Временные задержки психического развития: причины и виды.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 При определённых факторах окружающей среды и здоровья ребёнка речевое и психическое развитие его отстает от нормы. Такой ребёнок начинает позже говорить, имеет проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, часто имеет нарушения мыслительной деятельности, внимания и памяти. Если вовремя не обратить внимание на тревожные симптомы и не корректировать развитие ребёнка, задержка речевого и психического развития перейдёт в стойкие патологические формы, которые с возрастом почти не поддаются коррекции. Задержка психического развития - временное отставание психомоторных функций малыша, которое выражается в проблемах общения, отставание мыслительных процессов, внимания и памяти. Дети с задержкой психического развития неусидчивы и невнимательны на занятиях, не могут продолжительное время концентрироваться на одном виде деятельности, плохо запоминают. Чаще проблемы психического развития малыша выявляются уже в школе, родители склонны не замечать таких проявлений в раннем возрасте малыша, приписывая их детскому возрасту и вредности характера ребёнка. У детей с задержкой психического развития чаще наблюдается и задержка речи. ЗПР проявляется отставанием моторной сферы психической деятельности, познавательной, эмоционально — волевой. Диагностика задержки психического развития может выявить проблемы уже на первых месяцах жизни ребёнка - такие дети бедны эмоционально, почти не реагируют на изменение в окружении, не пытаются общаться с взрослым и произносить звуки и слова. Такие малыши позже начинают сидеть и переворачиваться, чаще лежат с безучастным видом, не пытаются встать или ползти, позже начинают брать игрушки в руки. Причины задержки психического развития.1) Бедность эмоциональной среды с рождения ребёнка. Такие нарушения возникают, когда с ребёнком не общаются, не разговаривают, не откликаются на его плач, не стимулируют общение. Малышу очень важны тактильные контакты, эмоциональное и речевое общение с самого рождения.2) Особый врождённый склад нервной системы малыша, пострадавшей от внутриутробных патологий или гипоксии.3) Частые заболевания малыша, которые сильно ослабляют его организм.4) Травмы, полученные в процессе родов или после родов.5) Нарушения слуха, зрения малыша. Задержка психического развития малыша - это не отставание в умственном развитии. Психическое развитие ребёнка хорошо поддаётся коррекции в случае вовремя начатых занятий с ребёнком. ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ - в зависимости от причин возникновения (по этиопатогенетическому принципу) различают следующие основные клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебральноорганического происхождения. Этиопатогенетическая систематика ЗПР была предложена К.С. Лебединской
Билет№38 Психологические характеристики трудностей обучения младшего школьника. Трудности: Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению) как психологическая причина некоторых трудностей в обучении. Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).
Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении. Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая диффиренцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе. Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников. Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности. Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность). 39. Психическое и физическое развитие подростка. Главными опорными признаками физического созревания являются: скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Особенности подростка. На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное. Социальными факторами психического развития являются: переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей; расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками; происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы. Биологическими факторами психического развития являются: начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему; бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма. Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются не из-за самого полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка—его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. У подростков резко возрастает способность к эмпатии по отношению ко взрослым, стремление им помочь, поддержать, разделить их горе или радость. В подростковом возрасте совершается открытие своего внутреннего мира, которое сопровождается переживанием его исключительной ценности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы задуматься о смысле своего существования, но, с другой стороны, проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится считаться и быть взрослым. Это чувство взрослости как специфическое приобретение самосознания — стержневая особенность личности, ее структурный центр. Он направляет всю социальную активность подростка, его восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослого. На новый уровень поднимаются интеллектуальные возможности подростка и его самосознание, расширяется кругозор, появляются новые интересы и планы на выбор профессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|