Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон зоны ближайшего развития




Закон зоны ближайшего развития

 

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – занятия, доступные ему только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Например, дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала это, потом…»

Давайте нарисуем простую схему – один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся дела и задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Выготский. Он обратил внимание на то, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что делал «с мамой»! «Завтра» в этой формулировке Выготского условно, это может случиться и через несколько дней, недель или месяцев. Зона «дел вместе» – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему она называется зоной ближайшего развития.

 

 

Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая (а), то есть родителям удается много с ним заниматься, беседовать, отвечать на его вопросы, а у другого – узкая (б), так как родители часто оставляют его без внимания. Первый из них будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, – грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития.

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду? » Есть период, когда они о многом расспрашивают, о чем хорошо написал К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», где он посвятил детским вопросам целую главу. Приведем оттуда письмо матери о своем четырехлетнем сыне:

 

«…Он настойчиво расспрашивает меня, что такое война, что такое граница, какие народы живут за границей, кто с кем воевал и с кем дружно жил… Отбою нет… Как устроен водопровод, паровой котел, трактор, автомобиль, электрическое освещение, что такое гроза, откуда берутся реки…

Часто я отвечаю ему в духе: «Вырастешь, Саша, узнаешь», – как у Некрасова.

Он серьезнейшим образом очень продуманно говорит:

– Не будешь мне отвечать, я буду глупый…»

 

Письмо очень ярко описывает активность любознательного ребенка. Сколько вещей его интересует, сколько он уже знает, и хочет узнать еще больше! При этом мальчик понимает, что узнать он может только с помощью взрослых. И если у мамы нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, пусть ее ответ будет:

 

«Да! Давай побеседуем, поиграем; сделаем вместе; сейчас объясню; покажу! »

 

Не стоит думать, что ребенок так на вас и повиснет!

Существует очень ценный способ, который помогает ему самоорганизоваться, а взрослому вовремя отойти в сторону. Этот способ связан с еще одним открытием Л. С. Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями.

 

Внешние средства

 

Выготский заметил, что ребенок легче и быстрее справляется со своими делами, если научить его использовать внешние средства. Такими средствами могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, написанные инструкции. К ним также относятся такие полезные устройства, как будильник, таймер и т. д.

Вот пример, как в одной семье удалось, используя такое внешнее средство, оказать помощь ребенку и сохранить его самостоятельность.

 

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным, целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равнооколо каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т. д.

 

 

 

Легко угадать, что скоро произошло – мальчик запомнил этот список, и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители – на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения – и сына, и его родителей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...