У других, наоборот, эта смена осуществляется трудно, т. е. сильно развита инертность, способность оставаться в раз достигнутом состоянии. Как возбуждение, так и торможение имеют большую склонность сохраняться. Это находит свое выражение в поведении животных. Согласно И. П. Павлову: «Одни из них в высшей степени реактивны, подвижны и общительны, т. е. как бы чрезвычайно возбудимы и скоры. Другие совершенно наоборот: мало реактивны, мало подвижны, мало общительны, т. е. вообще как бы мало возбудимы и медлительны. Этой разнице общего поведения, конечно, должно отвечать и особенное свойство нервной системы; всего ближе свести указанное различие на подвижность нервных процессов» i. Если представить в виде схемы ту классификацию типов нервной системы, которую дает И. П. Павлов, то мы получаем: ПОДВИЖНЫЙ
уравновешенный
чинертный \неуравновешенный (возбудимый) слабый Наиболее продуктивным из всех типов И. П. Павлов считал сильный, уравновешенный и подвижной «...это, — писал он,— | и есть совершеннейший из всех типов, так как им обеспечено точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды, как бы ни были сильны раздражители, как те, ответом на которые должна быть положительная деятельность, так и те, эффекты на которые должны быть заторможены, и как бы I быстро ни сменялись эти различные раздражители»2. Естественно, что люди, имеющие этот тип нервной системы, находятся | в более благоприятных условиях для достижения поставленных | себе в жизни целей.
Однако следует сразу предупредить от представления, что | сильный тип — это всегда хорошо, а слабый —это плохо. «Прежде всего, — отмечает А. Г. Иванов-Смоленский, — значение силы нервной системы в человеческом обществе в значительной мере | отступает на задний план по сравнению со значением социальной ценности личности, а оба эти понятия — нервной силы и социальной ценности — далеко не всегда совпадают и далеко не во J всех случаях консонируют. Следовательно, не отрицая положи- { тельного значения сильной и в особенности уравновешенной 1 И. П. Павлов, т. III, кн. 2-я, стр. 275. 2 Т а м ж е, стр. 273. нервной системы для человеческой личности, никогда нельзя забывать о ведущем значении социальной ее ценности, что, конечно, полностью относится и к оценке представителей слабых типов высшей нервной деятельности» *. Правильнее думать, что при всех типах нервной системы человек может достигнуть высоких показателей в жизни, если среда будет благоприятствовать выработке нужных, но недостаточно выраженных качеств. Психолог Б. М. Теплов считает, что слабость и инертность клеток не всегда отрицательное свойство, что слабость — это повышенная чувствительность, реактивность их, а инертность — причина образования очень устойчивых, прочных связей и стабильности реакции на изменение окружающей среды. Он счи-«тает, что «...ни подвижный, ни инертный типы нельзя считать просто «хорошим» или «плохим». Это — типы, характеризующие разные способы уравновешивания организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы»2. «Чистые» типы нервной системы встречаются редко, большинство — это смешанные, «промежуточные» типы. Следует отметить еще некоторые особенности высшей нервной деятельности наряду с разобранными. Как оказалось, свойства одних областей коры могут быть развиты сильнее, чем других. Как отмечает В. Мясищев, «...двигательная подвижность характеризует лишь активность, силу, возбудимость, перевес раздражительного процесса, подвижность процессов в двига* тельном анализаторе, но не характеризует ни подвижность, ни активность в высших процессах второй сигнальной системы, т. е. «подвижность ума», которая может быть и при малой подвижности в моторике»3. Так же, например, не существует параллелизма в интеллектуальной и эмоциональной подвижности или в общей подвижности и подвижности речедвигательного анали* затора. Это объясняется тем, что в процессе развития того или иного индивидуума некоторые анализаторы получают особенно сильное развитие, являются ведущими. Например — у спортсмена или балерины — двигательный анализатор, у музыкантов — слуховой, у художников — зрительный и т. п. Потому и особенности протекания возбуждения и торможения у них могут оказаться в разных анализаторах — разными. Тип нервной системы, понимаемый как сочетание природных свойств вместе с приобретенными, должен всегда учитываться в педагогике. Построение работы со студентом следует организовать помня о высокой способности нервной системы к приспо- 1 А. Г. И в а н о в-С моленский. Очерки патофизиологии высшей нерв 2 Б. М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., АПН, 1951, 3 В. Н. Мясищев. Ученые записки ЛГУ, № 185, 1954, стр. 49, «Проб соблению. Она должна быть направлена на воспитание полноценного деятеля в области вокального искусства. В учете индивидуальных типологических свойств нервной системы находит свое обоснование принцип индивидуального подхода к ученику. В связи с индивидуальным подходом к ученику следует вспомнить, что И. П. Павлов делил всех людей на типы, связанные не только с особенностями течения возбудительного и тормозного процессов, а и с манерой восприятия внешнего мира. «...Благодаря двум сигнальным системам и в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни, — пишет И. П. Павлов, — людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средние типы»1. Одни воспринимают мир главным образом посредством первой сигнальной системы, т. е. непосредственно, при помощи наших органов чувств целиком, как он дается в ощущениях. Других характеризует склонность к анализу и осмыслению явлений, к сопоставлениям, логическим построениям, выявлению причинно-следственных связей и другим мыслительным операциям, т. е. опосредование познания действительности при помощи второй сигнальной системы. (Как мы помним, мышление всегда протекает в речевой форме.) «Жизнь, — пишет И. П. Павлов, — отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни —художники, во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие —мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается» 2. Разумеется, большинство людей соединяет работу обеих систем, т. е. «художники» — осмысливают, а «мыслители» не только пользуются логическими абстракциями. Все же для людей художественного типа характерным остается образно-эмоциональное восприятие действительности, основанное главным образом на деятельности первой сигнальной системы, а для людей мыслительного типа — отвлеченное мышление, опосредованное восприятие действительности. Важность этих положений в педагогике очевидна. Вряд ли удачна будет работа с учеником «художественного типа», если педагог будет настойчиво и упорно идти путем дробления, бесконечного анализа техники, выделения из нее отдельных приемов. Это будет лишь путать ученика, создавать внутренние тормозы. Значительно большего можно добиться в этом случае 1 И. П. Павлов, т. III, кн. 2-я, стр. 346. 2 Т а м ж е, стр. 213. методом показа, копировки. Есть ученики, которые так и говорят: «Вы лучше не объясняйте, не говорите, а покажите». Для других анализ — очень существен, они любят все понять, уложить в голове и легко выполняют различные приемы. Для таких учеников плохо, если педагог не умеет объяснить то или иное явление, истолковать его, доказать, логически объяснить. Обычно эти ученики любят упражнения и могут легко перенести свои достижения с упражнений на произведения. Между тем для «художников» это — большая трудность. Заключение Пение, как и другие виды сознательной деятельности организма, управляются мозгом. Важнейшие механизмы в его работе— это механизм образования условнорефлекторных связей и механизм анализаторов. Весь индивидуальный опыт человека сосредоточен в коре мозга и закладывается в форме условно-рефлекторных связей. Условием выработки связи является повторность и одномоментность действия раздражителей, поэтому для запоминания и обучения надо повторять материал многократно. Условнорефлекторные связи вырабатываются на основе деятельности первой и второй сигнальных систем. Вторая сигнальная система (слово) в выработке условнорефлекторных связей у человека играет первенствующую роль. Когда имеется последовательная упорядоченная система действия раздражителей (внешний стереотип) и она многократно повторяется, то это приводит к образованию упорядоченной системы течения нервных процессов в коре мозга — к образованию стереотипа деятельности. Обучение профессиональному пению связано с выработкой певческих двигательных стереотипов. Динамические стереотипы, когда они выработаны, облегчают деятельность организма. Для выработки рефлекса, во время деятельности мозга, нервные клетки находятся в состоянии активности, возбуждения, которое затем сменяется отдыхом — торможением. Периодическая смена этих процессов — залог длительной работоспособности мозга. Сила, равновесие и подвижность возбудительного и тормозного процессов у разных людей не одинаковы. Это определяет различие типов высшей нервной деятельности (темпераментов), которые встречаются у различных людей. Возбудительный и тормозной процессы присутствуют в мозгу одновременно, образуя своебразную меняющуюся мозаику возбужденных и заторможенных участков. Возбуждение и торможение связаны между собой законами иррадиации и концентрации, а также взаимной индукции, позволяющими объяснить ряд особенностей поведения человека. Важнейшим свойством нервных клеток является инертность их, потому всякое раздражение оставляет в коре мозга свой след. Хотя свойства нервной системы в целом определяются природными особенностями течения возбудительного и тормозного процессов, они способны изменяться под влиянием внешних воздействий. Такая пластичность—важнейшее свойство нервной системы. Оно должно учитываться в педагогике. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ УЧЕНИЯ И. П. ПАВЛОВА О СВЯЗИ ТЕХНИКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Пение — один из видов мышечного движения Всякое музыкальное исполнение всегда протекает в форме ряда эмоционально окрашенных движений. И. М. Сеченов очень точно заметил, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению» '. В другом месте, проводя ту же мысль о значении двигательной функции, он пишет: «Да и может ли быть в самом деле иначе, если мы знаем, что рукой музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки полные жизни я страсти, а под рукой скульптора оживает камень. Ведь и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения...»2. Техника пения и ее связь с исполнительской задачей Технику пения следует рассматривать как результат образования многочисленных связей в речедвигательном анализаторе, связей, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи. Во всяком искусстве ремесленная техника является той базой, на которой проявляется творчество. Известен афоризм: «Ремесло является подножием к искусству». Однако в совершенном искусстве ремесло исчезает и становится незаметным. Нам всем приходилось видеть и слышать некоторых исполнителей, у которых подчиненность техники исполнительской задаче настолько абсолютна, совершенна, что эта техника совершенно не замечается. Воспринимается непосредственно только образ, переживание, а техника «растворяется в 1 И. М. Сеченов. Избранные произведения, изд. АН СССР, М., 1952, 2 Т а м ж е, стр. 10. исполнительстве». Это всегда находит свою оценку в отзывах публики, и после концерта такого пианиста трудно услышать восхищение октавной техникой, техникой perle, чеканностью ритма и т. п., что часто приходится слышать после концерта других блестящих виртуозов. Замечательной в этих случаях является незаметность всех тех технических элементов, которые у других воспринимаются совершенно отчетливо и своим совер* шенством способны вызывать восхищение. Когда танцует Г. Уланова, мы не замечаем тех элементов техники, которые всегда, как и у других исполнительниц, присутствуют в ее танце, а видим образы, переживания, выраженные в совершенной пластической форме. Когда играет С. Рихтер, мы также не слышим никаких отдельных технических элементов, мы воспринимаем музыку, которая нам рассказывает, создает образы. То же самое можно сказать о пении Шаляпина. Если у мно Как мы уже знаем, основным в физиологическом учении И. П. Павлова является принцип причинной обусловленности всех реакций организма — принцип детерминизма. «Та или другая деятельность организма есть закономерный ответ на тот или иной внешний агент,..»1 — пишет И. П. Павлов. Наши мысли, образные представления он считал такими же реальными условными раздражителями, как и внешние факторы. И. П. Павлов писал: «Ваши собственные мысли, или немые
1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. слова, и слова, которые падают на вас от других,— это тоже раздражители разной силы и качества, похожие на наши условные раздражители»1. Условными раздражителями процесса исполнения, который, как мы уже писали, всегда протекает в двигательной форме, служат музыкальные мысли, звуковые образы, возникшие в результате постижения разумом и чувством музыкального содержания произведения. И. П. Павлов пишет: «Возбуждение по нервным волокнам, как проводам, — бежит в центральную нервную систему и оттуда, благодаря установленным связям, по другим проводам приносится к рабочему органу, трансформируясь в свою очередь в специфический процесс клеток этого органа. Таким образом тот или другой агент закономерно связывается с той или другой деятельностью организма, как причинз со следствием»2. В нашем случае музыкальные образы — причина, я чх техническое воплощение— следствие. Они должны находиться в рефлекторной связи. Таким образом, именно звуковые образы должны диктовать исполнителю приемы, технические средства для их звукового воплощения, тогда вся его техника будет строиться как выражение определенных музыкально-исполнительских задач. Роль развития музыкальности. Музыкальный язык Из сказанного выше следует важнейший для педагогики Бессмысленно учить вокальной технике человека, у которого 1 не развита музыкальность. Его техника будет образована как | следствие каких-то побочных моментов. Это будет мертвая техника, не рожденная музыкой, не связанная с ней. Научить ученика верно пропеть технически правильно поставленным голосом нотный текст — еще не значит научить его пению. В нотах ] не все записано. Это только схематизированное безжизненное изложение музыкальной мысли композитора. Эти мысли должны вновь ожить. Они оживают тогда, когда исполнитель, прочтя произведение, воссоздает их в своем воображении вновь в фор-,| ме ярких образов и затем воплощает их в звуках. Это воссоздание— творческий процесс, он всегда индивидуален. Один и тот же нотный текст у разных исполнителей вызывает различные i образы. Даже слабое произведение под влиянием творческой i фантазии талантливого исполнителя может восприниматься как значительное, производя большое впечатление. 1 «Павловские среды». М.—Л„ изд. АН СССР, т. II, стр. 151. 2 И. П Павлов, т. IV, стр. 22. Задача педагога — развить у ученика музыкальность и артистизм. Его надо научить понимать музыкальный язык, разбу* дить его творческую фантазию. Развитие музыкальности, му* зыкального мышления, творческой фантазии позволит ему вести необходимый отбор исполнительских приемов, выработку тонких приспособлений, нужных для выражения его творческого за* мысла. Различные звуковые явления, и в частности музыка, в течение всей жизни улавливаются нашим слухом и по системе слухового анализатора поступают в мозг, где в соответствующих отделах коры происходит обработка этих сигналов, «откладывание» их в звуковой памяти. Человек накапливает звуковой опыт. На этой основе происходит развитие внутреннего слуха, музыкальных представлений, музыкального мышления. Однако сам по себе музыкальный звуковой опыт еще не ведет к развитию музыкального чувства, музыкальности. Музыкальные построения тогда превращаются в язык, когда они связываются с определёнными явлениями, предметами внешнего мира, с различными состояниями человека, с его переживаниями. Когда звуки начинают обозначать эти явления и служить средством передачи определенного сообщения, они становятся языком. Обыкновенно с детства ребенок в той или иной степени постигает этот язык. Засыпая под колыбельную песню, приплясывая под танцевальный напев, он начинает понимать что различная музыка обозначает разные явления. Освоив речь, он по словам песни начинает понимать ее музыкальное содержание и включать в свою деятельность — в игры, в танец, т. е. активно пользоваться этой музыкой. Так постепенно у ребенка родятся определенные музыкальные образы, музыка начинает обозна* чать для него те или иные явления, входить в его мышление. Чем чаще определенные музыкальные построения, звучания начинают обозначать понятные ребенку явления, чем чаще он ими пользуется в своих занятиях, играх, тем прочнее эти музыкальные образы входят в его жизнь, тем активнее он ими оперирует, развивая и обогащая свое образное музыкальное мышление, свою музыкальную фантазию. Потому условия, в которых воспитывается ребенок, имеют такое большое значение для развития музыкальности. Когда ребенок освоил нотную грамоту и читает нотные знаки, если произведение посильно его пониманию, — он быстро перестает видеть эти нотные знаки и начинает оперировать музыкальными образами, которые у него при этом возникают. Как правило, музыкальные произведения, которые пишутся для детей, имеют названия, подсказывающие то содержание, которое в них заключено. Если ребенок систематически занимается музыкой, общается с ней часто, постепенно ему становятся доступными все более и более сложные произведения, его музыкальное мышление, его фантазия и образное видение развиваются все больше и больше. Подобно тому как каждый человек по-разному воспринимает одну и ту же книгу Вокальному педагогу приходится часто иметь дело с учений ками, не попавшими с детства в благоприятные условия музыкального окружения и потому имеющими недостаточное музыкальное развитие. Однако развитие музыкальности возможно в любом возрасте. Любая способность может быть при определенных условиях развита. Нервная система способна к различным видоизменениям и развитию под влиянием требований окружающей среды. Такая.способность, как музыкальность, т. е. умение понимать музыкальную речь, постигать ее содержание, может быть освоена в большей или меньшей полноте любым человеком при верном подходе к этой задаче. В равной степени можно развить элементы музыкальности, из которых она складывается: звуко-высотный слух, чувство ритма, ладовое чувство, гармонический слух и т. п. Как иностранный язык усваивается лучше всего в живом общении, когда человек живет в стране, где говорят на этом языке, где каждое слово, фраза, выражение непосредственно евязывается с окружающим миром, говорит о тех или иных явлениях, так и музыкальный язык постигается быстрее всего, когда он в живом исполнении рассказывает своим языком о явлениях действительности, отраженных в нем. Приобщение ученика к.музыке и умение раскрыть ее содержание, если оно недостаточно глубоко им осознается, является важнейшей педагогической задачей, которая должна предшествовать или по крайней мере идти в ногу с развитием технических умений. Следует подчеркнуть важность развития музыкальности не столько путем изучения теоретических основ музыкального языка, сколько путем возможно большего общения с музыкой, особенно с музыкой высокого качества, которая посильна для понимания ученика. Повседневные занятия музыкой развивают музыкальность значительно быстрее и полнее, чем изолированное освоение отдельных элементов музыкального языка. Это не значит, конечно, что «анатомирование» музыки, т. е. изучение принципов построения музыкального произведения, анализ его, как и развитие тех элементов, из которых складывается музыкальный язык, т. е. совершенствование слуха, ритма, не играют здесь роли. Разумеется это тоже важно, ценно и нужно, но прежде всего сама музыка должна стать для.человека живым языком, который говорит ему о чувствах, переживаниях, образах действительности. Чем талантливее композитор, тем более ярко, глубоко и своеобразно говорит он о явлениях жизни языком музыки. Потому подбор репертуара, на котором происходит развитие музыкального чувства, имеет чрезвычайно важное значение. Как и во всех случаях, доступность понимания и постепенность усложнения репертуара является существенным моментом развития музыкальности. Важно, чтобы музыка всегда была понятной и вызывала определенные представления, образы действительности. Тогда музыкальные мысли произведения не являются чужеродными, а превращаются в своеобразный язык. Если музыка не вызывает определенных образов, представлений, не говорит о переживаниях, она становится как для самого певца, так и для слушателей мертвой, непонятной. Отбор исполнительских приемов и его связь с развитием музыкального мышления Чем богаче внутренний музыкальный,мир исполнителя, чем лучше развито его музыкальное мышление, тем многообразнее задачи, которые оно ставит перед голосовым аппаратом в процессе воплощения музыкальных мыслей композитора. Произведение, которое надлежит исполнить, рождает у исполнителя внутреннее представление о том, какими исполнительскими средствами надо воспользоваться для его звуковой реализации. Отбор исполнительских приемов идет путем развития нужных связей в голосовом аппарате и уточнения движений. В основе этого процесса, как мы уже знаем, лежит процесс развития диф-ференцировочного торможения. Создавая желаемое звучание и сравнивая получившийся звуковой результат, певец ищет соответствия между задуманным и получившимся звучанием, все время, от попытки к попытке, уточняя получившийся результат. Певец производит этот отбор на основе того двигательного вокального опыта, который образовался у него в процессе обучения. Определенному звучанию соответствует двигательный навык его воспроизведения. Чем больше, обширнее этот опыт, тем больше возможностей имеет певец для воплощения своих музыкальных образов. В процессе осуществления отбора нужных средств воплощения большая роль принадлежит системам анализаторов, сообщающих о качестве полученного звучания. Развитие слуха и других систем контроля — необходимо для тонкого развития процесса отбора нужных приспособлений. Не меньшее значение в этом процессе имеет накопление многочисленных двигательных певческих навыков, которые являются базой для отбора и уточнения. На вопросе развития слуха и других ощущений певца, как и выработки профессиональных певческих навыков, мы позволим себе специально остановиться в последующих разделах. Но если исполнителю удалось достигнуть нужного звукового результата и произведение получается
так, как оно было задумано, процесс отбора и уточнения на этом не кончается. У певца в процессе исполнения появляются новые требования, диктуемые реакцией публики, акустикой зал и другими моментами, которые вносят в исполнительские за1 дачи свои коррективы. Кроме того, со временем произведени переосмысливается, «вынашивается», что также требует беско ■ нечного изменения и уточнения выразительных средств. У ма • стера произведение никогда не застывает, оно бесконечно углубляется, его интерпретация меняется, и поиск новых выразительных средств никогда не прекращается. Чем взыскательнее художник, тем богаче его звуковая палитра, тем большее колШ-чество навыков ему надо образовать для этого. Поэтому мастер учится всегда, постоянно шлифуя свою технику. Он всегда в поиске новых исполн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|