Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы звенности товародвижения




На организацию процессов оптовой торговли и товародвижения ока­зывают влияние определенные факторы.

Наиболее общим фактором, обусловливающим объективную необ­ходимость в товародвижении, является несовпадение мест (пунктов) производства и мест (районов) личного потребления. Производство как продовольственных, так и непродовольственных товаров, концентриру­ется на специализированных предприятиях, выпускающих продукцию в сравнительно узком (промышленном) ассортименте. Потребление товаров, наоборот, крайне рассредоточено и требует их комплектования в широком ассортименте в розничных предприятиях, расположенных в непосредственной близости от потребителей. Поэтому товары должны обязательно перемещаться из пунктов производства в районы потреб­ления, из производственных в розничные предприятия.

Однако фактор несовпадения мест производства и мест потребле­ния сам по себе обусловливает необходимость товародвижения в его простейшей транзитной форме, а необходимость продажи товаров розничным предприятиям вызывает только простейшую, одноактную форму оптовой торговли. Более сложные формы звенности товаро­движения вызываются другими факторами.

Одним из таких факторов является различная степень концентра­ции производства и различная по радиусу зона потребления продук­ции данного производства. Если производственное предприятие' небольшое и таких предприятий, вырабатывающих однородную про­дукцию, в данном городе или области относительно немного и они имеют местное значение, то ничто не мешает устанавливать прямые хозяйственные связи этих производственных предприятий с местны­ми розничными предприятиями или организациями. Оптовая торгов­ля будет тогда одноактной, а товародвижение может быть транзит­ным. Например, хлебопекарные заводы продают свою продукцию и доставляют ее в розничные предприятия. Подобные же связи устанав­ливаются по торговле и движению молока и молочнокислых продук­тов, пива, безалкогольных напитков и некоторых других товаров.

При федеральном значении производственных предприятий, напри­мер московских и петербургских кондитерских фабрик, сахарных заводов в свеклосеющих районах, крупных плодоовощеконсервных за­водов юга России, дальневосточных или мурманских предприятий рыбной промышленности и т. п., возникают варианты звенности опто­вой торговли различной экономической эффективности и различной складской звенности товародвижения. Прямые связи таких предпри­ятий целесообразно устанавливать с местными розничными предпри­ятиями и организациями по продукции, предназначаемой для местно­го потребления. По другой продукции целесообразнее формировать связи с оптовыми торговыми предприятиями, находящимися в тех районах потребления, куда вывозится данная продукция. В этом слу­чае привлечение к участию оптового звена укрупняет операции про­дажи и партионность отгрузок товаров, делает возможным непо­средственное товароснабжение розничной сети с местных оптовых предприятий, что сокращает затраты труда и ускоряет оборачиваемость оборотных средств.

Продукцию с однородных производственных предприятий, напри­мер с рыбодобывающих, экономичнее продавать одному сбытовому предприятию и направлять рыбу на холодильники этого предприятия, находящиеся в районе данных рыбных промыслов. Тем самым обеспечивается наиболее быстрый сбыт продукции производственными предприятиями и обусловливаются надлежащие условия ее хранения. Сбытовое предприятие, создавая необходимые товарные запасы продук­ции многих производственных предприятий данного района, с меньши­ми затратами труда и средств обеспечивает продажу и отгрузку товара оптовым предприятиям, в том числе находящимся в других районах.

Эта вторая по порядку оптовая продажа и отгрузка товара оптовым предприятиям другого района более экономична, чем поставка непосред­ственно в розничную сеть. Оптовые предприятия продадут и свое­временно доставят товар розничным предприятиям. Участие в това­рообороте и товародвижении оптовых предприятий, находящихся в районах потребления, диктуется не столько интересами производства, сколько интересами розничной торговли. Розничные предприятия не смогут получить, сохранить и быстро реализовать крупные партии то­варов, какими ведется отгрузка от иногородних поставщиков оптовым предприятиям. Отгрузка мелкими партиями каждому розничному предприятию обходится очень дорого и практически неприемлема.

Таким образом, фактор концентрации производства в районах сы­рьевых ресурсов, а также в исторически сложившихся крупных про­мышленных центрах образует обширные зоны сбыта (потребления). Это обусловливает применение однозвенной и даже двухзвенной форм оптовой торговли, а также аналогичных форм товародвижения с тем, чтобы облегчить первоначальный сбыт и сохранность продуктов, удешевить их транспортировку и ускорить движение, создать условия более совершенного товароснабжения розничной сети товарами ино-районного производства. Под влиянием более равномерного размеще­ния в стране вновь строящихся предприятий, в том числе малых пред­приятий, создаются предпосылки для уменьшения звенности в оптовой торговле и товародвижении.

Звенность в торговле, как правило, должна совпадать со звенностью м товародвижении. Последняя служит определяющей для первой. По имеются факторы, обусловливающие звенность в торговле незави­симо от знсппости в товародвижении. Имеются также факторы, кото­рые определяю! звенность товародвижения, не вызывая аналогичной звенности в оптовой торговле.

Основным фактором звенности в торговле, обусловливающим уча­стие оптовых предприятии в межрегиональном и межобластном това-рооборото, является стремление к облегчению установления хозяйствен­ных связей между розничными и производственными предприятиями, находящимися на больших расстояниях друг от друга; стремление к сокращению издержек по таким связям. Было бы нерационально каждому розничному предприятию данного города или района посы­лать своих представителей в другие области и регионы для закупки нужных товаров. Намного экономичнее розничным предприятиям по­купать, например, кондитерские изделия, консервы, чай, сахар, соль и другие товары иногороднего производства у местных оптовых пред­приятий. Местное оптовое предприятие, закупая товары для многих розничных предприятий у различных поставщиков, находящихся за пределами данного района, организованнее и дешевле осуществит не­обходимые связи с поставщиками-изготовителями товаров.

Основная масса товаров, закупаемая оптовыми предприятиями у иногородних поставщиков-изготовителей, пойдет через склады этих же оптовых предприятий, а другая часть, например плодоовощные консервы, в производственном ассортименте может быть направлена в контейнерах транзитом продовольственным магазинам. Такой то­вар, как соль, может направляться целыми вагонами на склады сель­ских потребительских обществ, минуя склады оптовых предприятий. Звенность товарооборота по консервам в данном случае будет больше звенности движения консервов, а звенность товародвижения по соли окажется одинаковой со звенностью товарооборота. Все подобного рода несовпадения экономически являются рациональными и наи­лучшими вариантами применения форм звенности товарооборота и товародвижения.

Факторами звенности товародвижения, образующимися независи­мо от звенности в торговле, являются физико-химические свойства и степень сложности ассортимента данной группы товаров. Например, та же соль является продуктом большого объемного веса и имеет низ­кую цену, а ее продвижение в розничную сеть весьма трудоемкое. По­этому с предприятий соляной промышленности отправлять соль на большие расстояния целесообразно крупными партиями. Для преоб­разования крупных партий в мелкие, приемлемые для магазинов, дви­жение соли обязательно нуждается в одном складском звене, находя­щемся на небольшом расстоянии от магазинов.

Независимо от звенности в товарообороте нуждаются в одном складском звене и кондитерские изделия, хотя их можно направлять с фабрик не вагонами, а контейнерами и более мелкими партиями. Не­обходимость в складском звене для этих товаров обусловливается вы­сокой степенью сложности товарного ассортимента кондитерских из­делий. Для необходимой широты товарного ассортимента розничные предприятия должны иметь постоянно в продаже десятки наименований карамели, конфет, драже, шоколадных и других кондитерских из­делий. Большая часть этих изделий имеет ограниченные сроки хране­ния. Следовательно, розничные предприятия не могут принимать эти товары от фабрик даже теми минимальными нормами, которые уста­новлены для отгрузок по железной дороге. Они нуждаются в более частом пополнении запасов кондитерских изделий и других подобных товаров значительно меньшими партиями, но в широком ассортимен­те. Аккумулировать необходимые товарные запасы, преобразовывать промышленный ассортимент в торговый и обеспечивать непрерывное товароснабжение розничной сети — таково назначение складских зве­ньев в движении товаров сложного ассортимента как продовольствен­ных, так и непродовольственных.

Существенным фактором звенности товародвижения являются транспортные условия, стремление к наиболее экономичному исполь­зованию различных видов транспорта и транспортных средств. Исполь­зование, например, наиболее дешевых перевозок водным транспортом обусловливает создание перевалочных складов на речных и морских путях, особенно в районах Крайнего Севера. Сокращение перевалоч­ных звеньев возможно лишь путем экономически рационального пре­вращения их из перевалочных в основные торгово-распределитель-ные, осуществляющие товароснабжение розничной сети, тяготеющей к данной пристани. Для движения товаров, например, в розничную сеть потребительской кооперации глубинных районов, куда не про­ходят обычные автомашины средней грузоподъемности, требуется иметь перевалочные склады потребительских обществ, с которых то­вары, подготовленные на районной или межрайонной оптовой базе, будут доставляться по назначению автомобилями малой грузоподъ­емности или высокой проходимости, а также гужевым транспортом. Улучшение и выпуск машин повышенной проходимости для работы в условиях проселочных дорог приведет к упразднению перевалочного звена в таких районах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...