Подготовка к труду как цель воспитания
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 К.Д. Ушинский как в "Педагогической антропологии", таи и в других своих работах придавал огромное значение выяснению целей воспитания, без чего, как правильно полагал он, не может быть научной педагогики и успешной практической воспитательной деятельности. Он подчеркивал, что педагогическая деятельность требует ясного определения цели: "...если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны, прежде всего, сознать эту цель". Воспитание - это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками. Но, подчеркивал К.Д. Ушинский, на человека действуют постоянно и "непреднамеренные воспитатели" - природа, семья, общественная среда. Цель педагогической науки совпадает с целью воспитательной деятельности, однако "весьма часто мы замечаем, что люди, - указывал К.Д. Ушинский, - подающие нам воспитательные советы и начертывающие воспитательные идеалы или для своих воспитанников, или для своей родины, или вообще для всего человечества, втайне срисовывают эти идеалы с самих себя... Нам надо изыскивать средства сделать детей лучше нас" Определив цель воспитания как подготовку к свободному творческому труду, К.Д. Ушинский понимал, что личный труд каждого отдельного человека, в конце концов, есть труд общественный. Человеческий труд возможен только в обществе "на основании общественного принципа разделения труда". В общественном труде человек развивается и формируется, не теряя своей оригинальности и самостоятельности, входит "самостоятельной единицей в цифру общества", но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование. К.Д Ушинский мечтал о том, чтобы физический труд и умственный соединились в деятельности человека. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, как физическому, так и умственному, оно должно дать ему возможность отыскать труд в жизни. Труд создает материальные и духовные ценности, и чем он производительнее, тем богаче становится человек и общество. Если вместе с богатством не растут духовные потребности человека, то скудеет его умственная и нравственная жизнь.
На понимании стремления к деятельности, проявляющейся в свободном творческом труде, К.Д. Ушинский основывал свой идеал гармонического развития человеческой личности, в котором равноправно представлены труд умственный и труд физический. Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления. Школа должна вызвать в воспитаннике "жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность труда... врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности". Школа призвана открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в жизни. "Само 'воспитание, если оно желает счастья человеку, должно... приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни" Разрабатывая проблемы образования и обучения в школе, К.Д. Ушинский специально рассматривает вопрос о характере учебной деятельности учащихся, исходя из своего учения о цели воспитания, рассматривает умственный и физический труд школьника как средство подготовки его к труду в жизни. Правильно организованное воспитание, считал Ушинский, закрепляет и углубляет ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд детей. Оно использует научные знания и труд для нравственного совершенствования ребенка. по желанию: П.Ф. Каптерева-Дидактическое учение
Читайте также: I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|