Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодое поколение литераторов Луганщины (на примере творчества Федоровской).

Тема: «Литература 1990-х гг. – начала XXI ст.»

Содержание:

^ 1. Общая характеристика литературного процесса 1990-х гг. – нач. XXI ст.

Творчество В. Спектора.

Молодое поколение литераторов Луганщины (на примере творчества Федоровской).

^ 1. Общая характеристика литературного процесса 1990-х гг. – нач. XXI ст.

В 90-х гг. XX в. – начале XXI в.продолжают работать и активно печататься Г. Довнар, А. Медведенко, О. Холошенко, Н. Малахута, И. Низовой, Г. Половинко, Т. Дейнегина, Т. Литвинова и др. известные писатели и поэты края. В 90-х гг. членамиНационального Союза писателей Украины становятся И. Донич, С. Лосев, И. Шкурай, О. Орленко, А. Белик, С. Кривонос, Н. Кошель и др. В 2000 г. – С. Омельченко, в 2003 г. – А. Долженко.
И. Донич А.Долженко

‑­

В 1993 г. образован новый Союз писателей на Луганщине (организаторы А. Довбань, О. Бишарев), в 1995 г. – учредительный съезд регионального Союза писателей Украины «Донбасс» (председатель О. Бишарев, ответственный секретарь Луганской писательской организации В. Спектор). Луганская писательская организация явилась родоначальником Межрегионального Союза писателей Украины (МСПУ). С марта 1998 г. штаб-квартира МСПУ находится в Луганске, секретарем становится Спектор. В 1999 г. стихотворный сборник Спектора «Все будет хорошо» признан лучшим в СНГ, автору вручена литературная премия им. Н. Тихонова. Начинают выходить периодические издания литературно-искусствоведческого характера – газета «Кам'яний Брід» (1992, ред. А. Гайворонская), альманах «Бахмутський шлях» (1994, инициатор и первый ред. Ю. Ененко). Появляются областные книжные издательства «Світлиця», «Книжковий світ», «Шлях». В литературных объединениях, студиях, кружках Луганска, Стаханова, Сватово, Свердловска, Первомайска, Белокуракино идет развитие литературных способностей молодежи. На территории области (г. Северодонецк) ежегодно проводится детский поэтический конкурс «Джерельце», на который приезжают учащиеся из разных регионов Украины.
^ 2. Творчество В. Спектора.

Пафос стихов Владимира Спектора писатель Василий Дунин определил так: «Классически строгие, мудрые и печальные». Литературовед Ольга Кузнецова увидела в нем не судью и обличителя мира, а адвоката и врачевателя, у которого искреннее сострадание и боль за него переплавлены в волшебном тигле поэзии в очищающую веру и надежду.

Мира Радецкая видит в поэте многознающего мудрого гида, который из закрытого пространства коммуналок «европейского города с неевропейскою культурой» помогает, заглянув в «пространство мировое, шаровое», учидеть величие вершин и ужас провалов-ущелий человеческого ‑­

духа. Но выстраданное слово его не позволяет оступиться, соскользнуть в бездну. Ибо магия его – сродни учительской в жизни. Она пытается помочь «обрести учеренность в себе, не раскиснуть, не сломаться».

Лариса Черниенко заметила эпохальность лирического героя В. Спектора, свидетеля «незаметных перворотов» нашего быта и бытия, аналитичность, философичность, парадоксальность, тонкую ироничность.

Известного поэта Николая Малахуту Спектор считает одним из своих наставников в мире поэзии. А среди других он называет современников Виктора Филимонова, Петра Шевченко, классиков Межирова и Самойлова, Левитанского и Слуцкого, Тарковского и Шпаликова. Большинство из названных – прошли войну, проявив самые высокие человеческие качества. И это тоже характеризует автора.

Нужно отметить, что Спектор – автор полутора десятка талантливых, несущих приметы времени книг, и личность, сумевшая выстоять и утвердиться в непростое время. Мечтая о литературе с детства, он получил возможность реализовать себя в ней в достаточно зрелом возрасте. Более 20 лет проработал конструктором на тепловозостроительном заводе, где тоже завоевал уважение и признание коллег, став автором 25 изобретений.

Но уже в то время добрыми словами о его стихах отзывались Е. Евтушенко, В. Шефнер, В. Титов, О. Бишарев. Первая книга стихов, подготовленная еще в 1981, вышла в свет только в 1990 г. Это были стихи человека наблюдательного и ироничного, в чем-то скептичного, задающего жизненно важные вопросы.

В 1994 г. по рекомендации О. Бишарева поэт стал членом Межрегионального союза писателей Украины, а после трагической гибели Бишарева в 1998 г. возглавил его, став энергичным инициатором всех его акций, как в Украине, так и в Москве.

Он член Национального союза журналистов Украины, лауреат международной литературной премии имени Н. Тихонова, заслуженный журналист республики Беларусь, член-корреспондент Транспортной ‑­

академии Украины. Но главное – Поэт. Ведущий мотив в его творчестве – лирическое, философское осмысление жизни с ее громадой вопросов к человеческой мысли и совести.

Лирика В. Спектора отмечена открытой автобиографичностью и исповедальностью сына века, которые сказались на образе его лирического героя. Его герой – однодумец, земляк, современник, интеллегент среднего поколения, второе «я» автора.

Подкупает высокая духовность и порядочность лирического героя, не ставшего рабом быта. «Любя, завидуя, скорбя» в ситуациях, где «все так просто и не просто», он не идет на поводу эмоций «во имя куска или глотка». Он полон тревожных вопросов о смысле бытия, «влекомый жизнью на сраженье, неведомо за что, куда». Человек безвременья, переходной эпохи, он имеет мужество признаться: «Не пойму ничего. Не пойму. Начинается жизнь другая». Сознавая «негаразды» ее, он пытается понять, «что и как», и достойна уважения его гражданская позиция:

Я боюсь за тебя, Украина,

Я боюсь за тебя и за сына.

В раздумьях лирического героя она подкреплена готовностью встать в трудный час в военный строй «за хлеб и соль, за нашу жизнь, за Родину свою». Поэт находит простые и нужные слова, жесткую интонацию, когда речь идет о главном – о семье и Отечестве.

На грани биографических поисков раздумья лирического героя о приоритетах жизненного призвания, о взаимоотношениях с социумом: «как трудно обрести уверенность в себе, не потеряться, не раскиснуть, не сломаться, и в трудную минуту не сробеть, и, победив, собой не восторгаться». Герой живет с ощущением, что «жизнь, словно рваная рана, пульсирует, бьется во мне». Жить ему «тревожно – интересно», если даже «не над падалью кружится воронье – над Родиной. Уж в небе стало тесно». А мечты «сгорают, превращаясь в дым, не в журавлей, как думал я когда-то, и не в вороний след на дне заката». Его страшит подмена покоя равнодушием, ‑­

так же, как суровый закон бытия, где «свет распался на части света, мир с войной говорит несмело. Есть вопросы. Нет ответов. И до них – никому нет дела».

Гражданственность и философичность – две несущие конструкции лирики Спектора. «Давление вновь растет. Все это – антициклон. Мне кажется – я пилот, и город, в который влюблен, дает мне зеленый свет, и я поднимаюсь ввысь, где радом – лишь тень побед, а прямо по курсу – жизнь».

Лирический герой поэта по доминанте личности не приемлет ложь, зло, аморальность. «Стараюсь не делать зла и не обижаться на зло. А спросят: «Ну, как дела?» - «Жизнь – мое ремесло», - отвечу и буду впредь жить, избегая обид. Хотя нелегко терпеть, хотя и сердце болит». И все же он уверен, что «всему свой срок, кочевью и жнивью, закату и последнему восходу. И нам с тобой, живущим не в раю, а здесь, среди дыханья несвободы».

В противостоящем, часто недружелюбном мире ему постоянно «надо держать удар и сердцем, и клеткой грудной». Но «который век подряд насмехается над властью жаркий терпкий аромат ожидаемого счастья».

Он ищет расновесие в шатких реалиях нынешнего бытия: «Не последний и не герой, я по жизни иду, чуть дыша, торопливо, но не спеша. Не победный, но, все ж, оркестр».

В раздумьях поэта постоянно присутствует совестливость, тема возвращения старых долгов, исправления прежних ошибок. «Отболев, появляется снова. Разрывая планету на части, вслед за делом бросается слово, и становится призраком счастье». Но и, «разбив черепаший панцирь дня и ночи, в осколках желаний капельки счастья найдешь, между прочим, словно последнюю мелочь в кармане». Эта «мелочь» в стихах поэта укрупняется, обретает смысл лейтмотива: «юности стертый пятак прокатился сквозь позднее лето».

У лиричекого героя Спектора обостренное чувство времени и связи с миром. Он живет «на розе ветров», на перепутьях истории: «Я работаю без ‑­

суфлера – говорю, ошибаюсь, плачу. Тень случайного разговора заслоняет, порой, удачу. Слово режет, как бритва, ловко. И, бывает, я тоже трушу. Я работаю без страховки, словно вены, вскрывая душу».

По большому счету внутренний мир героя – нашего современника, как точно подметил поэт, трагичен: «Пытаемся парить, летя на дно». Ему «все дается с болью, с кровью». Но «боль в его судьбе соседствует с любовью». И погоня за счастьем, которое не для всех, представляется скептическому герою марафонским бегом в отцепленном вагоне.

Живя «между гранями зла и добра», поэт и лирический герой верят, что «мир вокруг – по-прежнему хорош». Одержав величайшую победу – над самим собой, «душа поет победный гимн, себя и мир любя». Когда «упавшее небо давит на плечи», герой, «превозмогая чужое бессилье, в кровь раздирает не руки, но крылья». Преодолевая рубежи, человек в стихах Спектора ползет «упрямо – в гору, в гору». Он верит, что «кто-то продолжит путь, тот, кто похож на меня».

Без иллюзий он воспринимает мир, где «незримое эхо прошедших тревог, как пыль вдоль дороги клубится». И ему «хочется просто жить, хотя бы так, как живу». Ибо «жизнь прекрасна и так, без обмана».

Особая тема лирики В. Спектора – реалии любимого города. Мы бродим вместе с поэтом на «вишневом сквозняке» улиц, в белом цветенье абрикос. Он узнаваем по старому паровозу на пьедестале, отсчитывающему «строки дней и поэмы лет». Это «город разбитых, но теплых сердец», который многолик и органически вписывается в панораму эпохи, когда «жизнь идет как поезд без стоп-крана». И повисает в воздухе вопрос: «Кто ж мне, товарищ, волк иль брат, город, что забыл свои фонтаны?».

И, все ж, «город, в который влюблен, дает мне зеленый свет, и я поднимаюсь ввысь, где рядом – лишь тень побед, а прямо по курсу – жизнь». И, в конце концов, хочется «не искривить прямую речь, и Луганск нарисовать, как праздник». Такого поэта, настолько влюбленного в свой город, у Луганска еще не было.

‑­

Через все книги В. Спектора проходит отчетливая тенденция философского осмысления явлений окружающего мира. Его героя, живущий «под веторм времени», мучается гамлетовским вопросом, «как связать в едино эту нить». В его сознании в неповторимости индивидуального восприятия переплетаются разные ипостаси добра и зла. «Отболев, появляется снова. Разрывая планету на части, вслед за делом бросается слово. И становится призраком счастье».

Он приемлет закономерность чередования времен: «Всякому свой срок. Кочевью и жнивью, закату и последнему восходу», жизнь видится ему клубком противоречий, в котором «каждый видит лишь то, что хочет, каждый знает лишь то, что умеет. Кто-то отметит, что день – короче, а для кого-то лишь ночь длиннее».

Он задает вопросы и мучительно ищет ответы. «Я не знаю, за что и как, я не знаю, зачем и где. Но сияет небесный знак, отражаясь в земной воде. И летит среди прочих миров мой, ничтожный, прекрасный, родной. И скрепляется кровью кров, и вопрос, как крыло за спиной».

В поэзии Спектора, на первый взгляд, почти нет любовной лирики. Но не зря он признается: «о страданьях пишу, а любовь, как всегда, между строк». И потому «ожиданье чуда, как любви, ожиданье счастья, как прозренья. Кажется, что только позови – от спасенья и до воскресенья пролетит эпоха, словно миг, в отраженье звездами врастая… Вслед за ней парю в глазах твоих, хоть чудес давно не ожидаю». И в другом стихе: «Не слова, не отсутствие слов… Может быть. Но еще любовь – это будни, болезни, заботы. И готовность помочь, спасти, улыбнуться в момент, когда худо. Так бывает не часто, учти. Но не реже, чем всякое чудо».

Творческий процесс в книгах Спектора неотделим от обращения к совести. Он живет в его лирическом герое как вечная спутница-боль, не дающая уснуть. И он задает риторический вопрос, возможно, праздный в бездуховном мире: «Боже, ну кому она нужна, совесть, что, порою, так болит». Она нужна ему, чтобы в силу высокого жизненного призвания не ‑­

существовать по закону большинства: «Плюс-минус глупость или свинство – и нет проблем». Для него совесть подобна луне, горящей даже за облаками, и красному огню светофора «в сантиметре от обрывистого склона». Она как приговор лишенному нравственного стержня современнику, даже такому: «Я бегу от себя, приближаясь к себе, избегая борьбы, постоянно в борьбе». Тема совести, порядочности – один из лейтмотивов постулата творческого процесса. И утверждается в стихах эталон личности, сознающей: «Виноват… В том, что отступаю перед злом». Это он несет груз «несбывшихся побед», «счастья нелегкого крест».

Стихи Спектора афористичны. Часто его мысль лишена ложного оптимизма: «Тот, кто может, не хочет помочь, тот, кто хочет, не знает как», «говорят, надежды умирают. Где их кладбище – никто не знает», «да и мы с тобой по кругу тоже движемся. А хочется летать», «И думаешь – в запасе время, когда в запасе медный грош». В эти двустишия вкладывается авторский и общечеловеческий смысл. «Горькая правда, сладкая ложь. Что потеряешь, а что обретешь?» «Мир, в которм добро, как награда, даже там, где в почете ложь». В стихах автора – продолжение традиций русской классической поэзии с ее совестливостью и высоким чувством ответственности за окружающий мир.

Поэзия Спектора, не стремящаяся к словесным изыскам, самобытна по своей поэтике. Своеобразен поэтический синтаксис с обилием факультатичный и экспрессивный знаков – тире, точек, многоточий, усиливающих значительность, наличие подтекста во фразе: «Я среди многих – один», «от чести – до мести», «нам свои ошибки – как кинжал в боку». Иногда мы встречаем вроде бы небрежную, глагольную, даже эпатажную рифму: «клубится – стучится», «Дассен-проблем».

У него абсурдность мира акцентирована поэтикой парадоксов: «груз еще не прожитых лет», «история начинается с географии», «эта полувесенняя осень», «завтрашний чай в стакане». Обращают на себя внимание в плоти ‑­

лирики подчеркнуто прозаические подробности-детали: «живу возле собачьего питомника», «бабка, что курила «Беломор».

Стихи насыщены эмоциональными повторами, особенно анафорами. Они приобретают значение лейтмотива, когда это повтор названия книги стихов: «Усталый караул шагает по стране». В его метафорах сквозит грустный юмор: «надеждам нашим выданы обновы, хоть их, конечно, не в Париже шьют». Среди любимых тропов поэта – антитезы и оксюмороны: «Тишина сквозь грохот», «у воспоминаний – сладко-горький вкус».

Стихи Спектора – это, воистину, стихи «о времени и о себе», о судьбах города, страны, человечества. Автор – активный участник жизненных процессов и мудрый, добрый, чуть ироничный их созерцатель. Его поэзия самобытна и таланлива. Поэтический мир сложен, а его оценка не может быть однозначной.
^ 3. Молодое поколение литераторов Луганщины (на примере творчества В. Федоровской).

В литературу приходят молодые поэты и писатели Луганщины: Е. Руни (Доруничева), В. Гусаков, Е. Ткаченко (Ширяева), Е. Заславская, Е. Марусенко, Е. Сидоренко, В. Дудин, Н. Кулакова, Е. Кичапова, В. Мирошниченко, В. Музыка, А. Фрольченко, В. Федоровская, ТЭО и др. На втором практическом занятии данного модуля предполагается рассмотрение идейно-художественного своеобразия творчества каждого из названных молодых литераторов.

^ 1. Общая характеристика литературного процесса 1990-х гг. – нач. XXI ст.

В 90-х гг. XX в. – начале XXI в.продолжают работать и активно печататься Г. Довнар, А. Медведенко, О. Холошенко, Н. Малахута, И. Низовой, Г. Половинко, Т. Дейнегина, Т. Литвинова и др. известные писатели и поэты края. В 90-х гг. членамиНационального Союза писателей Украины становятся И. Донич, С. Лосев, И. Шкурай, О. Орленко, А. Белик, ‑­

С. Кривонос, Н. Кошель и др. В 2000 г. – С. Омельченко, в 2003 г. – А. Долженко.
И. Донич А.Долженко

В 1993 г. образован новый Союз писателей на Луганщине (организаторы А. Довбань, О. Бишарев), в 1995 г. – учредительный съезд регионального Союза писателей Украины «Донбасс» (председатель О. Бишарев, ответственный секретарь Луганской писательской организации В. Спектор). Луганская писательская организация явилась родоначальником Межрегионального Союза писателей Украины (МСПУ). С марта 1998 г. штаб-квартира МСПУ находится в Луганске, секретарем становится Спектор. В 1999 г. стихотворный сборник Спектора «Все будет хорошо» признан лучшим в СНГ, автору вручена литературная премия им. Н. Тихонова. Начинают выходить периодические издания литературно-искусствоведческого характера – газета «Кам'яний Брід» (1992, ред. А. Гайворонская), альманах «Бахмутський шлях» (1994, инициатор и первый ред. Ю. Ененко). Появляются областные книжные издательства «Світлиця», «Книжковий світ», «Шлях». В литературных объединениях, студиях, кружках Луганска, Стаханова, Сватово, Свердловска, Первомайска, Белокуракино идет развитие литературных способностей молодежи. На территории области (г. Северодонецк) ежегодно проводится детский ‑­

поэтический конкурс «Джерельце», на который приезжают учащиеся из разных регионов Украины.
^ 2. Творчество В. Спектора.

Пафос стихов Владимира Спектора писатель Василий Дунин определил так: «Классически строгие, мудрые и печальные». Литературовед Ольга Кузнецова увидела в нем не судью и обличителя мира, а адвоката и врачевателя, у которого искреннее сострадание и боль за него переплавлены в волшебном тигле поэзии в очищающую веру и надежду.

Мира Радецкая видит в поэте многознающего мудрого гида, который из закрытого пространства коммуналок «европейского города с неевропейскою культурой» помогает, заглянув в «пространство мировое, шаровое», учидеть величие вершин и ужас провалов-ущелий человеческого духа. Но выстраданное слово его не позволяет оступиться, соскользнуть в бездну. Ибо магия его – сродни учительской в жизни. Она пытается помочь «обрести учеренность в себе, не раскиснуть, не сломаться».

Лариса Черниенко заметила эпохальность лирического героя В. Спектора, свидетеля «незаметных перворотов» нашего быта и бытия, аналитичность, философичность, парадоксальность, тонкую ироничность.

Известного поэта Николая Малахуту Спектор считает одним из своих наставников в мире поэзии. А среди других он называет современников Виктора Филимонова, Петра Шевченко, классиков Межирова и Самойлова, Левитанского и Слуцкого, Тарковского и Шпаликова. Большинство из названных – прошли войну, проявив самые высокие человеческие качества. И это тоже характеризует автора.

Нужно отметить, что Спектор – автор полутора десятка талантливых, несущих приметы времени книг, и личность, сумевшая выстоять и утвердиться в непростое время. Мечтая о литературе с детства, он получил возможность реализовать себя в ней в достаточно зрелом возрасте. Более 20 ‑­

лет проработал конструктором на тепловозостроительном заводе, где тоже завоевал уважение и признание коллег, став автором 25 изобретений.

Но уже в то время добрыми словами о его стихах отзывались Е. Евтушенко, В. Шефнер, В. Титов, О. Бишарев. Первая книга стихов, подготовленная еще в 1981, вышла в свет только в 1990 г. Это были стихи человека наблюдательного и ироничного, в чем-то скептичного, задающего жизненно важные вопросы.

В 1994 г. по рекомендации О. Бишарева поэт стал членом Межрегионального союза писателей Украины, а после трагической гибели Бишарева в 1998 г. возглавил его, став энергичным инициатором всех его акций, как в Украине, так и в Москве.

Он член Национального союза журналистов Украины, лауреат международной литературной премии имени Н. Тихонова, заслуженный журналист республики Беларусь, член-корреспондент Транспортной академии Украины. Но главное – Поэт. Ведущий мотив в его творчестве – лирическое, философское осмысление жизни с ее громадой вопросов к человеческой мысли и совести.

Лирика В. Спектора отмечена открытой автобиографичностью и исповедальностью сына века, которые сказались на образе его лирического героя. Его герой – однодумец, земляк, современник, интеллегент среднего поколения, второе «я» автора.

Подкупает высокая духовность и порядочность лирического героя, не ставшего рабом быта. «Любя, завидуя, скорбя» в ситуациях, где «все так просто и не просто», он не идет на поводу эмоций «во имя куска или глотка». Он полон тревожных вопросов о смысле бытия, «влекомый жизнью на сраженье, неведомо за что, куда». Человек безвременья, переходной эпохи, он имеет мужество признаться: «Не пойму ничего. Не пойму. Начинается жизнь другая». Сознавая «негаразды» ее, он пытается понять, «что и как», и достойна уважения его гражданская позиция:

Я боюсь за тебя, Украина,

‑­

Я боюсь за тебя и за сына.

В раздумьях лирического героя она подкреплена готовностью встать в трудный час в военный строй «за хлеб и соль, за нашу жизнь, за Родину свою». Поэт находит простые и нужные слова, жесткую интонацию, когда речь идет о главном – о семье и Отечестве.

На грани биографических поисков раздумья лирического героя о приоритетах жизненного призвания, о взаимоотношениях с социумом: «как трудно обрести уверенность в себе, не потеряться, не раскиснуть, не сломаться, и в трудную минуту не сробеть, и, победив, собой не восторгаться». Герой живет с ощущением, что «жизнь, словно рваная рана, пульсирует, бьется во мне». Жить ему «тревожно – интересно», если даже «не над падалью кружится воронье – над Родиной. Уж в небе стало тесно». А мечты «сгорают, превращаясь в дым, не в журавлей, как думал я когда-то, и не в вороний след на дне заката». Его страшит подмена покоя равнодушием, так же, как суровый закон бытия, где «свет распался на части света, мир с войной говорит несмело. Есть вопросы. Нет ответов. И до них – никому нет дела».

Гражданственность и философичность – две несущие конструкции лирики Спектора. «Давление вновь растет. Все это – антициклон. Мне кажется – я пилот, и город, в который влюблен, дает мне зеленый свет, и я поднимаюсь ввысь, где радом – лишь тень побед, а прямо по курсу – жизнь».

Лирический герой поэта по доминанте личности не приемлет ложь, зло, аморальность. «Стараюсь не делать зла и не обижаться на зло. А спросят: «Ну, как дела?» - «Жизнь – мое ремесло», - отвечу и буду впредь жить, избегая обид. Хотя нелегко терпеть, хотя и сердце болит». И все же он уверен, что «всему свой срок, кочевью и жнивью, закату и последнему восходу. И нам с тобой, живущим не в раю, а здесь, среди дыханья несвободы».

‑­

В противостоящем, часто недружелюбном мире ему постоянно «надо держать удар и сердцем, и клеткой грудной». Но «который век подряд насмехается над властью жаркий терпкий аромат ожидаемого счастья».

Он ищет расновесие в шатких реалиях нынешнего бытия: «Не последний и не герой, я по жизни иду, чуть дыша, торопливо, но не спеша. Не победный, но, все ж, оркестр».

В раздумьях поэта постоянно присутствует совестливость, тема возвращения старых долгов, исправления прежних ошибок. «Отболев, появляется снова. Разрывая планету на части, вслед за делом бросается слово, и становится призраком счастье». Но и, «разбив черепаший панцирь дня и ночи, в осколках желаний капельки счастья найдешь, между прочим, словно последнюю мелочь в кармане». Эта «мелочь» в стихах поэта укрупняется, обретает смысл лейтмотива: «юности стертый пятак прокатился сквозь позднее лето».

У лиричекого героя Спектора обостренное чувство времени и связи с миром. Он живет «на розе ветров», на перепутьях истории: «Я работаю без суфлера – говорю, ошибаюсь, плачу. Тень случайного разговора заслоняет, порой, удачу. Слово режет, как бритва, ловко. И, бывает, я тоже трушу. Я работаю без страховки, словно вены, вскрывая душу».

По большому счету внутренний мир героя – нашего современника, как точно подметил поэт, трагичен: «Пытаемся парить, летя на дно». Ему «все дается с болью, с кровью». Но «боль в его судьбе соседствует с любовью». И погоня за счастьем, которое не для всех, представляется скептическому герою марафонским бегом в отцепленном вагоне.

Живя «между гранями зла и добра», поэт и лирический герой верят, что «мир вокруг – по-прежнему хорош». Одержав величайшую победу – над самим собой, «душа поет победный гимн, себя и мир любя». Когда «упавшее небо давит на плечи», герой, «превозмогая чужое бессилье, в кровь раздирает не руки, но крылья». Преодолевая рубежи, человек в стихах Спектора ползет ‑­

«упрямо – в гору, в гору». Он верит, что «кто-то продолжит путь, тот, кто похож на меня».

Без иллюзий он воспринимает мир, где «незримое эхо прошедших тревог, как пыль вдоль дороги клубится». И ему «хочется просто жить, хотя бы так, как живу». Ибо «жизнь прекрасна и так, без обмана».

Особая тема лирики В. Спектора – реалии любимого города. Мы бродим вместе с поэтом на «вишневом сквозняке» улиц, в белом цветенье абрикос. Он узнаваем по старому паровозу на пьедестале, отсчитывающему «строки дней и поэмы лет». Это «город разбитых, но теплых сердец», который многолик и органически вписывается в панораму эпохи, когда «жизнь идет как поезд без стоп-крана». И повисает в воздухе вопрос: «Кто ж мне, товарищ, волк иль брат, город, что забыл свои фонтаны?».

И, все ж, «город, в который влюблен, дает мне зеленый свет, и я поднимаюсь ввысь, где рядом – лишь тень побед, а прямо по курсу – жизнь». И, в конце концов, хочется «не искривить прямую речь, и Луганск нарисовать, как праздник». Такого поэта, настолько влюбленного в свой город, у Луганска еще не было.

Через все книги В. Спектора проходит отчетливая тенденция философского осмысления явлений окружающего мира. Его героя, живущий «под веторм времени», мучается гамлетовским вопросом, «как связать в едино эту нить». В его сознании в неповторимости индивидуального восприятия переплетаются разные ипостаси добра и зла. «Отболев, появляется снова. Разрывая планету на части, вслед за делом бросается слово. И становится призраком счастье».

Он приемлет закономерность чередования времен: «Всякому свой срок. Кочевью и жнивью, закату и последнему восходу», жизнь видится ему клубком противоречий, в котором «каждый видит лишь то, что хочет, каждый знает лишь то, что умеет. Кто-то отметит, что день – короче, а для кого-то лишь ночь длиннее».

‑­

Он задает вопросы и мучительно ищет ответы. «Я не знаю, за что и как, я не знаю, зачем и где. Но сияет небесный знак, отражаясь в земной воде. И летит среди прочих миров мой, ничтожный, прекрасный, родной. И скрепляется кровью кров, и вопрос, как крыло за спиной».

В поэзии Спектора, на первый взгляд, почти нет любовной лирики. Но не зря он признается: «о страданьях пишу, а любовь, как всегда, между строк». И потому «ожиданье чуда, как любви, ожиданье счастья, как прозренья. Кажется, что только позови – от спасенья и до воскресенья пролетит эпоха, словно миг, в отраженье звездами врастая… Вслед за ней парю в глазах твоих, хоть чудес давно не ожидаю». И в другом стихе: «Не слова, не отсутствие слов… Может быть. Но еще любовь – это будни, болезни, заботы. И готовность помочь, спасти, улыбнуться в момент, когда худо. Так бывает не часто, учти. Но не реже, чем всякое чудо».

Творческий процесс в книгах Спектора неотделим от обращения к совести. Он живет в его лирическом герое как вечная спутница-боль, не дающая уснуть. И он задает риторический вопрос, возможно, праздный в бездуховном мире: «Боже, ну кому она нужна, совесть, что, порою, так болит». Она нужна ему, чтобы в силу высокого жизненного призвания не существовать по закону большинства: «Плюс-минус глупость или свинство – и нет проблем». Для него совесть подобна луне, горящей даже за облаками, и красному огню светофора «в сантиметре от обрывистого склона». Она как приговор лишенному нравственного стержня современнику, даже такому: «Я бегу от себя, приближаясь к себе, избегая борьбы, постоянно в борьбе». Тема совести, порядочности – один из лейтмотивов постулата творческого процесса. И утверждается в стихах эталон личности, сознающей: «Виноват… В том, что отступаю перед злом». Это он несет груз «несбывшихся побед», «счастья нелегкого крест».

Стихи Спектора афористичны. Часто его мысль лишена ложного оптимизма: «Тот, кто может, не хочет помочь, тот, кто хочет, не знает как», «говорят, надежды умирают. Где их кладбище – никто не знает», «да и мы с ‑­

тобой по кругу тоже движемся. А хочется летать», «И думаешь – в запасе время, когда в запасе медный грош». В эти двустишия вкладывается авторский и общечеловеческий смысл. «Горькая правда, сладкая ложь. Что потеряешь, а что обретешь?» «Мир, в которм добро, как награда, даже там, где в почете ложь». В стихах автора – продолжение традиций русской классической поэзии с ее совестливостью и высоким чувством ответственности за окружающий мир.

Поэзия Спектора, не стремящаяся к словесным изыскам, самобытна по своей поэтике. Своеобразен поэтический синтаксис с обилием факультатичный и экспрессивный знаков – тире, точек, многоточий, усиливающих значительность, наличие подтекста во фразе: «Я среди многих – один», «от чести – до мести», «нам свои ошибки – как кинжал в боку». Иногда мы встречаем вроде бы небрежную, глагольную, даже эпатажную рифму: «клубится – стучится», «Дассен-проблем».

У него абсурдность мира акцентирована поэтикой парадоксов: «груз еще не прожитых лет», «история начинается с географии», «эта полувесенняя осень», «завтрашний чай в стакане». Обращают на себя внимание в плоти лирики подчеркнуто прозаические подробности-детали: «живу возле собачьего питомника», «бабка, что курила «Беломор».

Стихи насыщены эмоциональными повторами, особенно анафорами. Они приобретают значение лейтмотива, когда это повтор названия книги стихов: «Усталый караул шагает по стране». В его метафорах сквозит грустный юмор: «надеждам нашим выданы обновы, хоть их, конечно, не в Париже шьют». Среди любимых тропов поэта – антитезы и оксюмороны: «Тишина сквозь грохот», «у воспоминаний – сладко-горький вкус».

Стихи Спектора – это, воистину, стихи «о времени и о себе», о судьбах города, страны, человечества. Автор – активный участник жизненных процессов и мудрый, добрый, чуть ироничный их созерцатель. Его поэзия самобытна и таланлива. Поэтический мир сложен, а его оценка не может быть однозначной.
^ 3. Молодое поколение литераторов Луганщины (на примере творчества В. Федоровской).

В литературу приходят молодые поэты и писатели Луганщины: Е. Руни (Доруничева), В. Гусаков, Е. Ткаченко (Ширяева), Е. Заславская, Е. Марусенко, Е. Сидоренко, В. Дудин, Н. Кулакова, Е. Кичапова, В. Мирошниченко, В. Музыка, А. Фрольченко, В. Федоровская, ТЭО и др. На втором практическом занятии данного модуля предполагается рассмотрение идейно-художественного своеобразия творчества каждого из названных молодых литераторов.

^ 1. Общая характеристика литературного процесса 1990-х гг. – нач. XXI ст.

В 90-х гг. XX в. – начале XXI в.продолжают работать и активно печататься Г. Довнар, А. Медведенко, О. Холошенко, Н. Малахута, И. Низовой, Г. Половинко, Т. Дейнегина, Т. Литвинова и др. известные писатели и поэты края. В 90-х гг. членамиНационального Союза писателей Украины становятся И. Донич, С. Лосев, И. Шкурай, О. Орленко, А. Белик, С. Кривонос, Н. Кошель и др. В 2000 г. – С. Омельченко, в 2003 г. – А. Долженко.
И. Донич А.Долженко

‑­

В 1993 г. образован новый Союз писателей на Луганщине (организаторы А. Довбань, О. Бишарев), в 1995 г. – учредительный съезд регионального Союза писателей Украины «Донбасс» (председатель О. Бишарев, ответственный секретарь Луганской писательской организации В. Спектор). Луганская писательская организация явилась родоначальником Межрегионального Союза писателей Украины (МСПУ). С марта 1998 г. штаб-квартира МСПУ находится в Луганске, секретарем становится Спектор. В 1999 г. стихотворный сборник Спектора «Все будет хорошо» признан лучшим в СНГ, автору вручена литературная премия им. Н. Тихонова. Начинают выходить периодические издания литературно-искусствоведческого характера – газета «Кам'яний Брід» (1992, ред. А. Гайворонская), альманах «Бахмутський шлях» (1994, инициатор и первый ред. Ю. Ененко). Появляются областные книжные издательства «Світлиця», «Книжковий світ», «Шлях». В литературных объединениях, студиях, кружках Луганска, Стаханова, Сватово, Свердловска, Первомайска, Белокуракино идет развитие литературных способностей молодежи. На территории области (г. Северодонецк) ежегодно проводится детский поэтический конкурс «Джерельце», на который приезжают учащиеся из разных регионов Украины.
^ 2. Творчество В. Спектора.

Пафос стихов Владимира Спектора писатель Василий Дунин определил так: «Классически строгие, мудрые и печальные». Литературовед Ольга Кузнецова увидела в нем не судью и обличителя мира, а адвоката и врачевателя, у которого искреннее сострадание и боль за него переплавлены в волшебном тигле поэзии в очищающую веру и надежду.

Мира Радецкая видит в поэте многознающего мудрого гида, который из закрытого пространства коммуналок «европейского города с неевропейскою культурой» помогает, заглянув в «пространство мировое, шаровое», учидеть величие вершин и ужас провалов-ущелий человеческого ‑­

духа. Но выстраданное слово его не позволяет оступиться, соскользнуть в бездну. Ибо магия его – сродни учительской в жизни. Она пытается помочь «обрести учеренность в себе, не раскиснуть, не сломаться».

Лариса Черниенко заметила эпохальность лирического героя В. Спектора, свидетеля «незаметных перворотов» нашего быта и бытия, аналитичность, философичность, парадоксальность, тонкую ироничность.

Известного поэта Николая Малахуту Спектор считает одним из своих наставников в мире поэзии. А среди других он называет современников Виктора Филимонова, Петра Шевченко, классиков Межирова и Самойлова, Левитанского и Слуцкого, Тарковского и Шпаликова. Большинство из названных – прошли войну, проявив самые высокие человеческие качества. И это тоже характеризует автора.

Нужно отметить, что Спектор – автор полутора десятка талантливых, несущих приметы времени книг, и личность, сумевшая выстоять и утвердиться в непростое время. Мечтая о литературе с детства, он получил возможность реализовать себя в ней в достаточно зрелом возрасте. Более 20 лет проработал конструктором на тепловозостроительном заводе, где тоже завоевал уважение и признание коллег, став автором 25 изобретений.

Но уже в то время добрыми словами о его стихах отзывались Е. Евтушенко, В. Шефнер, В. Титов, О. Бишарев. Первая книга стихов, подготовленная еще в 1981, вышла в свет только в 1990 г. Это были стихи человека наблюдательного и ироничного, в чем-то скептичного, задающего жизненно важные вопросы.

В 1994 г. по рекомендации О. Бишарева поэт стал членом Межрегионального союза писателей Украины, а после трагической гибели Бишарева в 1998 г. возглавил его, став энергичным инициатором всех его акций, как в Украине, так и в Москве.

Он член Национального союза журналистов Украины, лауреат международной литературной премии имени Н. Тихонова, заслуженный журналист республики Беларусь, член-корреспондент Транспортной ‑­

академии Украины. Но главное – Поэт. Ведущий мотив в его творчестве – лирическое, философское осмысление жизни с ее громадой вопросов к человеческой мысли и совести.

Лирика В. Спектора отмечена открытой автобиографичностью и исповедальностью сына века, которые сказались на образе его лирического героя. Его герой – однодумец, земляк, современник, интеллегент среднего поколения, второе «я» автора.

Подкупает высокая духовность и порядочность лирического героя, не ставшего рабом быта. «Любя, завидуя, скорбя» в ситуациях, где «все так просто и не просто», он не идет на поводу эмоций «во имя куска или глотка». Он полон тревожных вопросов о смысле бытия, «влекомый жизнью на сраженье, неведомо за что, куда». Человек безвременья, переходной эпохи, он имеет мужество признаться: «Не пойму ничего. Не пойму. Начинается жизнь другая». Со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...