Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видео - звучит фрагмент хорового концерта Березовского

Лекция - концерт

«Древнерусская музыка»

Автор: Тетенькина Людмила Леонидовна, преподаватель МБУДО

«Белохолуницкая ДШИ»

Описание материала: внеклассное мероприятие проводиться в клубе

«Музыкальная гостиная» созданном в школе в 2005 году

для учащихся школы,родителей, жителей города, для всех любителей классической музыки. В мероприятии использованы видео материалы, выступление педагогов нашей школы. Конспект может быть полезен для преподавателей «Детских школ искусств»

Цель:

1. Познакомить учащихся, прежде всего с историей развития древнерусской музыки

2. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию учащихся

3. Способствовать повышению интереса у учащихся к истокам нашей русской культуры.

Используемые материалы: ноутбук, экран, микрофон.

 

Ход лекции – концерта

Вступительное слово ведущей:

Здравствуйте уважаемые любители музыкального искусства.

Мы рады вас приветствовать вас в нашей «Музыкальной гостиной»

Сегодня мы познакомим вас с нашей древнерусской культурой, музыкой, которая охватывает большой период нашей истории, но мы о ней знаем очень мало.

Ведущая:

 

Мы называем эпохой древнерусской музыки очень большой период времени - он охватывает 8 столетий. От возникновения русского государства в 9 веке до реформ Петра 1.

Всё это время русская музыка развивалась в 2-х областях – народной и церковной. Жанры народных песен сопровождали практически все события жизни человека. В народной среде выделился особый слой профессиональных музыкантов – скоморохи. Так называли бродячих музыкантов, актёров, певцов и танцоров (их ещё называли потешниками) а их жён плясицами.

Царь Алексей Михайлович в 1674, по случаю торжественного объявления Федора Алексеевича наследником престола и рождения царевны Феодоры, задал большой пир; «а после кушанья изволил великий государь себя тешить всякими игры, — читаем в Дворцовых разрядах, —

Звучат Стихи о скоморохах

В исполнении К. Райкина

Скоморохи

По тусклым дорогам идут скоморохи,По главному шляху, по малой дороге.Отвергнуты церковью, признаны БогомПо русским дорогам идут скоморохи... Что могут они? - Потешать, скоморохи.Что могут они? - Рассмешить, скоморохи.А могут ли что-то решить скоморохи,Какие вопросы, в какие эпохи... Пойдут они в город, посмотрятся, где быУстроить им игрища утречком рано,Для красных Петрушек поставить вертепыПоближе к базару, подальше от храма. Забудет старуха невзгоды и беды,Забудут холопы кабальные ети,Забудет боярин войну и победы,Когда затанцуют козлы и медведи. Пусть к злобе и мести взывают пророки,Пускай кулаки воздвигают над веком.Народу надежду внушат скоморохиИ смехом его напитают, как млеком. Воспрянет старуха с козой на аркане,Торговые люди, стрельцы, лесорубы.И даже боярин в брусничном кафтанеИ ангелы грянут в небесные трубы. По тусклым дорогам идут скоморохи,По главному шляху, по малой дороге.Отвергнуты церковью, признаны БогомПо русским дорогам идут скоморохи...

Ведущая:

Они ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления.

Иногда они нанимались на службу к какому - нибудь князю.

 

Звучит видео - фрагмент оперы Чайковского

«Черевички»

Ведущая:

Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда то скоморохам.

 

Гудок. Гусли Кувиклы. (фото)

Церковь. Это – самый важный очаг. Церковная музыка на Руси существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Более того инструментальная музыка считалась греховной бесовской. В те времена считали, что в православном зале должно звучать только ангелоподобное пение. Такое пение учило любить бога и ближних.

Колокола получили названия «Сысой» «Лебедь» «Баран» в Кремле «Царь-колокол»

 

Видео (Звучат - Колокола)

 

Ведущая: Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи.

Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие.

Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Видео: звучит - Знаменный распев

Церковное пение служило образцом высшего профессионализма.

Древнерусские песнопения - стихиры, тропари, кондаки по вдохновению, профессионализму исполнения не уступают фрескам Андрея Рублёва.

Звучат

Тропари и кондаки в исполнении

Ансамбля педагогов школы

 

Ведущая: Надо учитывать то, что у знаменных песнопений не было конкретного автора.

Человека, который их создавал, называли распевщиком.

Он являлся интерпретатором,а не творцом песнопений. Они никогда не ставили своего имени. Ведь они писали музыку для бога, а бог и так знал кто они. Каждый распевщик вносил свои изменения, поправки. Как и в русских народных песнях.

Крюковые рукописи 11-16 веков большей частью до сих пор не расшифрованы. Их расщифровка в наши дни стала одной из сложных и интересных задач.

В 1 половине 17 века была создана система церковных согласий, составивший диатонический церковный звукоряд.

Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное обозначение.

Это послужило основой системы киноварных помёт. Их выполняли красной краской – киноварью.

 

Главное преимущество этой системы состояло в том, что специальные значки уточняли высоту звука.

Изобретение киноварных помёт приписывают новгородскому мастеру Ивану Шандуру. Эти значки дают возможность точно переводить той поры на современную систему нотной записи.

 

В 17 веке музыкальная культура нашей страны достигла очень высокого уровня, особенно хоровая. До этого хоровая музыка была одноголосной. Теперь на смену ей пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись.

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение).

Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление).

 

Так тогда называли пение по нотам кантов и хоровых концертов.

Эти концерты стали переходной ступенькой от церковной к светской профессиональной музыке.

 

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра –

 

Звучит песня “Лучинушка”- ансамбль педагогов

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского.

Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь его сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил, что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне

 

Видео - звучит фрагмент хорового концерта Березовского

«Не отвержи меня.. «

 

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку

Дорогие друзья, в заключении нашей лекции –концерта

прозвучит

Видео - заключительный хор М. Глинки из оперы“ Иван Сусанин”

(“Славься”)

Сегодня мы постарались познакомить вас древнерусской культурой.

Мы благодарим вас за внимание и будем рады вас видеть на наших выступлениях

в лекциях – концертах в «Музыкальной гостиной»

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...