Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Цветущие комнатные растения. Звук и буква П»




Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, розан, бегония, фиалка, герань, ухаживать, поливать, протирать, подкармливать, опрыскивать, красивый, зеленый, сочный, яркий, нежный, белый, розовый, красный). Совершенствование навыка составления и чтения слогов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, диалогической речи, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к природе.

Оборудование. Коврограф, горшки с розаном, фиалкой, бегонией, геранью, леечки, опрыскиватель, кисточки, влажные салфетки, плоскостные изображения цветущих комнатных растений и их цветков, корзинка с плоскостными изображениями цветков герани.

479

Предварительная работа. Наблюдение за комнатными растениями в уголке природы, за из зацветанием, участие в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание положительного эмоционального фона. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в центр науки и природы, где на столе для экспериментов приготовлены горшки с цветущими комнатными растениями и все для ухода за ними.

Логопед. Вы уже хорошо знакомы с комнатными растениями, которые украшают нашу группу. Расскажите, какие растения есть у нас в группе.

Дети. Фиалки, кактусы, розан, герань, папоротник, фикус.

Логопед. Сегодня мы с вами вновь поговорим о комнатных растениях, вспомним о том, как нужно ухаживать за ними. Обратите внимание на растения, которые стоят перед вами. Чем они отличаются от других растений в нашей группе?

Дети. На них есть цветочки.

Логопед. Правильно. Это цветущие комнатные растения.

2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними. [Активизация словаря. Развитие диалогической речи, обобщение представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними.]

Логопед привлекает внимание детей к растениям, стоящим на столе.

Логопед. Вы узнали эти растения? Покажите и назовите их.

1-й ребенок. Это герань.

2-й ребенок. Это фиалки.

3-й ребенок. Это розан.

4-й ребенок. А это бегония.

Логопед. Правильно. Это цветущие комнатные растения. Мы с вами две недели наблюдали за тем, как они зацветают. Расскажите, какие цветы появились на них?

1-й ребенок. У герани красивые розовые и красные цветы.

2-й ребенок. У фиалок нежные белые и розовые цветы.

3-й ребенок. У розана большие красные цветы.

4-й ребенок. А у бегонии маленькие розовые цветочки.

480

Логопед. Чтобы растения так красиво цвели, мы с вами за ними ухаживали. Расскажите, как мы это делали?

Дети. Мы их поливали, подкармливали, опрыскивали, протирали листочки, смахивали с них пыль кисточкой, рыхлили землю в горшочках.

Логопед. Почему листья некоторых растений мы протирали влажной салфеткой, а некоторые обмахивали кисточкой?

1-й ребенок. У розана и бегонии листья гладкие и блестящие, их можно протирать влажной салфеткой.

Логопед. Покажи, как это нужно делать, Настя.

Девочка берет влажную салфетку и протирает листья бегонии и розана.

2-й ребенок. А листья фиалки и герани лучше обмахивать кисточкой, потому что они не гладкие.

Логопед. Верно. У этих комнатных растений опушенные листья. Покажи, как нужно смахивать с них пыль кисточкой, Ариша.

Девочка кисточкой смахивает пыль с листьев растений.

Логопед. Я вам рассказывала, что растения с опушенными листьями нельзя опрыскивать, а вот розан и бегония нуждаются в этом. Покажи, как мы опрыскиваем растения, Ванюша.

Мальчик берет опрыскиватель и опрыскивает розан и бегонию.

Логопед. Мы с вами говорили о том, что корни растений должны дышать. Что нужно делать для этого?

4-й ребенок. Нужно рыхлить землю в горшках острой па­лочкой.

Логопед. Как нужно это делать? Покажи нам, Вадик.

Ребенок берет палочку и рыхлит землю в горшках.

Логопед. Молодцы. Вы выполнили мои задания. Я вижу, что вы умеете ухаживать за комнатными растениями. Протрите руки салфетками и давайте пройдем на коврик.

3. Подвижная игра «На окне в горшочках». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, закрепление умений поднимать руки вверх, подниматься на носочки.]

Логопед предлагает детям образовать круг на ковре и присесть.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.

481

Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнышку листочки Повернут цветочки. Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Развернут бутоны, В солнышке утонут. Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

4. Упражнение «Подбери цветок». [Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти.]

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения герани, фиалки, бегонии и розана.

Логопед. Изображения каких комнатных растений вы видите?

Дети. Это герань, фиалка, розан и бегония.

Логопед. Вы хорошо знакомы с этими растениями. Выберите по одному растению и встаньте напротив него.

Каждый ребенок встает напротив «своего» растения.

Логопед. Я хочу проверить, вспомните ли вы, как выглядят их цветы (прикрепляет в ряд в нижней части ксерографа по три цветка каждого из этих растений). Выберите по три цветка «своего» растения и закрепите их на растении.

Дети выполняют задание.

Логопед. Посмотрите внимательно на растения своих соседей. Все ли правильно подобрали цветы?

Дети. Да. Никто не ошибся.

Если ошибки были допущены, имеет смысл подвести детей к столу с растениями еще раз и привлечь их внимание к цветкам, с тем чтобы они сами могли исправить свои ошибки.

5. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать одно-два упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих зву­ков, а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания вслед за собой. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.

482

6. Упражнение 7. [Развитие речевого дыхания.]

Логопед берет горшок с цветущей фиалкой и предлагает детям вновь выйти на ковер.

Логопед. А сейчас — упражнение для дыхания. Вы должны понюхать цветы — медленно втянуть воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Посмотрите, как это сделаю я.

Далее упражнение под контролем логопеда выполняет каждый из детей.

7. Упражнение «Волшебные цветочки». [Совершенствование навыка составления и чтения слогов.]

Логопед приглашает детей за стол и ставит на него корзинку с плоскостными изображениями красных и белых цветков герани, на обратной стороне которых написаны буквы.

Логопед. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные цветочки». Вы узнали, с какого они растения?

Дети. Это цветы герани.

Логопед. Верно. Возьмите по одному красному и по одному белому цветку. Положите перед собой: слева красный цветок, а справа за ним — белый.

Дети выполняют задание.

Логопед. Переверните цветки. Прочитайте слоги.

1-й ребенок. Ат.

2-й ребенок. От.

3-й ребенок. Ут.

4-йребенок. Ит.

Логопед. Поменяйте цветки местами. Прочитайте, что получилось.

1-й ребенок. Та.

2-й ребенок. То.

3-й ребенок. Ту.

4-й ребенок. Ти.

8. Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.]

Логопед складывает цветы в корзинку и убирает ее со стола.

Логопед. И наконец, знакомая вам игра «Телеграф». Будем по цепочке передавать слова, простукивая их по частям.

483

Дети вслед за логопедом по очереди простукивают кулачками по столу слоговую структуру следующих слов: «фи-кус», «ге-ранъ», «ро-зан», «лей-ка», «зем-ля».

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли.

Логопед. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети. О комнатных растениях.

Логопед. Что нужно делать для того, чтобы растения были красивыми и цвели?

Дети. Нужно правильно ухаживать за ними.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня, поэтому можете выбрать по одной наклейке на тетради.

Дети выбирают по одной наклейке.

Логопед. Какие игры вам сегодня понравились?

Дети перечисляют игры, в которые им было интересно играть.

Логопед. Вы сегодня молодцы! Я очень довольна вами. Похлопайте себе.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Цветущие комнатные растения». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.

Оборудование. Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные

484

картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь №3 по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картин­ки, «волшебный мешочек», цветовые семафоры, мяч.

Предварительная работа. Заучивание двустишия на букву П из книги «Мой букварь», подбор слов на звук [п].

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие памяти, обследовательских навыков, осязания.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с «волшебным мешочком» и предлагает им по очереди опустить в него руку, нащупать в нем и назвать букву. Дети выполняют это задание, а потом проходят в кабинет и садятся за стол. Логопед собирает буквы.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о комнатных растениях, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

2. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

Логопед кладет перед каждым ребенком открытый на с. 17 букварь.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку

Положила под подушку.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

Дети. Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

Логопед. Правильно. Положите в буквари закладки и пока закройте их.

3. Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]

Логопед. Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]?

Дети. Синим кружком.

485

Логопед. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Раздает детям цветовые семафоры.) Я буду говорить, а вы будете поднимать семафор, если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

Дети поднимают семафоры на звук «п».

Логопед. Отлично. Вы были очень внимательными.

4. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук — [п]. Что получится?

Дети. Ап.

Логопед. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

Дети. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа — синий.

Логопед. Если я произнесу [у], потом [п], что получится?

Дети. Уп.

Логопед. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

Логопед. Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится?

Дети. Па.

Логопед. Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Логопед. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится?

Дети. Папа.

Логопед. Молодцы!

5. Работа по букварю. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование

486

навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

Логопед убирает контейнеры с кружками и вновь кладет перед каждым ребенком букварь.

Логопед. Посмотрите на правую страничку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

Дети. Она согласная.

Логопед. Верно. Из скольких палочек она состоит?

Дети. Из трех.

Логопед. Правильно. Пройдите к доске и сложите букву П из магнитных палочек.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! А теперь давайте поработаем с картинкой в нижней части страницы. Вы видите мальчиков и девочек. У них на одежде написаны буквы. Имена их начинаются именно с этих букв. Как зовут девочку, у которой на платье написана буква П?

Дети. Поля.

Логопед. Хорошо. А как зовут мальчика, у которого на костюме буква П?

Дети. Павлик.

Логопед. Отлично. А как зовут девочку и мальчика с буквой Т на одежде?

Дети. Тома и Толя.

Логопед. Теперь переверните страничку. Вы видите букву П, которую сложили из кубиков. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке.

Дети. Ап, оп, уп, па, по, пу, пи.

Логопед. Кого вы видите на картинке под рамкой? Прочитайте слово под ней.

Дети. Папа.

Логопед. Вот какие вы молодцы! Уже умеете читать слова! И последнее задание. Какие буквы вы видите в нижней части страницы?

Дети. Т, О, А, П.

Логопед. Отлично. Вы выполнили все задания. Похлопайте себе!

487

6. Упражнение «Самый внимательный». [Развитие зрительного внимания, фонематических представлений, памяти.]

Логопед приглашает детей на ковер.

Логопед. А теперь я дам вам одну минуту для того, чтобы вы походили по кабинету, внимательно посмотрели вокруг и увидели как можно больше предметов, названия которых начинаются со звука [п]. Обратите внимание на картинки, которые лежат на полках. На них тоже могут быть изображены предметы на звук [п].

Постарайтесь запомнить эти предметы. Потом вы сядете за с гол, и мы проверим, кто самый внимательный и увидел больше всех предметов на звук [п].

Дети ходят по кабинету и смотрят вокруг, затем называют предметы (полка, папка, платок, пальма, попугай, пушка, пальто, плащ, помидоры, парта, портфель, платье).

Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными, но победителем стал Ваня, он увидел и назвал больше всех предметов.

7. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики, автоматизации произношения свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.

8. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

Логопед приглашает детей к столу и раздает им открытые на с. 12 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.

Логопед. На страничке слева вы видите большую и малень­кую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?

Дети. Синим.

Логопед. Почему?

Дети. Буква П — согласная.

Логопед. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

488

Логопед. Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

Дети. Пальма, попугай, помидор.

Логопед. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука [п].

Логопед. Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

9. Игра с мячом «В уголке природы». [Расширение глагольного словаря. Уточнение естественнонаучных представлений.]

Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. А теперь я хочу проверить, помните ли вы, как нужно ухаживать за комнатными растениями.

Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру с мячиком. Мы будем бросать друг другу мяч по кругу и перечислять, что нужно делать, ухаживая за комнатными растениями. Тот, кто получает мяч, называет что-то одно. (Бросает мяч.) Поливать.

1-й ребенок. Подкармливать.

2-й ребенок. Рыхлить землю.

3-й ребенок. Протирать листья.

4-й ребенок. Опрыскивать.

Логопед. Молодцы! Вы умеете ухаживать за комнатными растениями.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает мяч.

Логопед. Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

Дети. Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.

Логопед. Какие слова на звук [п] вы запомнили?

Дети. Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня.

Дети делятся своими впечатлениями.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!

489

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Цветущие комнатные растения». Закрепить знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.

Оборудование. Объемные буквы, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, картина «В уголке природы», горшок с фиалкой, массажные мячики, пластиковая божья коровка, паровозик и два вагона с буквами.

Предварительная работа. Заучивание стихотворения «Фиалка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка чтения двусложных слов.]

При входе в кабинет логопед приветствует детей, говорит им, что рад видеть их и хочет поиграть с ними в разные новые игры. Каждый ребенок получает карточку с одной из пройденных букв.

Логопед. Вспомните слово, которое начинается со звука, обозначаемого вашей буквой.

1-йребенок. Помидор.

2-й ребенок. Астра.

3-й ребенок. Подушка.

4-й ребенок. Аист.

Логопед. Поставьте буквы на наборное полотно в таком порядке, как вы произносили слова. Прочитайте слово, которое получилось.

490

Дети. Папа.

Логопед. Молодцы! Садитесь. Сегодня мы продолжим разговор о цветущих комнатных растениях, почитаем и поиграем.

2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Работа над интонационной выразительностью речи.]

Логопед раздает детям открытые на с. 15 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите внимательно, какое комнатное растение изобразил художник?

Дети. Это фиалка.

Логопед. Давайте вспомним и все вместе расскажем стихотворение о ней. Постарайтесь рассказать стихотворение вырази­тельно, как показывала вам Любовь Ивановна.

Дети.

Рано-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя фиалка!

Логопед. А теперь давайте раскрасим растение, горшок и блюдце. Еще раз посмотрите на знакомую вам картину. Обратите внимание, все горшки в уголке коричневого цвета. Вы можете раскрасить горшок с фиалкой коричневым карандашом. А какого цвета листья фиалки?

Дети. Они зеленые.

Логопед. Верно. А вот цветы могут быть и белыми, и розовыми, как на картине, и фиолетовыми, как у нас в группе. Только серединки у них желтого цвета. Выбирайте нужные вам карандаши и приступайте к работе.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь. Можно предложить детям выбрать самую лучшую работу и объяснить свой выбор.

3. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, ставит на стол горшок с фиалкой.

491

Логопед. Вы чудесно раскрасили фиалку. А теперь давайте попробуем рассказать о ней. Назовите растение. Расскажите, какое оно. Опишите его листья и цветы. Расскажите, в каком горшке оно растет.

1-й ребенок. Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке.

Затем рассказ повторяют остальные дети. Детям с более высоким уровнем речевого развития можно предложить закончить рассказ предложением о том, как нужно ухаживать за фиалкой. Если детям сложно составить рассказ по плану, предложенному логопедом, можно предложить им повторить рассказ логопеда.

4. Игра «Цветок и божья коровка». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед достает пластиковую или резиновую божью коровку.

Логопед. Вы знаете, что весной просыпаются насекомые. Вот эта божья коровка проснулась и прилетела к нам. Где она сидит? Начните ответ со слов «божья коровка».

Дети. Божья коровка сидит на листочке.

Логопед. А теперь что делает божья коровка?

Дети. Божья коровка слетела с листочка.

Логопед. Где прячется божья коровка?

Дети. Божья коровка прячется под листьями.

Логопед. А где она летает сейчас?

Дети. Сейчас она летает над цветами.

5. Игра «Помоги Соне». [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом предлагает им перейти на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Мы должны помочь девочке Соне сложить в сумку только те предметы, названия которых начинаются со звуков [с] и [з].

Логопед помещает на подставку для книг плоскостное изображение девочки с сумкой в руках. В сумке должна быть сделана прорезь, куда дети будут опускать маленькие предметные картинки. На картинках изображены следующие предметы: сайка, сарафан, сода, сок, зонт, замок, зайка, звонок.

492

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки [с] и [з].

6. Физкультурная пауза «На окне в горшочках». (Повторение, см. с. 480.) [Развитие общей моторики, творческого воображения.]

7. Игра «Повтори за мной». [Развитие слухоречевого внимания и памяти.]

Логопед предлагает детям пройти за стол.

Логопед. Сейчас я проверю, какая у вас память. Я буду произносить несколько слов, а вы будете их запоминать и повторять за мной. Слушайте внимательно: фиалка, поливать, бегония, рыхлить.

Дети. Фиалка, поливать, бегония, рыхлить.

Логопед. Красивая, розан, опрыскивать, розовая.

Дети. Красивая, розан, опрыскивать, розовая.

Логопед. Молодцы! У вас отличная память.

8. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

Логопед. К нам опять приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Дети. Ап.

Логопед. Правильно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?

Дети. Па.

Логопед. Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой а и возьму вагончик с буквой у, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой т. Что получилось?

Дети. Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

Логопед. Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик.

Дети. Па.

Логопед. А второй?

Дети. Па.

Логопед. Какое слово привез наш поезд?

Дети. Папа.

493

9. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]

Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает пособие с наборного полотна.

Логопед. Вспомните, о чем мы говорили на занятии? Что делали?

Дети. Мы говорили о комнатных растениях, рисовали, помогали девочке Соне, играли с веселым паровозиком и читали слова.

Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии. Молодцы! Похлопайте себе.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Цветущие комнатные растения». Закрепление знания пройденных букв. Совершенствование навыка чтения сло­гов и слов с ними, грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже). Автоматизация произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Контейнер, картинки с изображениями предметов, необходимых для ухода за комнатными растениями, тетрадь №2 по числу детей, цветные карандаши, цветущая бегония в горшке, конверты с разрезными и целыми картинками, игра «Кто полетит в самолете?», фишки, «пальчиковые бассейны» по числу детей, карточки с открытыми слогами, массажные мячики.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Бегония».

494

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие связной речи. Расширение и уточнение словаря по теме.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает им выбрать по одной картинке. Дети проходят к столу и встают около своих стульчиков.

Логопед. Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Назовите их и объясните, для чего они нужны.

1-й ребенок. Это лейка. Из нее поливают цветы.

2-й ребенок. Это опрыскиватель. Из него опрыскивают цветы.

3-й ребенок. Это кисточка. Кисточкой смахивают пыль с листьев.

4-й ребенок. Это маленькие грабли. Граблями рыхлят землю в горшках.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо рассказали о предметах, изображенных у вас на картинках. Сегодня мы еще раз поговорим о комнатных растениях, будем рисовать, читать, играть.

2. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Работа над интонационной выразительностью речи.]

Логопед раздает детям открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите внимательно, какое комнатное растение изобразил художник?

Дети. Это бегония.

Логопед. Давайте вспомним и все вместе расскажем стихотворение о ней. Постарайтесь рассказать стихотворение выразительно, как показывала вам Нина Николаевна.

Дети.

Гуляю на балконе я —

Там, где цветет бегония.

Логопед ставит на стол горшок с цветущим растением.

Логопед. А теперь давайте раскрасим растение и горшок с блюдцем. Посмотрите на бегонию. Обратите внимание на ее сочные зеленые листья и нежные розовые цветы. А какого цвета горшок, в котором растет бегония?

495

Дети. Горшок коричневый.

Логопед. Рассмотрите серединки цветов. Какие они?

Дети. Серединки у цветков желтого цвета.

Логопед. А теперь выбирайте нужные вам карандаши и приступайте к работе.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь. Затем дети выбирают самую лучшую работу и объясняют свой выбор.

3. Составление рассказа-описания о бегонии по данному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

Логопед. Вы чудесно раскрасили бегонию. А теперь давайте попробуем рассказать о ней. Назовите растение. Расскажите, какое оно. Опишите его листья и цветы. Расскажите, в каком горшке оно растет, как нужно ухаживать за ней.

1-й ребенок. Это бегония. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшке. Ее нужно поливать, опрыскивать, подкармливать.

Затем рассказ повторяют остальные дети. Если детям сложно составить рассказ по плану, предложенному логопедом, можно предложить им повторить рассказ логопеда.

4.Подвижная игра «На окне в горшочках». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, закрепление умений поднимать руки вверх, подниматься на носочки.]

Логопед убирает горшок с бегонией и приглашает детей на ковер, где вместе с ними выполняет упражнение.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнышку листочки Повернут цветочки. Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Развернут бутоны, В солнышке утонут. Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

5. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Совершенствование грамматического

рис. 37

497

строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже).]

Логопед вновь приглашает детей за столы и раздает им конверты с целыми и разрезными картинками, на которых изображены лейки разных форм и цветов (рис. 37).

Логопед. Достаньте целые картинки, рассмотрите их, ска­жите, что вы видите.

1-й ребенок. У меня большая желтая лейка.

2-й ребенок. Ау меня маленькая красненькая леечка.

3-й ребенок. У меня высокая синяя лейка.

4-й ребенок. Ау меня пузатенькая зеленая леечка.

Логопед. А теперь достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать такие же лейки, как у вас на целых кар­тинках.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Сколько леек у каждого из вас?

Дети. По две лейки.

Логопед. Верно. А теперь сложите картинки в конверты.

6. Игра «Кто полетит в самолете?» [Развитие артикуляционной моторики, автоматизации произношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом предлагает им перейти на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Мы должны поместить в самолет пассажиров. Каждый из вас выберет картинку, закрепит ее в иллюминаторе — «посадит пассажира в самолет» — и назовет ее.

Логопед помещает на подставку для книг плоскостное изображение самолета. Б иллюминаторах сделаны прорези, куда дети будут вставлять маленькие предметные картинки. На маленьких предметных картинках изображены зайка, сова, сорока, зубр, собака, коза, лиса, оса. Дети закрепляют картинки и произносят слова. Логопед следит за правильностью звукопроизношения.

1. Игра «Кто больше?» [Развитие фонематических представлений.]

498

Логопед убирает игру и вновь приглашает детей за стол.

Логопед. Теперь давайте проведем соревнование. А для этого разделимся на две команды. В одной команде будут девочки, в другой — мальчики. Девочки будут вспоминать слова, которые начинаются со звука [т], а мальчики — со звука [п]. За каждое слово вы будете получать фишку. Посмотрим, кто больше фишек наберет к концу игры. Вам поможет то, что вы вспомните все картинки, названия которых начинаются с этих звуков.

В конце игры подводятся итоги, выбирается команда-победитель. Обязательно нужно показать победившим, как следует поддержать проигравшую команду.

8. Игра «Составим слова». [Совершенствование навыка составления и чтения слов.]

Логопед помещает перед каждым ребенком «пальчиковый бассейн», в котором находятся карточки со слогами.

Логопед. Опустите ладони в «бассейны», найдите и достаньте карточки со слогами, попробуйте составить слова из этих слогов. Прочитайте их.

1-й ребенок. Тэта.

2-й ребенок. Папа.

3-й ребенок. Тото.

4-й ребенок. Топи.

Логопед. Топи печь, например. Молодцы!

9. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]

Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает контейнеры и карточки.

Логопед. О чем мы говорили сегодня? Чем занимались?

Дети. Мы говорили о комнатных растениях, читали, раскрашивали картинку, делали упражнение на ковре, проводили соревнование.

Логопед. Я думаю, что вы запомнили, как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они радовали нас, украшали наш дом.

499

Апрель, 1-я неделя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...