Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высшая нервная деятельность в грудном возрасте

Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе

Знание особенностей развития ВНД детей разного возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка. Игнорирование педагогами и родителями этих особенностей зачастую приводит к конфликтным ситуациям и развитию серьезных нарушений здоровья, из которых наиболее частыми являются неврозы.

Интерес к возрастным особенностям ВНД человека возник уже на первых этапах развития учения об условнорефлекторной деятельности больших полушарий. В первые годы XX в. по поручению И. П. Павлова к разработке этой проблемы приступил Н. И. Красногорский. В 20-е годы к изучению ВНД детей присоединился А. Г. Иванов-Смоленский. После смерти И. П. Павлова работу по возрастной физиологии и ВНД человека возглавил Л. А. Орбели. Независимо от этой физиологической школы исследования в данной области проводились в школе В. М. Бехтерева.

Нервная деятельность плода и новорожденного

Пренатальный онтогенез в первую очередь характеризуется развитием ННД. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов начинают формироваться на третьем месяце пренатального развития. Первыми появляются сосательные и дыхательные движения. Движение конечностей плода наблюдается на четвертом-пятом месяце внутриутробного развития. Формирование дуг большинства врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, вегетативный «комфорт», завершается к моменту рождения ребенка.

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим развитием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов, увеличении количества синаптических связей, совершенствования нейронной структуры.

Развитие коры больших полушарий также начинается с 3-го месяца эмбриональной жизни. Оно тесно связано с развитием рецепторов и анализаторов.

В настоящее время данные о наличии условнорефлекторной деятельности у плода весьма противоречивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития. Так, описываются эксперименты, в которых на живот беременной помещается вибратор, вызывающий при работе безусловнорефлекторные реакции плода (в качестве условного раздражителя использовался камертон) После нескольких сочетаний двух раздражителей – камертона и вибратора – возникла условная реакция движения плода на звук камертона. Но другим исследователям не удалось наблюдать подобных условных рефлексов плода. Поэтому большинство исследователей полагают, что у плода условнорефлекторная деятельность отсутствует. Среда существования плода столь постоянна, что приспособления к ее незначительным сдвигам полностью обеспечиваются безусловнорефлекторными реакциями.

Именно рождение ребенка, несущее за собой появление совокупности совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденного, стимулирует развитие новых, ранее отсутствовавших механизмов уравновешивания со средой обитания – условнорефлекторных.

Условнорефлекторные реакции новорожденного вырабатываются на биолгически важные стимулы, т. е. являются натуральными. Самыми первыми появляются интероцептивные условные рефлексы, т. е. рефлексы, вырабатываемые на внутренние раздражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7-й день, еще до приема пищи, отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот. Сигналом для образования этих рефлексов служит возбуждение интерорецепторов в результате снижения содержания питательных веществ в крови и усиление секреции желез пищеварительного тракта, происходящее через определенные интервалы времени.

Ко 2-й неделе после рождения формируется реакция на положение для кормления, которая выражается в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом в данном случае служит комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализатора. Эти стимулы возникают при типичном для кормления грудью положении тела ребенка.

Искусственные условные рефлексы этого периода неустойчивы и требуют многократных сочетаний раздражителей, вплоть до сотен повторений.

Можно заключить, что реакции новорожденного на факторы окружающей среды обеспечиваются, главным образом, низшей нервной деятельностью: первая сигнальная система действительности находится в зачатом состоянии, признаки второй сигнальной системы отсутствуют. Тем не менее, уже в этом периоде у ребенка отмечаются рефлекторные реакции, лежащие в основе развития коммуникативного поведения, дальнейшей социализации. Так, уже с первых дней жизни у новорожденного отмечается реакция на человеческое лицо, в частности, на лицо матери. Отсутствие такой реакции настораживает и требует консультации невролога. На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения ребенка. Первая звуковая реакция – крик – изначально является безусловнорефлекторной, она информирует о дискомфорте и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.

Высшая нервная деятельность в грудном возрасте

Грудной возраст характеризуется незрелостью клеток коры и резким преобладанием процесса возбуждения над торможением, его широкой иррадиацией (распространением), вплоть до генерализации, когда возбуждением охватывается большинство нервных центров. Сравним, например, реакцию взрослого человека и грудного ребенка на легкий укол руки. Взрослый в этой ситуации лишь отдернет руку. У грудного ребенка будет наблюдаться более выраженная и широкая двигательная активность, изменения дыхания, крик, плач.

В то же время в этом возрасте ярко выражено и безусловное торможение. Вследствие слабости нервных процессов под действием сильных или длительных раздражителей возбуждение нервных центров легко сменяется запредельным торможением. Например, изменение положения тела ребенка приводит к активации центра вестибулярного анализатора. Но длительное укачивание приводит к тому, что возбуждение этого центра сменяется запредельным торможением, распространяющимся по коре, и ребенок засыпает.

Индукционное торможение также ярко проявляется с первых дней жизни. Так, ребенок при кормлении не берет грудь, если у него есть очаг болевого раздражения. В свою очередь крик, вызванный болевым воздействием, можно подавить, дав ребенку попить.

Что касается развития условных рефлексов, то по одним данным – на первом, по другим – на втором-третьем месяце появляются условные рефлексы на экстероцептивные (внешние) раздражители – зрительные и слуховые. Следует отметить, что условные рефлексы на зрительные раздражители возникают при их сочетании с кинестетическими, связанными с движениями ребенка. В свою очередь, условные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются при их подкреплении раздражителями зрительными.

Таким образом, взаимодействие анализаторов играет важную роль в развитии ВНД уже в первые месяцы жизни ребенка: условные рефлексы у грудничков вырабатываются, главным образом, на комплексные раздражители.

Что касается условнорефлекторного торможения, данные о сроках появления условного торможения интероцептивных рефлексов противоречивы.

Отмечается, что уже в возрасте 20-ти дней ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от положения для пеленания.

Условное торможение экстероцептивных рефлексов, по мнению большинства авторов, начинает формироваться примерно со 2–3-го месяца жизни; в первую очередь это – дифференцировочное торможение. Несколько позже, по одним данным – с 4–5-ти, по другим – с 6–8-месячного возраста начинает вырабатываться запаздывающее торможение. На 8–9-м месяце появляются первые признаки условного тормоза. Однако все виды условного торможения слабы и могут быть легко изменены действием внешнего, безусловного тормоза.

По мере развития ребенка все более выраженными становятся коммуникативные реакции. Так, во втором полугодии значительную роль начинает играть подражательный рефлекс. Этот рефлекс, заключающийся в воспроизведении реакций окружающих, имеет важное значение в развитии движений, освоении навыков манипуляции с различными предметами и, наконец, в формировании речи.

Во втором полугодии первого года начинается развитие сенсорной речи: слышимое ребенком слово начинает замещать непосредственные раздражители, с которыми оно неоднократно сочетается. В этом возрасте слово, как правило, выступает лишь как один из компонентов комплекса раздражителей, вызывающего условную реакцию. Так, слово «мама» может вызывать у ребенка реакцию оживления, когда он слышит его находясь в своей комнате, и не вызывать такой реакции, когда ребенок находится на улице.

Развитию моторной речи предшествует подготовительная тренировка артикулярного аппарата. Если в первые дни жизни единственной звуковой реакцией является крик, то уже с 2–3-х месяцев у ребенка начинает развиваться гуканье и гуление, заключающееся в повторении отдельных звуков, сначала нечетких, но постепенно дифференцирующихся. При гулении отрабатываются связи слуховых ощущений с комплексом раздражителей от мышц, кожи, слизистой.

С 6-ти месяцев гуление плавно переходит в лепет, когда самопроизвольно или подражательно ребенок подолгу произносит различные слоги. В отличие от гуления, лепет появляется лишь при условии речевого контакта с взрослыми, т. е. носит условнорефлекторный характер.

Следует отметить, что вплоть до окончания грудного периода эти звуковые реакции ребенка не имеют сигнального характера. Роль условнорефлекторного экспрессивного сигнала с первых месяцев жизни играет крик.

Развитие сенсорной речи приводит к тому, что к концу первого года формируются связи между названием предмета и самим предметом. Ребенок, показывая предмет, подражая взрослому, начинает пытаться его назвать. Так формируется моторная речь. К окончанию первого года жизни активный словарь ребенка может содержать 10–15 слов.

Что касается динамических стереотипов, то на первом году жизни вырабатывается лишь динамический стереотип на время: ребенок болезненно реагирует на нарушение режима сна и питания, в то время как другие внешние воздействия для него являются менее значимым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...