Перечень вопросов к экзамену
1. Народная педагогика как основа гуманистической и индивидуально-ориентированной образовательных парадигм. 2. Народная педагогика как общечеловеческий феномен. 3. Народная энциклопедия знаний в устно-поэтическом, музыкальном творчестве и культура человека. 4. Народная педагогика – преимущественно дописьменная педагогика, устное народное творчество. 5. Народно-педагогическое «здание» личности: наука (знание), искусство (красота), религия (вера), воспитание (любовь). 6. Этнопедагогика как составная часть педагогической культуры. 7. Историческая этнопедагогика, этнопедагогика семьи. 8. Принципы, содержание и средства народной педагогики 9. «Золотая формула» народной педагогики (Г.Г.Волков). 10. Общность ведущих принципов воспитания в педагогике разных народов 11. Содержание народной педагогики: 12. Народно-педагогический тезаурус. 13. Методы обучения и воспитания в народной педагогике. 14. Основные средства народного воспитания. 15. Взаимодействие и взаимовлияние народных традиций воспитания. 16. Народная мудрость о воспитании. 17. Педагогическое наследие педагогов-просветителей, общественных деятелей и мыслителей. 18. Демократизм и гуманизм педагогических идей учёных, мыслителей и педагогов прошлого и настоящего. 19. Прогрессивные взгляды мировых общественных деятелей на историческую миссию народов в развитии мировой культуры 20. Семья как хранитель опыта народной педагогики. 21. Традиции семейного воспитания. 22. Духовные ценности семьи. 23. Связь семьи с другими социальными институтами в деле современного воспитания детей на основе идей народной педагогики. 24. Управление процессом взаимодействия народной педагогики и современной школы в деле воспитания детей
25. Гуманизация и гуманитаризация школы в контексте этнопедагогического процесса. 26. Функции народной педагогики в демократическом обществе. 27. Единство образования, воспитания, формирования личности в условиях поликультурной среды. 28. Этнопедагогизация содержания учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы. 29. Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя. 30. Возрождение, сохранение и приумножение уникального педагогического опыта народов в системе школьного образования и в семье. 31. Занимательная педагогика народов мира и формирование этноличности. 32. Педагогические традиции народов Башкортостана 33. Адаптация идей народной педагогики в многоуровневую систему этнокультурного образования детей 34. Народные обряды, ритуалы, традиции и национальные праздники в системе воспитания школьников 35. Этнопедагогическая культура педагогов-воспитателей и родителей 36. Народные музыкант-сказители как общественныё деятели и педагоги-просветители. 37. Поощрение и наказание в народном воспитании. 38. Мать и отец – первые педагоги-воспитатели. 39. Взаимодействие старых и новых семейных традиций воспитания. 40. Национально-региональный аспект в воспитании дошкольников.
7.1 Основная литература 1 Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 2-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.1. 3. Мушарова, В.М.История культуры Татарстана: учеб. пособ. для уч-ся общеоразов. учрежд., студ. сред. спец. и высш. учеб. заведений/ В.М. Мушарова. - Казань: Магариф, 2010. МОРТ 7.2 4. Хабибуллин А.А. Народы среднего Поволжья и приуралья: история и культура: учеб. пособие.- Казань: ООО издат. Дом «Медок», 2008.- 340с.
7.2. Дополнительная литература Дополнительная:
1.Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография. – Уфа: БГПУ, 2000. 2.Ахияров К.Ш., Мухамедьянов С.А. Основы этнопедагогики: Учебный план и программа спецкурса, методические рекомендации по его организации и проведению для студентов и преподавателей всех факультетов пединститута. – Уфа: Баш.ГПИ, 1999. 3.Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. – М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. 4. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М., 1991. 5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Тоника, 1994.: Краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энц-я, 1996. 6. Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 вв. / Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. 7 Антология педагогической мысли России первой половины 19 в. 8. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография. – Уфа: БГПУ, 2000. 9. Ахияров К.Ш., Мухамедьянов С.А. Основы этнопедагогики: Учебный план и программа спецкурса, методические рекомендации по его организации и проведению для студентов и преподавателей всех факультетов пединститута. – Уфа: Баш.ГПИ, 1999. 10. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. – М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. 11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М.: Академия, 1998. 12. Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: 13. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. Изд. 2-е. – М.: Знание, 1998. 14. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка // Народное образование. – 1993. - № 5. 15. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в 16. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. 17. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1982. 18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. 19. Концепция современной регионально-образовательной политики в Российской Федерации // Регионология. – 1999. – №1. 20. Концепция художественного образования как фундамента системы
21. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 1994. 22. Кривошеев Ю.И. Формирование у младших школьников интереса к музицированию на народных инструментах: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. 23. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников (на примере чувашского народного песенного творчества): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 1998. 24. Кузеев Р.Г. Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. – Уфа: БКИ, 1987. 25. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной 26. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. – М.: ИНПО,1998. 27. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М.: 28. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М.: Музыка, 1965. 29. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического 30. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. – 1999. – №4. 31. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. 32. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник /Авт. кол-в под рук. А.Н.Мячина. – СПб.: Изд-во «Вече», 1997. 33. Музыкальные инструменты народов мира: Энциклопедический словарь / Сост. Л.М.Кашапова. – Уфа: БИРО, 1997. 34. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. – Уфа: Китап, 1995. 35. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс / Поволжское отделение РАО. – Казань: ИСПО, 1998. 36. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 37. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
38. Петрова Т.Н., Волков Г.Н. Народная педагогика: Программа. – Чебоксары: КЛИО, 1999. 39. Сластёнин В.А. Этнопедагогическая культура учителя: [Содержание педагогического образования] / В.А.Сластёнин, В.А.Николаев // Magister. – 2000. 40. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч. в 6 т. Т.5. – М.: Педагогика, 1990. 41. Хамитов Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. – Уфа: БГПИ, 1999. 42. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / РАН, ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – М., 1994. 43. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб.: «Искусство-СПБ », 1997. 44. Щедровицкий П.Г. Национальная политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании. Международный междисциплинарный научно-практический журнал. – 1994. 45. Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 4-7 октября 2000 г.: В 3-х ч. – Стерлитамак: СГПИ, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|