Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод культурологического исследования




 

Предметом культурологии является:

исследование принципов функционирования культуры в обществе;

изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия;

осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;

определение роли культуры в социальной самоорганизации общества;

выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп;

исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни;

изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.

Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы можем рассмотреть метод или то, как изучается данный предмет.

Метод культурологии:

комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующими жизнедеятельность общества;

исследование культуры в сочетании ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).

Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает ее философское осмысление разных стадий эволюции. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Философия культуры раскрывает общественную жизнь людей как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами взаимозависимости многообразных проявлений деятельности человека в различных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в области культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Ею исследуются социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интереса, вкусы, ориентации, изучаются учреждения культуры, события культурной жизни. В поле внимания социологии культуры входят общественное мнение, художественная критика, выражающие отношение общественности к событиям культурной жизни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека.

Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологические аспекты человеческой мысли. Она рассматривает динамику представлений о культуре на разных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, просвещения, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.

В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М., 1999.

. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.

. Человек и общество. / Культурология. Словарь-справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...