Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Психосемантический анализ возрастного образа мира личности

Цель, гипотеза и задачи исследования

Цель данного исследования – провести сравнительный анализ образа миру молодежи и пенсионеров.

 Гипотеза исследования: существуют различия в образе мира молодежи и пенсионеров по ряду показателей.

Поставленная цель и гипотеза исследования обусловливает задачи:

1. Реализация эмпирического исследования для определения характеристик образа мира у молодежи и у людей пенсионного возраста по показателям жизнедеятельности (активность, эскапизм, интерес); личностных характеристик (дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент); функциональных механизмов (решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность).

2. Проанализировать полученные показатели вышеуказанных характеристик, механизмов и понятий у молодежи и у пенсионеров.

3. Установить связи между выявленными характеристиками, механизмами и понятиями.

4. На основании полученных результатов сделать заключение о существовании различий в образе мира у молодых людей и пенсионеров.

Эмпирическую базу исследования составили данные 32 человек, из них были сформированы две группы по признаку возраста.

Первая группа – 14 испытуемых в возрасте от 18 до 27 лет.

Вторая группа – 18 испытуемых в возрасте от 57 до 68 лет.


Методика исследования

Методики исследования: МИФИ-КАРМА АДУЛТ, МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ.

Описание методик

МИФИ-КАРМА (КАРтина МирА) представляет собой компьютерную методику, которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического дифференциала, восьмицветового теста Люшера, цветоассоциативной методики Эткинда. Она была теоретически обоснована и экспериментально убедительно продемонстрированна А. М. Парачевым на 2000 человек представляющих самые различные возрастные и профессиональные, социальные группы.

МИФИ-КАРМА позволяет выявить реальный образ мира субъекта. Актуализация определенной части образа мира, осуществляется посредством погружения субъекта в специально подобранную и соответствующим образом организованную для него понятийную среду, моделирующую конкретную жизненную ситуацию.

В связи с тем, что те или иные характеристики, получаемые при исследовании целостной структуры психики человека, могут правильно определять уровень и качественное своеобразие психических феноменов лишь в соотношениях относительно к друг другу и более общим фактором развития (Ананьев), в МИФИ-КАРМЕ основные характеристики исследуются в их реальной связи в процессе развития. Методика позволяет систематическое отслеживание личностных характеристик и функциональных механизмов, обеспечивающих практическую и интеллектуальную деятельность субъекта при погружении его в различные жизненные ситуации, особенно под углом рассмотрения ''готовности'' этих психологических образований для такой деятельности. При этом определяется не только состояние и уровень отдельных личностных и функциональных образований, но и динамика их взаимосвязей.

В нашем исследовании в соответствии с его целью были выделены некоторые характеристики для диагностики образа мира обследуемых субъектов, а именно:

- показатели жизнедеятельности

1. Активность - это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей.

2. Эскапизм – это нарушение социального функционирования, уход человека от реальности в мир фантазий и грёз.

- личностные характеристики

3. Дружба – личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если молодежная дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего, на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

4. Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности.

5. Инициатива – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

6. Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

7. Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. Стремление – желание и готовность действовать определённым образом. 

- функциональные механизмы

8. Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определённый поступок.

9. Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

10. Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

11. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

12. Настойчивость – личностное качество. Характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи.

13. Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека.

Важно отметить, что МИФИ-КАРМА позволяет получать столь сложные картины индивидуальных синдромов на относительно больших контингентах субъектов, то есть соединяет в себе достоинства методов ''глубинного'' исследования с экспресс методами.

Методика рассчитана на массив слов до 100 элементов, каждый из которых ''окрашивается'' испытуемым одним из восьми предложенных цветовых квадратов (цветовые квадраты соответствуют квадратам восьмицветового теста Люшера).

Элементы, предъявляемые в методике МИФИ-КАРМЕ АДУЛТ представлены в Приложении 1. Все элементы предъявляются в произвольном порядке.

Элементы, предъявляемые в методике МИФИ-КАРМЕ МЕТАФОРЫ представлены в Приложении 2. Все элементы предъявляются в произвольном порядке.

Различия между методиками МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ состоит в различии предъявляемых элементов испытуемым. В первом случае предъявляются отдельные слова, а во втором метафорические выражения, взятые из поэзии серебряного века.

Для обработки данных нами был использован метод математической обработки '' r s коэффициент ранговой корреляции Спирмена'', который имеет следующую формулу:  

2

  6 ´ S (d)

rS = 1 - ------------------------------

  N ´ (N 2 - 1)

 

Где rS - коэффициент ранговой корреляции.

 S (d²) - сумма квадратов разностей между рангами.

N – количество признаков, участвовавших в ранжировании

Результаты исследования

 

В ходе исследования были получены следующие результаты, представленные в Таблицах 1 - 6.

Таблица 1 МИФИ-КАРМА АДУЛТ

Характеристики

показателей

жизнедеятельности

Среднее значение в выборке молодежи

Среднее значение в выборке пенсионеров

1 Пассивность 0,31

0,49

2 Общий показатель комфортности 0,32

0,21

3 Усталость 0,45 0,45  
4 Аутизм 0,46

0,59

5 Работоспособность 0,7

0,4

6 Активность 0,77

0,46

 Таблица 2 МИФИ-КАРМА АДУЛТ

Личностные

характеристики

Среднее значение в выборке молодежи

Среднее значение в выборке пенсионеров
1

Воля

-0,16 0,01
2

Лидерство

-0,11 -0,02
3

Стремительность

-0,07 0,21
4

Инициативность

0,16 - 0,18
5

Дружелюбность

0,21 -0,2
         

Таблица 3 МИФИ-КАРМА АДУЛТ

Характеристики

функциональных

механизмов

Среднее значение в выборке молодежи Среднее значение в выборке пенсионеров
1 Сосредоточенность -0,92 -0,01
2 Уверенность -0,24 0,08
3 Внимательность -0,2 -0,01
4 Настойчивость -0,05 -0,05
5 Решительность 0,07 0,07
6 Интерес 0,07 -0,2

Таблица 4 МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ

Характеристики

показателей

жизнедеятельности

Среднее значение в выборке молодежи

Среднее значение в выборке пенсионеров
1

Общий показатель

комфортности

  0,21   0,22
2

Усталость

0,33 0,48
3

Пассивность

0,35 0,48
4

Работоспособность

0,4 0,43
5

Аутизм

0,41 0,51
6

Активность

0,55 0,51
         

 

Таблица 5 МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ

Личностные

характеристики

Среднее значение в выборке молодежи Среднее значение в выборке пенсионеров
1 Инициативность -0,31 -0,23
2 Воля -0,31 -0,04
3 Лидерство -0,06 0,04
4 Стремительность 0,1 0,28
5 Дружелюбность 0,11 -0,12
6. Сосредоточенность - 0,2 - 0,01
7. Решительность - 0,18 0,11

 


Таблица 6 МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ

Характеристики

функциональных

механизмов

Среднее значение в выборке молодежи Среднее значение в выборке пенсионеров
1  Интерес -0,4 -0,16
2 Настойчивость -0,38 -0,06
3 Уверенность -0,27 0,07
4 Внимательность -0,25              0,02
5 Сосредоточенность -0,2 -0,01
6 Решительность -0,18 0,11

 

Обсуждение результатов

 

Далее была произведена математическая обработка полученных результатов с помощью коэффициента ранговой корреляции R s Спирмена. Все данные были усреднены и усредненные проранжированы. Для каждого исследования были сформулированы свои промежуточные гипотезы.

Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ - показателей жизнедеятельности были сформулированы гипотезы:

H0 – корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодых людей и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодых людей и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

Результаты математической обработки представлены графически на Рисунке 1.


Параметры ранжирования

Рисунок 1

Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в МИФИ-КАРМА АДУЛТ

 

Подсчитав по формуле, мы получили, что

  r s эмпирическое = 0,03

r s критическое = 0,85 (при p =0,05)      

r s эмпирическое < r s критического,

поэтому принимаем гипотезу H0.

Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.

Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – личностных характеристик были сформулированы гипотезы:

H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 2.

По формуле r s эмпирическое = - 0,03            

r s критическое = 0,94 (при p = 0,05)

r s эмпирическое < r s критического,

поэтому принимаем гипотезу H0.

Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностных характеристик в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.

 

Параметры ранжирования
Рисунок 2 Диаграмма сравнения личностных характеристик в МИФИ-КАРМА АДУЛТ

Для исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ – функциональных механизмов были сформулированы гипотезы:

H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

 

Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 3.

 

Параметры ранжирования
Рисунок 3 Диаграмма сравнения функциональных механизмов в МИФИ-КАРМА АДУЛТ


По формуле r s эмпирическое = - 0,53             

r s критическое = 0,85 (при p = 0,05)

r s эмпирическое < r s критического,

поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками картины мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.

Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности были сформулированы следующие рабочие гипотезы:

H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 4.


Параметры ранжирования

Рисунок 4 Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности в МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ

По формуле r s эмпирическое = 0,8

r s критическое = 0,85 (при p = 0,05)

r s эмпирическое < r s критического,

поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - показателями жизнедеятельности в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.

Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – личностных характеристик были сформулированы гипотезы:

H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – личностными характеристиками в выборке обычных молодежи и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 5.

По формуле r s эмпирическое = 0,32

r s критическое = 0,94 (при p = 0,05)

r s эмпирическое < r s критического,

поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками Картины мира - личностными характеристиками в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т. е. значимо не отличается от нуля.

 

Параметры ранжирования
 Рисунок 5 Диаграмма сравнения личностных характеристик в МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ


Для исследования МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ – функциональных механизмов были сформулированы гипотезы:

H0 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира – функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не отличается от нуля.

H1 – Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров статистически значимо отличается от нуля.

Результаты математической обработки представлены графически в рис. № 6.

 

Параметры ранжирования
 Рисунок № 6

Диаграмма сравнения функциональных механизмов в МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ

 

По формуле r s эмпирическое = 0,77

r s критическое = 0,85 (при p = 0,05)

r s эмпирическое < r s критического

поэтому принимаем гипотезу H0. Корреляция между упорядоченными характеристиками образа мира - функциональных механизмов в выборке молодежи и пенсионеров не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.

Исходя из полученных результатов исследования МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ - показателей жизнедеятельности можно сказать, что поставленная гипотеза подтвердилась лишь частично, так как r s эмп.(0,03) < r s крит.(0,85) и r s эмп.(0,8)< r s крит.(0,85) соответственно. Данные свидетельствуют о том, что исследуемые показатели у молодежи и пенсионеров значительно не отличаются друг от друга.

Сравнивая результаты исследования личностных характеристик в группах молодежи и пенсионеров, с помощью методик МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, также не выявлено значительных различий. r s эмп.(-0,03)< r s крит.(0,94) и r s эмп.(0,32)< r s крит.(0,94). Этот факт говорит о частичном подтверждении поставленной гипотезы.

Гипотеза, поставленная для установления различий функциональных механизмов у молодежи и пенсионеров, в исследованиях МИФИ-КАРМА АДУЛТ и МИФИ-КАРМА МЕТАФОРЫ, так же подтвердилась частично: r s эмп.(-0,53)< r s крит.(0,85) и r s эмп.(0,77)< r s крит.(0,85).

В ходе исследования не было выявлено существенных изменений ни в одном из вышеперечисленных параметров у обследуемых групп субъектов. Данная гипотеза лишь частично нашла своё подтверждение на практике. Исходя из этого, можно предположить, что возраст только частично влияет на изменение картины мира у человека.

Однако мы не исключаем возможность некоторого искажения данных, в связи с малой выборкой испытуемых.

Проведенный сравнительный анализ полученных данных по группам молодежи и пенсионеров, позволяет нам сформулировать следующие положения.

Несмотря на то, что статистически значимых различий по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена не обнаружено, усреднённые данные, представленные в таблицах № 1-6, говорят о том, что имеются явные тенденции к изменению показателей жизнедеятельности, характеристик личности и функциональных механизмов между молодежи и пенсионеров.

Судя по полученным данным, мы выбрали не совсем адекватный метод оценки статистически значимых различий. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена вряд ли смог оказаться демонстративным при данной выборке испытуемых. Предварительная выборочная проверка данных по U-критерию Мана - Уитни свидетельствует о том, что значимые различия существуют почти по всем показателям. К сожалению, недостаток времени не позволил нам осуществить статистический анализ в полной мере. Это будет нашей задачей на ближайшее будущее.

Поэтический язык метафор, как правило, не всегда понятен даже при наличии полного поэтического текста. Ибо как сказал Бродский – ''Поэт творит в языке, а люди пользуются языком''. Учитывая, что понимание является одним из главных компонентов рефлексивного слоя сознания, вырванные из контекста метафоры, становятся непонятными для большинства людей, и поэтому наши показатели (особенно функциональные механизмы) меньше различаются у молодежи и пенсионеров (см. рис.1 и 4).

Так как личностные характеристики являются достаточно устойчивыми образованиями и подвержены меньшим изменениям, чем функциональные показатели, можно было бы предположить, что их изменение, в обоих обсуждаемых мирах (мир вещей и мир метафор), должны сохраняться по ранговым значениям в соотношении друг с другом (см. диаграммы 3-6).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обсуждая проблематику образа мира, мы пришли к пониманию следующих моментов.

В психологической науке проблема образа мира рассматривается:

1 – в контексте когнитивных процессов;

2 – в контексте системы значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром;

3 – в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром;

4 – в контексте проблемы адаптации и выстраивания адекватного взаимодействия в условиях изменяющихся реалий бытия;

5 – в контексте проблемы самосознания и мировоззрения.

В большинстве концепций «образ мира» понимается, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова М.М. Бахтина: «...Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый… Единую единственность этого мира <…> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем». Образ мира – субъективная реальность, неотрывно взаимосвязанная с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – основа выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.

Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения исследований особенностей образа мира как психологической реальности в контексте бытия человека в мире важно учитывать обсужденные выше подходы к данной проблеме.

Проведенное нами исследование показало, что с возрастом образ мира изменяется.

С возрастом изменяется ценностная иерархия оценок и самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, значительно больше - внутреннему и физическому состоянию. Главной проблемой становится ощущение своей невостребованности - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.

Данные с помощью применения методик показывают, что у пенсионеров имеет место снижение уровня уверенности в себе и своих возможностях, недовольство собой, недостаточный уровень энергии, активности и общительности, имеет место бегство от действительности (эскапизм). Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других. В то же время довольно высок уровень неудовлетворенности своим положением, астеноневротических проявлений.

Итак, сравнительный анализ показал, что в образе мира молодежи, по сравнению с образом мира людей пенсионного возраста, изменяются такие показатели жизнедеятельности как – активность, эскапизм, интерес. У молодежи показатели активности и интереса имеют более высокий уровень, а у пенсионеров выше показатель эскапизма.

В образе мира у пенсионеров по сравнению с молодежью, изменяются такие личностные характеристики как: дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент. Молодежи свойственны более высокие показатели по компонентам стремительности, инициативности, лидерства, воли. В образе мира пенсионеров более выражена характеристика дружелюбности, спокойствия.

В образе мира у пенсионеров, по сравнению с молодежью, менее выражены такие функциональные механизмы как решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность.

Таким образом, цельнашей работы может считаться достигнутой, а гипотеза подтверждена и обоснована.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006.

3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

4. Величковский Б.А. Современная когнитивная психология. М., 1982.

5. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Аспект Пресс, 2005.

6. Зинченко В.П. От генеза ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С.141–149.

7. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.

8. Крупнов А.И. Диагностика базовых личностных свойств. М.: РУДН, 1987.

9. Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Технологии формирования целостной картины мира. Ярославль, 2004.

10. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.

11. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1986. № 3.

12. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983.

13. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПБ.: Речь, 2002.

14. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

15. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999.

16. Найссер У. Познание и реальность. М., 1982.

17. Нафтульев А. И. 'Развитие и формирование интеллекта: когнитивный структурно-деятельный подход //Вестник северо-западного отделения РАО; выпуск №3; СПб. 1998; стр.91-97.

18. Немов Р. С. Психология //Общие основы психологии., кн.1; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

19. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 13–21.

20. Познание: проблемы взаимосвязи личностных и когнитивных особенностей. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2003.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

23. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов. М.: Харвест, 2003.

24. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

25. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С.15–29.

26. Смирнов С.Д. Психология образа. М., 1985.

27. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1983.

28. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

29. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ

МИФИ-КАРМЕ АДУЛТ

 

1

Азарт

2

Активность

3

Безразличие

4

Бесправие

5

Бессмысленность

6

Бог

7

Богатство

8

Болезнь

9

Будущее

10

Вера

11

Вечеринка

12

Взаимопонимание

13

Взрослые (родители)

14

Власть

15

Вред

16

Время

17

Вы

18

Выбор

19

Грусть

20

Дача

21

Девушка

22

Действие

23

Деньги

24

Добро

25

Дочь

26

Драка

27

Друг

28

Дружба

29

Друзья

30

Желание

31

Женщина

32

Жизнь

33

Запутанность

34

Защита

35

Зло

36

Игра

37

Инициатива

38

Интерес

39

Компания

40

Компромисс

41

Комфорт

42

Конец

43

Конфликт

44

Культура

45

ЛОЖЬ

46

Любовь

47

Любопытство

48

Магазин

49

Мать

50

Мораль

51

Мужчина

52

Мы

53

Мысль

54

Настойчивость

55

Настоящее

 

56

Начало

 

57

Несчастье

 

58

Никто

 

59

Нравственность

 

60

Обман

 

61

Ожидание

 

62

Озабоченность

 

63

Они

 

64

Опасность

 

65

Оригинальность

 

66

Ответственность

 

67

Отец

 

68

Пассивность

 

69

Подчинение

 

70

Польза

 

71

Предательство

 

72

Предприимчивость

 

73

Преступление

 

74

Прибыль

 

75

Проблема

 

76

Противоречие

 

77

Прошлое

 

78

Пустота

 

79

Радость

 

80

Размышления

 

81

Рациональность

 

82

Результат

 

83

Религия

 

84

Родственники

 

85

Свобода

 

86

Секс

 

87

Семья

 

88

Смерть

 

89

Смысл

 

90

Сомнение

 

91

Соперничество

 

92

Сопротивление

 

93

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...