4. Миндалины: развитие, строение и функции.
4. Миндалины: развитие, строение и функции.
Миндалины - большие скопления лимфоидной ткани. По месту их расположения различают небные миндалины, глоточную миндалину, язычную миндалину. Миндалины выполняют в организме важную защитную функцию, обезвреживая микробы, постоянно попадающие из внешней среды в организм через носовые и ротовые отверстия. Наряду с другими органами, содержащими лимфоидную ткань, они обеспечивают образование лимфоцитов, участвующих в реакциях гуморального и клеточного иммунитета. Строение. Небные миндалины состоят из нескольких складок слизистой оболочки, в собственной пластинке которой расположены многочисленные лимфатические узелки. Слизистая оболочка покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Эпителий часто бывает заселен лимфоцитами и зернистыми лейкоцитами. Микробы фагоцитируются лейкоцитами. Собственная пластинка слизистой оболочки образует небольшие сосочки, вдающиеся в эпителий. В рыхлой волокнистой соединительной ткани этого слоя расположены многочисленные лимфатические узелки. В центрах некоторых узелков хорошо выражены более светлые участки — герминативные центры. Лимфоидные узелки миндалин чаще всего отделены друг от друга тонкими прослойками соединительной ткани. Однако некоторые узелки могут сливаться. Мышечная пластинка слизистой оболочки не выражена. Подслизистая основа образует вокруг миндалины капсулу, от которой в глубь миндалины отходят соединительнотканные перегородки. В этом слое сосредоточены кровеносные и лимфатические сосуды миндалины, находятся и секреторные отделы небольших слюнных желез. Глоточная миндалина расположена в участке дорсальной стенки глотки, лежащем между отверстиями слуховых труб. Строение ее сходно с другими миндалинами. Она выстлана многослойным плоским неороговевающим эпителием. Язычная миндалина расположена в слизистой оболочке корня языка. Эпителий - многослойный плоский неороговевающий, инфильтрирован лимфоцитами, проникающими сюда из лимфатических узелков.
5. Зубы, основные стадии развития, строение. Регенерация тканей зуба. Возрастные изменения.
Являются важной частью пищеварительного аппарата. Они участвуют в размельчении пищи. Большую роль играют в произношении звуков. Зубы образуются 2-мя генерациями: молочные и постоянные. Эмбриональные зачатки зуба возникают в конце 2-го месяца внутриутробного развития. В первую очередь во время разграничения вестибулярной части в ротовой полости образуется эпителиальный валик. От него вглубь тканей формируются эпителиальные выпячивания – зубная пластинка. На ней по количеству зубов образуются эпителиальные выросты, из которых образуются эмалевые органы. Таким образом, эмалевые органы имеют эпителиальное эктодермальное происхождение. Из окружающей мезенхимы образуются скопления и уплотнения мезенхимных клеток, из которых будут образовываться зачатки других зачатков зуба, т. е. дентин, цемент, ткани пульпы зуба и периодонт. Эмалевый орган подвергается в первую очередь дифференцировке. Он растёт навстречу мезенхимному зачатку и постепенно превращается в двустенный бокал. Клетки эмалевого органа уже делятся на 3 типа: 1) наружные – плоские клетки – не имеют значения; 2) внутренние; 3) промежуточные – постепенно становятся отростчатыми. Здесь между клетками формируется определённая среда, так сказать пульпа эмалевого органа. Внутренние клетки эмалевого органа постепенно из плоских клеток эпителия превращаются в цилиндрические призматические клетки, которые будут образовывать эмаль и называются энамелобласты. Эти клетки граничат через зубную мембрану с зубным сосочком. Базальная мембрана индуцирует в дальнейшем развитие зубного сосочка. На этом этапе энамелобласты получают питание через базальную мембрану. В последующем, когда из зубного сосочка будет формироваться в его наружном слое слой дентинобластов, которые постепенно будут образовывать твёрдую ткань – дентин, и он будет граничить с эмалевым органом, трофика эмалевого органа нарушается. Поэтому энамелобласты вынуждены получать питание с противоположного конца. Клетки подвергаются инверсии (переворачивание), т. е. идёт процесс перемещения в клетке ядра из базальной части в апикальную. Поэтому при образовании эмали первые отложения её твёрдых элементов происходят на границе с дентином. Энамелобласты удлиняются и превращаются в изогнутую S-образную призму. Направление этой призмы в эмали практически радиально. Поэтому на шлифе зуба эти призмы могут попадать и продольно, и поперечно.
Зубной сосочек подвергается своей дифференцировке под действием энамелобластов, их базальных мембран, при этом дифференцировка ускоряется. В наружном слое зубного сосочка дифференцируются клетки одонтобласты. Эти клетки имеют тело с органеллами, прилежащее к мезенхиме, а от тела в сторону эмали формируется отросток, который может иметь небольшие отверстия. Эти отростки идут строго радиально. На конце отростки в области границы с эмалевым органом измельчаются и разветвляются. Одонтобласты способны секретировать белки, ГАГ, из коллагена формируются коллагеновые волокна, которые во внутреннем слое имеют тангенциальное направление, а кнаружи – радиальное. Они отходят в области коронки до эмали, а в области границы эмали с цементом даже врастает в цемент. Отростки одонтобластов замуровываются в межклеточное вещество и лежат так же, как отростки костных клеток в костных канальцах. Первые элементы солей (фосфор, кальций, фториды) начинают откладываться на границе с эмалью в наружной части дентина. Внутри зубного сосочка оставшиеся ткани формируют мякоть зуба (пульпу). В ней образуются кровеносные капилляры, нервные окончания и дифференцируются клетки, среди которых выделяется соединительная ткань пульпы и малодифференцированные клетки, из которых постепенно могут образовываться новые одонтобласты. Позднее, в области корня зуба и шейки, снаружи от дентина, начинает образовываться цемент, который по строению близок к костной ткани; он укрепляется в лунке челюсти при помощи периодонта.
В конце 4 месяца эмбриогенеза на зубной пластинке начинают формироваться зачатки постоянных зубов и в течение долгого периода времени зачатки молочных зубов и зачатки постоянных зубов находятся в одной полости. Затем они отграничиваются костной перегородкой. И только через несколько лет, когда происходит выпадение молочного зуба, перегородка разрушается, постоянный зуб начинает расти и выталкивает молочный зуб. Это продолжается с 4-5 лет до 15 лет. Исходя из эмбриологии зачатков, можно установить, что эмаль при разрушении не будет восстанавливаться, т. к. нет источника. Все другие части могут регенерировать за счёт малодифференцированных элементов зуба. Зуб анатомически делится на: коронку, шейку и корень. Коронка снаружи покрыта эмалью и глубже – дентин. Шейка и корень, кроме дентина покрыты цементом и периодонтом. Эмаль – плотная ткань, на 96-97% представлена неорганическими соединениями (соли кальция, фосфаты, фториды и др. ). Из органических – коллаген, гликозаминогликаны, щелочная фосфатаза, протеогликаны (3-4%). На шлифе зуба в эмали выделяется чередование тёмных и светлых полос. Это результат сечения S-изогнутых призм – полосы Шрегера. Кроме того, имеются тангенциальные линии – линии Ретциуса – результат отложения эмали во время роста. Их больше на боковой поверхности, чем на верхушке. [Тонкие = полосы, толстые = линии]. Эмаль проницаема со стороны ротовой полости для некоторых веществ, повышение кислотности приводит к повышению проницаемости. Дентин – плотная твёрдая ткань. 70%–неорганических соединений (соли кальция, магния, фосфора, меньше фторидов). В нём выделяют: 1) предентин – более внутренний слой;
2) дентин – более наружный слой. В предентине отростки одонтобластов больше ветвятся, коллагеновые волокна ещё не сформированы – это предколлагеновые волокна. В наружном слое дентин плотный, кристаллы солей пропитывают всё межклеточное вещество, которое пропитывает отростки одонтобластов. По этим отросткам поступают диффундируют питательные вещества. На границе с эмалью отростки разрушают пограничный слой, а с другой стороны эмаль получает питательные вещества со стороны одонтобластов. Их тела лежат в наружном слое пульпы. Дентин различают в области коронки крупноглобуллярный, т. е. формируются большие глобулы с особым строением межклеточного вещества, что улучшает прохождение питательных веществ. В области корня глобулы мелкие. Дентин может быть вторичным, т. е. образовавшимся после разрушения, в нем нет канальцев, просто масса (может обнаруживаться также в дентине). Цемент. Близок к костной ткани. 68%–минеральных соединений. Различают: цементоциты – схожи с костными клетками. В верхней части цемент лишён клеток, а в нижней части хорошо выражен клеточный цемент. Цемент пронизан коллагеновыми волокнами, которые идут и прикрепляются с одной стороны к цементу, а с другой стороны волокна периодонта заходят в цемент–прикрепительные волокна Каффа. Периодонт – плотная волокнистая соединительная ткань. Пучки коллагеновых волокон идут в 2-х направлениях: радиальном – прикрепляют зуб, и косом – процесс амортизации зуба. В области шейки коллагеновые волокна имеют концентрически расположенную зубную связку в области шейки. Пульпа. Имеет сложное строение. В ней выделяют: центральную, промежуточную и наружную части. В центральной части располагаются тонкостенные капилляры, скопления макрофагов, фибробластов. В промежуточной – малодифференцированные элементы, из которых могут образовываться одонтобласты. В наружном слое – тела одонтобластов, проходят нервные волокна по дентинным канальцам к чувствительным окончаниям и до эмали. При раздражении пульпы (при воспалении) воспалительная реакция протекает атипично, нет обычной фазности. В 1-й фазе при начале воспаления быстро развивается отёк, отёчная жидкость давит, начинаются застойные явления. Поэтому воспалительная реакция может быть прекращена только при депульпировании. При этом удаляется и камбий для дентина. С этого времени зуб становится мертвым, и регенерации дентина не будет. Такое течение воспалительной реакции объясняется филогенезом. Рыхлая соединительная ткань пульпы, исторически попав под защиту твёрдых тканей–дентина и эмали–потеряла способность к защитной воспалительной реакции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|