Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. Роль международного сообщества в отношении ЧВК




Все вышеописанные события и скандалы, связанные с ЧВК, не могли не вызвать бурную реакцию мирового сообщества и дискуссии, связанные со статусом ЧВК, которые, к слову, продолжаются по сей день. Ещё до создания первых предтеч ЧВК для борьбы с вербовкой и наёмнической деятельность был принят Дополнительный протокол номер 1, шедший в дополнение к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. В нем приводится определение наемника (ст.47), причины невозможности наделения его статусом комбатанта, а также описывается, в каких случаях человеку может быть присвоено статус воюющего, а когда нет. Вдобавок в статье 43 п.3 указывается: «..всякий раз, когда сторона, находящаяся в конфликте, включает в свои вооруженные силы полувоенную организацию или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка, она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте», что является одним из методов регулирования деятельности ЧВК, действующим по заказу государств.

Следующим важным документом, ставшим впоследствии базовым для работы с проблемой ЧВК, являлся документ Монтрё, принятый 17.09.2008 года. Данный документ был призванурегулировать вопросы деятельности непосредственно ЧВК. В нем приводится определение ЧВК, государственные и негосударственные акторы, так или иначе взаимодействующие с ЧВК; для каждого актора расписаны критерии отбора при выборе ЧВК, а для ЧВК-критерии отбора персонала, а также – условия получения разрешения на услуги, оказываемые ЧВК для каждого вида акторов.

4.12.1989 года принята Резолюция 44/34, в которой была принята Конвенция по борьбе с вербовкой, обучением и финансированием наемников. Согласно этой резолюции государства-участники конвенции «не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников и запрещают такую деятельность в соответствии с положениями настоящей Конвенции», а также сотрудничают в принятии мер по запрещению вербовочной и наемнической деятельности. Однако на данный момент к конвенции присоединилась 22 страны, из которых ратифицировали только 21, и среди них нет ни России, ни США, ни других развитых стран за исключением Италии.

Третьим важным документом является Международный Кодекс ЧОК, заключённый 9.11.2010 года между рядом частных военных предприятий, и к которому, по данным на 2012 год, присоединилось более 400 военных компаний по всему миру, и число присоединившихся продолжает расти. В этом документе подтверждаются все постулаты документа Монтрё, снова даётся определение ЧОК, виды их услуг, критерии отбора персонала и подбора подрядчиков. Но самое главное – это договорённость о создании международного механизма «управления и надзора», для централизованной регистрации и сертификации новых ЧОК, регулярных аудиторских проверок на предмет профессионализма управляющего и исполнительного персонала ЧОК, а также уровня их подготовленности к работе в той или иной точке земного шара (наличие идентификационных знаков, ношение орудия и т.д.); проверок по теме нарушения сотрудниками последних актов международного права и прав человека в частности. Также немаловажной особенностью является взятое ЧОК в данном Кодексе обязательство при заключении контрактов обращать внимание на то, насколько условия контракта соответствуют «принципам... Кодекса, применимому национальному законодательству или международному праву или применимым местным, региональным и международным нормам в области прав человека...».ст. 20.

Но у всех приведённых выше документов есть ряд недостатков, начисто перечеркивающих большую часть написанного в них: нечеткость формулировок и рекомендательный характер документов (в частности документ Монтрё и кодекс ЧОК). Дополнительный протокол номер 1 явно устарел: он не определяет статус ЧВК, как актора, и не подходит для определения статуса сотрудника ЧВК в силу того, что ЧВК на данный момент предоставляют разные виды услуг, весьма тяжело определить, является ли работник ЧВК наемником, комбатантом или шпионом. На всём протяжении документа Монтрё формулировки подбора персонала и критерии отбора ЧВК меняются лишь в первых абзацах, где речь идёт о государствах, с которыми взаимодействует ЧВК, далее весь текст одинаков. Все это усугубляется рекомендательным характером документа, который лишь стоит принять к сведению. Кодекс поведения затрагивает лишь компании, предоставляющим охранные услуги (ЧОК, а не ЧВК); сроки создания регулирующего механизма отложены на неопределённый срок, и когда запустится этот механизм, неизвестно. В части А международного кодекса указывается, что кодекс не накладывает на ЧОК никаких юридических обязательств –весь смысл документа снова идёт насмарку.

Важными дополнениями к описанным недостаткам являются размытые определения «наемников» и комбатантов, а также применение термина «наемник» к сотруднику ЧВК. Большинство из них работает по длительным контрактам, в качестве советников или специалистов в различных областях. Далее: из-за неясности юридического статуса сотрудников ЧВК непросто привлечь к суду. По оценкам ряда исследователей, сходство наемников и ЧВК только в том, что они продают военные услуги – в остальном же кардинальные различия – ЧВК официально зарегистрированы (хотя многие в оффшорах и через подставные предприятия), имеют уставы и структуру, входят в состав ТНК, а спектр их услуг не ограничивается военной сферой. Однако политическим и экономическим интересам никогда не было предела, а ограничений для ЧВК, судя по бессилию международных документов, практически нет. Поэтому сотрудники ЧВК фактически могут заниматься любой официальной и неофициальной деятельностью в рамках военной сферы – охранять нефтепроводы и устраивать геноцид местного населения, тренировать спецподразделения правительства одной страны, и в том же время поставлять оружие повстанцам в другой или в той же самой стране – главное, чтобы это не попало в объективы телекамер.

Помимо международных документов в некоторых странах, а именно в США и ЮАР есть законодательные акты и даже органы, регулирующие деятельность ЧВК.

В США действует Закон о контроле над экспортом вооружений, согласно которому ЧОК или ЧВК должна получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. Этот же государственный орган контролирует деятельность фирмы, получившей лицензию. Вдобавок, сделки на суммы более 50 млн$ подлежат одобрению Конгресса. В ЮАР вопросом деятельности ЧВОК регулируют два закона – «О регулировании иностранной помощи» (19.10.1998), и «О запрещении наёмнической деятельности и регулировании некоторых видов деятельности в странах вооружённого конфликта» (17.11.2006). Организационную деятельность ЧВК в ЮАР осуществляют Национальный комитет по контролю над обычными вооружениями (полномочия которого обеспечивает закон о регулировании иностранной помощи 1998 года), и Орган регулирования частного охранного сектора (его полномочия закреплены в законе о регулировании частного охранного сектора 2001 года). Положения и механизмы работы этих законов могут послужить базой для создания рационах и международных органов мониторинга и аудита работы ЧВК.

В заключение к этому стоит добавить, что мысли, выраженные в вышеописанных документах очень правильные, дельные и имеющие серьёзную перспективу; но явная боязнь составителей документов сказать лишнее и задеть чьи-либо интересы ради общего блага сводят смысл положений всех документов к нулю. Однако из этой ситуации есть выход, для поиска которого необходимы усилия всего мирового сообщества. Руководствуясь опытом ЮАР и США в деле регулирования вопросов ЧВК, международными документами возможными решениями могут быть: учреждение международного органа контроля, мониторинга и аудита ЧВК с национальными комитетами в странах, пожелавших легализовать у себя деятельность ЧВОК; ужесточение существующих документов в области деятельности ЧВК; четкая правовая классификация ЧВК и методы контроля над ними. В рамках работы на G20, главы государств могут выработать рекомендации и пожелания по внутренней работе данного органа, в частности по статусу самих ЧВК и их сотрудников, критерии их отбора, также другие положения, которые так или иначе должны присутствовать в любом контракте ЧВК с государством или частной компанией.

X. Заключение

Рассмотренные нами особенности существования ЧВК приводят к ряду далеко идущих выводов: ЧВК все явственнее становится новой полноправной отраслью бизнеса, где крутятся большие деньги и большая политика; международные механизмы, жизненно необходимые для контроля над этой областью, включающей экономические, политические и военные аспекты, попросту нет или они находятся в зарождающейся стадии. Большая часть военного бизнеса находится в тени, что даёт возможность беспрепятственного выхода на ЧВК криминальных и террористических структур, а также проведения государствами противоречащих международному праву операций. Однако работа мирового сообщества не стоит на месте, пусть даже его прогресс в данном вопросе не виден каждый день. Сфера частных военных компаний – достаточно запутанный процесс с переплетением международно-правовых, политических, военных, экономических, общественных интересов и процессов, которые ко всему прочему оказались практически неконтролируемыми. И чтобы распутать этот клубок, эти так называемые «авгиевы конюшни» частного военного бизнеса, потребуется немало времени. Однакоу международного сообщества есть накопленные знания, международные институты, печальный, но полезный опыт международных конфликтов, но что самое главное – осознание проблемы функционирования ЧВК и желание ее решения. Но один четкий постулат из всего исследованного необходимо еще раз подчеркнуть: ЧВК стали очень влиятельным фактором в военно-политическом проектировании, и его значение будет расти по мере развития частного капитала. И без жесткого контроля государства и бюрократических структур частные компании и ЧВК в частности могут легко пойти нарушение всех возможных писаных и неписаных правил, в том числе в международном праве, а примеры из истории ЧВК этот факт убедительно доказывают.

 

Список источников:

1. http://mgimo.ru/files2/y08_2011/209768/note2.pdf - Доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов насамоопределение;

2. https://docviewer.yandex.ru/?url=https%3A%2F%2Fwww.icrc.org%2Fru%2Fdownload%2Ffile%2F7235%2Fmontreau.pdf&name=montreau.pdf&lang=ru&c=58937f3b8552– Документ Монтрё;

3. http://navoine.info/code-of-pmc-conduct.html - Международный кодекс ЧВК;

4. http://base.garant.ru/2540377/ - Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I);

5. Коновалов И. П., Валецкий О. В. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013 – 136с.

6. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fnewsb.ru%2Fwp-content%2Fdocs%2Fexperience%2520in%2520Russia%2520and%2520prospects.pdf&name=experience%20in%20Russia%20and%20prospects.pdf&lang=ru&c=58938a7a3364 – Неелов В. М. «Частные военные компании в России: опыт и перспективы использования». Санкт-Петербург, 2013 – 60с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...