Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. все автономные округа находились в составе краев или областей. На сегодняшний день входящими в состав края, области являются девять из десяти автономных округов: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий в Пермской области, Корякский в Камчатской области, Ненецкий в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ордынский Бурятский в Иркутской области, Ханты-Мансийский – Югра и Ямало-Ненецкий в Тюменской области. Специфика статуса автономных округов, входящих в состав края или области заключается в следующем: – вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта; т.е. основная правовая коллизия заключается в том, что автономный округ, входя в состав края или области, сохраняет тем не менее статус такого же субъекта Федерации; – вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса; – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство. Это не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией. Для изменения статуса автономного округа не требуется согласия или предварительного разрешения края, области;
– вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами государственной власти; - на современном этапе автономный округ, с одной стороны, является равноправным субъектом Федерации, а с другой стороны, в силу социально-экономического положения, он не может объективно существовать вне непосредственной связи с областью (краем), в состав которой входит. Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами. Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Это исключительные полномочия органов государственной власти автономий. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий.
Законом от 15 декабря 1990 г. № 423-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. № 3056 – 1 "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» вышел из состава Магаданской области и вошел непосредственно в состав Российской Федерации. В презентации мы рассмотрим конституционно – правовой статус автономного округа в составе Российской Федерации на примере Чукотского автономного округа. Отметим такой нюанс, что действующая Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993г.) возможности для непосредственного вхождения в состав Российской Федерации автономным округам не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что (дословно) «отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области». В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Анализируя Конституцию Российской Федерации в части конституционно-правового статуса Чукотского автономного округа, а также положения Устава Чукотского автономного округа, мы выделяем следующее: Во-первых, Чукотский автономный округ внесен в единый перечень субъектов Российской Федерации совместно с автономными округами, входящими в состав края, области. Тем самым на конституционном уровне не закреплены принципиальные различия конституционно-правового статуса между автономным округом - субъектом Российской Федерации и автономным округом - субъектом Российской Федерации в составе другого субъекта Федерации.
Во-вторых, наличие «национальной» составляющей не создает каких-либо особых прав данного территориального образования в сравнении с краями и областями. Последние также не являются моноэтничными и призваны решать вопросы, связанные с проживанием на их территории национальных меньшинств. Полагаем, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации фактически означает, что его конституционно-правовой статус равен статусу области в составе Российской Федерации. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|