Возрастное деление для соло и дуэтов
Цыганский танец I. Общие правила цыганского танца: 1. Цыганская плясовая песня имеет ритм 4/4 и квадратичную структуру. Законченный танцевальный фрагмент должен строго вписываться в «квадрат» - музыкальную фразу, которая укладывается в 16 долей. Куплет песни – это, как правило, 16 или 32 доли. Есть единичные исключения. Например, в знаменитой песне «Ручеек» куплет состоит из 24 долей, что делает ее несовершенной для танцевального исполнения. Эта песня редко используется цыганами-профессионалами. 2. Музыкальный акцент (хлопок) идет на слабую музыкальную долю. 3. Танец может исполняться с использованием шали, реже – бубна. 4. Композиция цыганского танца строится по принципу развития «от медленного к быстрому», даже если музыкальное сопровождение имеет ровный темп. 5. Цыганский танец состоит из нескольких частей: А) Выходка – первая, вступительная часть цыганского танца. Это душа танца, где исполнитель неспешно и с достоинством представляет себя, демонстрирует осанку, манеру. Женщина подчеркивает свою красоту, мужчина - удаль. Как правило, начинается композиция с одноименной «выходки» - танцевального хода (по кругу), посредством которого исполнитель появляется на сценической площадке; далее следуют «цыганский батман», «оттяжка» и пр. В) Вторая часть – это развитие танца, «танец ногами». Здесь преобладают более мелкие и дробные движения ног. Средний темп. Один из знаковых элементов – «трепак». С) Загон. Финальная, самая яркая и быстрая часть. 6. По завершению фонограммы, как яркий финал, может исполняться акапелльный блок из хлопков и дробей. 7. В исполнении цыганского танца ценится легкость, техничная работа ног, свой собственный почерк и, конечно же, специфическая цыганская манера - «романэс».
8. Мужской танец отличается использованием хлопушек (ударов, хлопков ладонями) по разным частям тела: груди, коленям, внутренней части голенища сапог, разнообразием чечеток и сдержанной, почти статичной, работой кистей. 9. В женском цыганском танце категорически запрещено: - танцевание без подъюбника (шаровар в определенных стилях) - выступление в черных, цветных колготах (в идеале - голые босые ноги) - поднятие юбки выше колен - открытие пупка (за исключением, отдельных стилей фольклорных танцев, например, турецкого). Живот («желудочек», как говорят цыгане) разрешается открывать молоденьким девушкам - падение на спину в партере вперед ногами к зрителям (и/или музыкантам) 10. В цыганском танце, в таборном в особенности, нет специальных разводок! Классическая схема таборной пляски: выходка-представление коллектива (построение рядами, шахматный рисунок, трапеция и пр.), далее - перепляс – поочередный выход в центр одного, двух, трех и т.д. солистов, и общая групповая концовка. В переплясе исполнители «подтанцовки» выстраиваются полукругом - «подковой». Они показывают несложные, «примитивные» движения (бисер плечами, работу рук и кистей, щелчки руками), при этом каждый из танцоров может существовать обособленно, т.е. исполнять элементы в свойственной лично ему манере. 10. В групповых и дуэтных костюмах является нормой - «таборность», т.е. отсутствие единого сценического образа, наличие разнообразных, не похожих друг на друга костюмов. 11. В цыганских танцах, за исключением таборного, допускаются акробатические элементы – колесо, прогиб назад. II. Дисциплины цыганского танца: 1. таборный (домашний) танец 2. эстрадный танец 3. венгерка 4. стилизация и шоу 5. цыганский каскад 6. фольклорные танцы разных цыганских групп
1. ТАБОРНЫЙ танец – аутентичный домашний танец северно-русской группы цыган (цыган, живущих в северных и центральных областях России и Сибири). Этот танец по сей день является обязательной частью любых цыганских праздников и семейных сборищ. Популярные плясовые таборные песни - «Дуй-дуй», «Кхэроро», частушки…
Особенности исполнения: 1. Основная форма танца - перепляс. 2. Мужчины появляются на сцене только в середине песни, с убыстрением музыки. 3. Манера исполнения легкая, расслабленная, местами грубоватая. Руки жесткие, статичные, ладонь раскрытая. 4. У женщин – бесчечеточное исполнение. Ноги присогнутые, практически не отрываются от земли; движения ног мелкие с небольшой амплитудой. Корпус «склонен» к земле, напряжен. В мужском танце корпус напротив вытянут вверх, плечи расправлены. 4. Юбка в женском танце практически не используется! Юбку скорее поддерживают, нежели играют ее оборкой.
Костюм: Женский – пестрая неширокая юбка длиной от середины икры до щиколотки, блуза с рукавами до локтя. Разрезы по подолу юбки или по рукавам, плечам, имитирующие дыры. Возможен платок на голове, или собранные на затылке волосы. Босые ноги. Мужской - брюки, рубаха, возможен жилет. Сапоги или босые ноги.
2. ЭСТРАДНЫЙ танец - включает в себя современный городской сценический танец.
Особенности исполнения: 1. Подтянутый корпус, утонченная манера. 2. Разнообразие движений рук, кисти мягкие и пластичные 3. Может включать в себя резкие темповые переходы, музыкальные обрывы, удвоение ритма. 4. Работа юбкой
Костюм: Женский – пестрая юбка в два-три солнца, длиной от середины икры до щиколотки, блуза, маниста, босиком или в туфлях. Мужской - брюки, рубаха, возможен жилет. Сапоги или босые ноги
3. ЦЫГАНСКАЯ ВЕНГЕРКА – танцевальная композиция под инструментальные вариации специальной мелодии, исполняемой двумя-тремя гитаристами.
Особенности исполнения: 1. Строгий, сдержанный танец 2. Женский вариант - манерный с чечеточными композициями. 3. Мужской – виртуозный, техничный и при этом очень эмоциональный, использует сложные хлопушки и усложнение техники ног. Мужская венгерка может идти без всякого мелодического сопровождения, либо начинаться под музыку, которая временами может стихать или уходить на второй план.
Включает выходку и трепак. Хлопушек меньше, чем в таборном танце. 4. Единственный женский танец, который исполняется в туфлях! 5. Исполняется под фонограмму или живую игру гитаристов
Костюм: Женщины - однотонные юбки или платья. Рукава, разрезанные от локтя, возможны оголенное одно (асимметрия) или два плеча. Мужчины – шаровары или зауженные брюки, яркая рубаха (у «венгеристов» заправлена внутрь) с широким рукавом, косовотока или с воланом, шарф с длинными концами. Сапоги или ботинки с подковами на подошве.
4. ЦЫГАНСКАЯ СТИЛИЗАЦИЯ И ШОУ – Сочетание традиционных стилевых черт цыганского танца и новых форм и приемов хореографии, создающее современную сценическую обработку. Допускается использование декораций, предметов, аксессуаров, которые выносится участником в один прием. Запрещается использование средств, которые могут испортить напольное покрытие: вода, блестки, мелкие предметы
5. ЦЫГАНКИЙ КАСКАД – блок из песни и последующей за ней пляски
6. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ – танцы других цыганских групп - турецких, балканских, индийских и пр.
Танец турецких цыган «TURKISH GYPSY» - веселый, чувственный, хулиганистый. Шаги – возвратный, боковые, «ножницы». Движения сопровождаются пульсирующими ударами тазом с акцентом наверх. Яркие элементы – удары кулаком о кулак. Танец включают небольшие акробатические пантомимы и маленькие театральные сценки на бытовые темы (готовка, стирка, починка одежды) или романтические. Отдельный блок отдается партеру. В танце может использоваться шаль, платок, ваза с цветами. Мужской танец в отличие от восточного аналога (ориенталь) – очень мужественный, напористый, агрессивный и сексуальный. В традиционном варианте турецко-цыганский танец исполняется сольно. Но в сценическом варианте исполняется в группах. «Роман хавасы» - так называется стиль турецко-цыганской музыки. Имеет ритм 9/8, где акценты идут на первую, третью, пятую и седьмую-восьмую доли, девятая - немая. Не путать с турецким танцем «каршилама», где последняя доля проигрывается!
Костюм: Женский - юбка одно-два солнца, блуза, возможен яркий лиф, платок на бедра и по желанию на голову. Мужской – костюм белый, классический либо брюки и яркая рубашка, ботинки, шейный платок. Польских цыган Балканских цыган Молдавских цыган Гавази Испанских цыган Индийских цыган
III. Возраст участников Возрастное деление для соло и дуэтов Мини - До 7 лет Дети - До 11 лет Кадеты - 15 лет Молодежь - 19 лет включительно Взрослые - 20 лет и старше Синьоры - 30 лет и старше
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|