Видео - звучит фрагмент хорового концерта Березовского
Лекция - концерт «Древнерусская музыка» Автор: Тетенькина Людмила Леонидовна, преподаватель МБУДО «Белохолуницкая ДШИ» Описание материала: внеклассное мероприятие проводиться в клубе «Музыкальная гостиная» созданном в школе в 2005 году для учащихся школы,родителей, жителей города, для всех любителей классической музыки. В мероприятии использованы видео материалы, выступление педагогов нашей школы. Конспект может быть полезен для преподавателей «Детских школ искусств» Цель: 1. Познакомить учащихся, прежде всего с историей развития древнерусской музыки 2. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию учащихся 3. Способствовать повышению интереса у учащихся к истокам нашей русской культуры. Используемые материалы: ноутбук, экран, микрофон.
Ход лекции – концерта Вступительное слово ведущей: Здравствуйте уважаемые любители музыкального искусства. Мы рады вас приветствовать вас в нашей «Музыкальной гостиной» Сегодня мы познакомим вас с нашей древнерусской культурой, музыкой, которая охватывает большой период нашей истории, но мы о ней знаем очень мало. Ведущая:
Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой период времени - он охватывает 8 столетий. От возникновения русского государства в 9 веке до реформ Петра 1. Всё это время русская музыка развивалась в 2-х областях – народной и церковной. Жанры народных песен сопровождали практически все события жизни человека. В народной среде выделился особый слой профессиональных музыкантов – скоморохи. Так называли бродячих музыкантов, актёров, певцов и танцоров (их ещё называли потешниками) а их жён плясицами. Царь Алексей Михайлович в 1674, по случаю торжественного объявления Федора Алексеевича наследником престола и рождения царевны Феодоры, задал большой пир; «а после кушанья изволил великий государь себя тешить всякими игры, — читаем в Дворцовых разрядах, —
Звучат Стихи о скоморохах В исполнении К. Райкина Скоморохи По тусклым дорогам идут скоморохи,По главному шляху, по малой дороге.Отвергнуты церковью, признаны БогомПо русским дорогам идут скоморохи... Что могут они? - Потешать, скоморохи.Что могут они? - Рассмешить, скоморохи.А могут ли что-то решить скоморохи,Какие вопросы, в какие эпохи... Пойдут они в город, посмотрятся, где быУстроить им игрища утречком рано,Для красных Петрушек поставить вертепыПоближе к базару, подальше от храма. Забудет старуха невзгоды и беды,Забудут холопы кабальные ети,Забудет боярин войну и победы,Когда затанцуют козлы и медведи. Пусть к злобе и мести взывают пророки,Пускай кулаки воздвигают над веком.Народу надежду внушат скоморохиИ смехом его напитают, как млеком. Воспрянет старуха с козой на аркане,Торговые люди, стрельцы, лесорубы.И даже боярин в брусничном кафтанеИ ангелы грянут в небесные трубы. По тусклым дорогам идут скоморохи,По главному шляху, по малой дороге.Отвергнуты церковью, признаны БогомПо русским дорогам идут скоморохи...Ведущая: Они ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому - нибудь князю.
Звучит видео - фрагмент оперы Чайковского «Черевички» Ведущая: Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда то скоморохам.
Гудок. Гусли Кувиклы. (фото) Церковь. Это – самый важный очаг. Церковная музыка на Руси существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Более того инструментальная музыка считалась греховной бесовской. В те времена считали, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение. Такое пение учило любить бога и ближних.
Колокола получили названия «Сысой» «Лебедь» «Баран» в Кремле «Царь-колокол»
Видео (Звучат - Колокола)
Ведущая: Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.). Видео: звучит - Знаменный распев Церковное пение служило образцом высшего профессионализма. Древнерусские песнопения - стихиры, тропари, кондаки по вдохновению, профессионализму исполнения не уступают фрескам Андрея Рублёва. Звучат – Тропари и кондаки в исполнении Ансамбля педагогов школы
Ведущая: Надо учитывать то, что у знаменных песнопений не было конкретного автора. Человека, который их создавал, называли распевщиком. Он являлся интерпретатором,а не творцом песнопений. Они никогда не ставили своего имени. Ведь они писали музыку для бога, а бог и так знал кто они. Каждый распевщик вносил свои изменения, поправки. Как и в русских народных песнях. Крюковые рукописи 11-16 веков большей частью до сих пор не расшифрованы. Их расщифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач. В 1 половине 17 века была создана система церковных согласий, составивший диатонический церковный звукоряд.
Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное обозначение. Это послужило основой системы киноварных помёт. Их выполняли красной краской – киноварью.
Главное преимущество этой системы состояло в том, что специальные значки уточняли высоту звука. Изобретение киноварных помёт приписывают новгородскому мастеру Ивану Шандуру. Эти значки дают возможность точно переводить той поры на современную систему нотной записи.
В 17 веке музыкальная культура нашей страны достигла очень высокого уровня, особенно хоровая. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь на смену ей пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись. Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление).
Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов. Эти концерты стали переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.
В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра –
Звучит песня “Лучинушка”- ансамбль педагогов С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь его сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил, что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне
Видео - звучит фрагмент хорового концерта Березовского «Не отвержи меня.. «
В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку Дорогие друзья, в заключении нашей лекции –концерта прозвучит Видео - заключительный хор М. Глинки из оперы“ Иван Сусанин” (“Славься”) Сегодня мы постарались познакомить вас древнерусской культурой. Мы благодарим вас за внимание и будем рады вас видеть на наших выступлениях в лекциях – концертах в «Музыкальной гостиной»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|