Состояние перед выступлением
Перед выступлением, кроме внутренней настройки, о которой мы говорили выше, также необходимо распеться. Распе-вание перед выступлением должно включать привычные распевочные упражнения. Пение привычных, впетых упражнений, кроме того что приводит голосовой аппарат в рабочее певческое состояние, помогает в борьбе с излишним волнением, что, как мы уже писали, может привести к затруднению в выполнении намеченной исполнительской задачи. И. П. Павлов 1писал,—«Сильное возбуждение от эмоций повышает возбудимость коры, и это быстро ведет раздражение ее к пределу и за предел ее работоспособности» '. Сильные волнения перед выступлением, вследствие этого, могут повести к торможению 'нервной системы и невозможности петь. К аналогичному состоянию может привести и слишком длительное ожидание выступления. Длительное волнение, даже умеренное, приводит к утомлению 'нервных клеток, к апатичному состоянию. Во всех этих.случаях пение привычных упражнений или легких, хорошо впетых произведений оказывает благоприятное влияние на нервную систему, повышая ее функциональные возможности, и создает предпосылки к успешному выступлению. Если 'нервная система слишком возбуждена, певец сильно волнуется, то и в этом случае пение привычных упражнений оказывает благотворное влияние, приводя к более спокойному течению возбуждения. Распевание снимает лишнее возбуждение при перевозбуждении и возбуждает при апатии. Говоря о слишком сильном возбуждении нервной системы перед выступлением, нужно указать и на благоприятную роль слова в снятии этого мешающего момента. Словами можно снять излишнее возбуждение. Поэтому умелое использование внушения Словом — в виде совета, беседы, перед выступлением может оказать большую услугу певцу. Педагог должен использовать могучее действие слова для воздействия на ученика перед выступлением: успокоить слишком возбужденного, Подбодрить, активизировать апатичного.
Заключение Никакая работа не удается сразу в полную силу. Надо в нее втянуться, вработаться. Это свойство связано С преодолением инертности нервных процессов. Время врабатываемости сокращается при тренировке. Распевание — это врабатывае-мость певца. К ней надо относиться С вниманием. Нельзя приступать к пению без распевания, это может привести к нежелательным последствиям. Распевание певца включает два момента: разогревание, т. е. действительное распевание, и работу над совершенствованием техники. Методически их не следует смешивать. Выступление требует определенной настройки нервной системы и хорошего разогревания.голосового аппарата на распевочных упражнениях. Распевание следует вести в стиле предстоящего пения. УТОМЛЕНИЕ Нервная система и развитие утомления Каждый певец хорошо знает, что пение, это не только работа голосового аппарата и мышц — это большой нервный труд. Потому, говоря об утомлении в пении, следует сразу отметить, что 'процесс ' утомления нельзя 'сводить только к утомлению мышц, хотя таковое и может наступить. Утомление выражается в падении работоспособности в результате произведенной работы. Это падение работоспособности возникает вследствие того, что наступают определенные функциональные Сдвиги в нервной системе пев-ц а. Кора больших полушарий мозга, являющаяся наиболее высоко организованным органом, наиболее чувствительным «сторожевым пунктом организма», по словам И. П. Павлова,— подвержена и наиболее быстрой утомляемости. И. П. Павлов писал, что нервная клетка коры больших 'полушарий «...владеет высшей реактивностью, а ! следовательно, ' стремительной функциональной разрушимостью, быстрой утомляемостью»'.
Современная физиология считает, что в возникновении явления утомления главная роль принадлежит центральной нервной системе. Еще И. М. Сеченов писал: «Источник ощущения усталости помещают 'обыкновенно в 'работающие мышцы; я же помещаю его... исключительно в центральную нервную систему»2.
1 И. П. П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 207. 1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 210. 2 И. М. С е ч е н о в. Избранные сочинения, т. II, стр. 861.
Пение — творческий труд, 'связанный с выполнением сложных исполнительских задач, и, кроме того, — это мышечный труд прежде всего. Известно, насколько утомительным является пение концерта или исполнение оперной партии, какой большой подготовки и нервной настройки они требуют. Во время выступления отдается огромная нервная энергия, так 'как выступление происходит в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Поэтому часто после спетого концерта или выступления!в опере певец сохраняет это возбуждение, вернувшись домой, не -может успокоиться, даже уснуть. Частые бес-соницы артистов — результат большого перевозбуждения на спектакле. На следующий день результат выступления сказывается в -понижении работоспособности, некоторой вялости и разбитости. Разумеется, все это протекает у разных певцов в. разной форме. Не только во время выступления, но и в процессе тренировки, в период нахождения, установления и закрепления певческих навыков, ©о время занятий;затрачивается значительный нервный труд. Активная мышечная работа, которая происходит при пении,, есть результат интенсивной деятельности нервных центров, заведующих движением. Если петь долго и интенсивно, т. е. заставлять двигательные нервные центры находиться в 'состоянии повышенной интенсивной деятельности продолжительное время, то функция их нарушается, 'что выражается прежде ©сего в изменении равновесия между возбудительным и тормозным процессами. Начинает преобладать тормозное состояние, нарушается тонкая координация, изменяются и условия | литани» нервных клеток и мышц, что мешает работе контролирующих, систем. Все это ведет к нарушению голосообразования. Сначала 'пропадают тонкие нюансы, страдают края диапазона, но певец еще может петь, потом он охрипает, голос «садится», пение становится невозможным. '
Факторы, препятствующие утомляемости Однако имеются многочисленные способы, позволяющие | нервной системе бороться с развивающимися явлениями утомления. Есть большое количество факторов, поднимающих активность нервной системы. Многочисленные раздражители нервной системы могут оказать на нее возбуждающее действие. Одним из них является эмоциональный1 | фактор. Если работа нравится, т. е. выполняется эмоционально и | эмоции положительны, то она не вызывает утомления, та же работа по принуждению вызывает утомление значительно» | скорее. Почти любая скучная, монотонная, однообразная работа, как правило, очень быстро вызывает усталость. Такая же работа при смене впечатлений усталости не вызывает. Не случайно, что при длительном марше солдаты поют, и монотонность движения скрадывается, усталость меньше. Известно возбуждающее влияние, которое производит музыка при монотонной физической работе. Эмоциональное переживание исполняемого повышает деятельность центральнной нервной системы, позволяет легче преодолевать трудности произведения и бороться с утомляемостью. Весьма большое значение имеют обратные связи, несущие в центральную нервную систему возбуждающее влияние от работающих мышц, от рецепторов слухового, вибрационного и других анализаторов. Известно, например, что раздражения, поступающие в кору головного мозга от тройничного нерва, иннервирующего кожу лица, рта, носовой и придаточных полостей носа, возбуждают деятельность центров, управляющих работой голосового аппарата, помогают бороться с утомляемостью. Этим между прочим, вероятно, и объясняется облегчение голосообразования, когда «включаются резонаторы», т. е. когда певец испытывает сильные вибрационные ощущения в голове. Эти вибрации по нервным путям оказывают Стимулирующее влияние на нервные центры, заведующие деятельностью голосового аппарата.
Чрезвычайно большое влияние на снижение утомляемости могут оказывать и сигналы второй сигнальной системы — речь. Слова одобрения, поощрения и поддержки помогают более легко выполнять ту или иную работу. В педагогической практике эти рлияния должны применяться широко. Пение в условиях постоянного недовольства педагога, раздражительности, недружелюбия подавляют ученика, понижают работоспособность, резко повышают утомляемость. Одно из важнейших правил педагогики — сделать урок интересным, т. е. повысить эмоцинальное состояние ученика — основывается в частности, на стимулировании деятельности нервной системы, на лучшем протекании возбудительного и тормозного процессов, на меньшей утомляемости нервной системы. О том, что в утомлении основную роль играют процессы, протекающие в центральной нервной системе, а не в мышцах, убедительно показывает опыт с внушением. В гипнотическом состоянии человек способен выполнить такие мышечные напряжения, какие он в жизни делать не может. Интересны опыты, проделанные в состоянии гипноза, когда испытуемому при работе с поднятием тяжелого груза внушалось, что он поднимает легкий, а при поднятии легкого — что он тяжелый. Явления утомления развивались быстрее в том случае, когда груз был легким, а загипнотизированный думал, что это тяжелый груз. Такие опыты убедительно показывают, что утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и, что слово, убеждение, представления могут иметь чрезвычайно существенное значение в развитии или предупреждении процесса утомления. В пении внушение и самовнушение, т. е. воздействие посредством слова, имеет чрезвычайно большое значение для выполнения сложных творческих задач, ставящихся перед голосовым аппаратом. Уверенность, ободряющее слово помогают выполнять голосовые задачи. На развитие процесса утомления оказывает большое влияние состояние вегетативного отдела нервной системы. Функциональные свойства нервов и 'мышц зависят от действия вегетативной нервной системы, регулирующей обмен веществ в этих тканях. Образно говоря, додвоз необходимых для функции нервов 'и мышц материалов и вывоз шлаков, продуктов деятельности, лежит на этом отделе нервной системы. Воздействие через вегетативную систему, например посредством активизации ее симпатического отдела, может существенно повлиять на предупреждение развития явления утомления. Действие некоторых медикаментозных средств, типа фенамина имеют подобное воздействие, влияя на обмен веществ утомленных клеток.
Таким образом, основные явления, связанные с утомлением, развиваются в центральной нервной системе. Утомление в мышцах Однако при утомлении происходят нарушения и в самих мышцах. Утомление в мышце выражается в том, что амплитуда ее сокращений становится все меньше и меньше, фаза расслабления все больше и больше увеличивается, а само расслабление становится все менее и менее полным, наконец, оно перестает осуществляться и наступает судорожное состояние (контрактура). Мышца на ощупь имеет жесткий, «одервенелый».1 характер, ощущается тяжесть, появляется отечность и боль. ' Нужен отдых, массаж, чтобы она расправилась. Явления утомления, развивающиеся в мышцах, сложны по своему характеру. При утомлении мышцы недостаточно пополняются запасом питательных веществ, необходимых для их работы, поэтому при некоторых видах спорта рекомендуют во время прохождения дистанции есть сахар. Это помогает работе утомленных мышц. Мышцы потребляют во время работы много I кислорода и поэтому должны хорошо кровоснабжаться. В них»! накапливаются продукты обмена веществ, шлаки, в частности *' молочная кислота, и 'необходима усиленная циркуляция лимфы'' и крови для ее удаления. Все эти явления меняют возбудимость мышц, повышают их вязкость. Нужен покой и массаж для того, чтобы привести к норме все эти нарушения обмена веществ в мышце. Как известно из последних исследований, голосовые мышцы и нервный аппарат гортани являются совершенно особы-м и по сравнению с!другими мышцами и нервами человеческого тела, о чем мы подробно расказываем в главе о гортани. Здесь же следует подчеркнуть, что явления переутомления в гортани вызывают субъективно те же ощущения, что и в других мышцах: тяжесть, неудобство, одервенелость и просто болезненные, судорожные ощущения. Естественно, что звук при этих явлениях бывает резко изменен. Особенно страдают края диапазона, отмечается резкое понижение силы голоса и динамических возможностей, резко меняется тембр за счет уменьшения числа и интенсивности высоких обертонов и появления дополнительных призвуков. Сильные степени утомления могут повести к несмыканию связок, иногда протекающему по типу частичного пареза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|