Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.

Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с этим целесообразно будет воспроиз­вести прежде всего общее определение правовой нормы.

В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма административного права оп­ределяется следующим образом.

Норма административного права есть установленное или санкционированное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства.

Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или (в широком смысле) госу­дарственного управления.

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кир­пичиком конкретного административно-правового норматив­ного акта.

Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открыва­ет путь к разномерной и многоплановой характеристике та­моженно-правовой нормы.

Нормы административного права при их классификации делятся на нормы материального и нормы процессуального административного права. Такая классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое де­ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст. 8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу­ществляют таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен­ного права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила, содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним, помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и другие статьи разд. Х ТК.                                       

Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как структура админи­стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре­мени, действие их в пространстве и по кругу лиц.

Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно ска­зать о таможенно-правовой норме.

Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать опреде­ленным образом.

Диспозиция определяет само правило поведения, пред­писываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции нормы указываются неблагоприятные послед­ствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями яв­ляются меры административной и дисциплинарной ответст­венности, а также меры пресечения.

Пределы действия указанных правовых норм во вре­мени определяются общими правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера.

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обя­зательные правила, которые Действуют в соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможен­ного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нор­мы регулируют отношения в области перемещения това­ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо­женных платежей; таможенного оформления; таможенно­го контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязатель­ное правило, установленное и санкционированное госу­дарством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо его часть) в сфе­ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото­рого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Фе­дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и дру­гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено:

"1. На территории Российской Федерации не допускает­ся установление таможенных границ, пошлин, сборов и ка­ких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво­диться в соответствии с федеральным законом, если это не­обходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

В юридической литературе встречается довольно услов­ное деление таможенно-правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы в таможенном праве уста­навливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го­сударственным таможенным комитетом Российской Феде­рации" (ст. 8 ТК).

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия определенного содержа­ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли":

"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им;

соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможен­ных органов Российской Федерации;

вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред­ставлять таможенным органам Российской Федерации от­четность об этих товарах в порядке, определяемом Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации".

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ­екта воздерживаться от совершения действий определенно­го характера. Например, ст. 167 ТК предусматривает:

"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденци­альная информация не должна разглашаться, использовать­ся таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен­ных целях, передаваться третьим лицам, а также государст­венным органам (кроме таможенных органов Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных за­конодательными актами Российской Федерации".

 

Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций и предприятий в сфере таможенного дела

Важное место среди субъектов таможенного права за­нимают государственные служащие, работающие как непо­средственно в таможенных органах, так и во входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на предприятиях и в организациях.

Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб­ражения относительно современного понимания характера и содержания государственной службы. Это необходимо для выявления основных черт и определения специфики служ­бы в таможенных органах, учреждениях и организациях.

Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государ­ственному механизму. Без персонала он представлял бы со­бой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.

Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как существенно отличающие­ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно­вания понимать таможенную службу как определенную сово­купность таможенных органов, учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.

В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе государственных служащих в таможенных орга­нах и учреждениях, о порядке приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов, связанных со службой в них.

В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М. Лазарев по­лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных учреждениях, на го­сударственных предприятиях (в их администрации)". Это оп­ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти? Каков круг работников, вхо­дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской государственной службы, не вызывает сомнений.

Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это государственная таможенная служба.  Государственная служба в таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной служ­бе", а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу­дарственная служба находится в ведении Российской Феде­рации. Более развернуто принципы государственной служ­бы сформулированы в других правовых актах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах госу­дарственной службы уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных принципов госу­дарственной службы относятся демократизм, профессиона­лизм, социально-правовая защита служащих.

Названное можно считать и основными принципами го­сударственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих.

Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется, В частности, в сменяемости тамо­женных служащих. Сменяемость кадров в таможенных ор­ганах и учреждениях обеспечивается в процессе их естест­венного обновления, в частности, связанного с уходом работ­ников по достижении соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены частич­но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив­ных актах по вопросам приема и прекращения службы в та­моженных органах, издаваемых ГТК России.

0тветственность и подотчётность лиц, находящих­ся на службе в таможенных органах и учреждениях, являет­ся важным принципом таможенной службы. Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризую­щегося, в частности, четко выраженной вертикальной под­чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, местного самоуправления и мест­ной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой катего­рии служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности (дис­циплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц таможенных органов.

Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не только общедемокра­тическое условие формирования и деятельности корпуса тамо­женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержа­нии принципа профессионализма применительно к таможен­ной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно подчерк­нуть обязательность как общей, так и специальной подготов­ки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий, региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помо­щи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной.

Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуальных аспектах регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе­ре таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де­ятельность), а также о некоторых положениях других пра­вовых отраслей — финансового, трудового, налогового, бан­ковского права; валютного законодательства; международно-правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд­ничества государств в сфере таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу­жащим, достаточно высоки, что объясняется необходимос­тью обеспечить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих.

Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп­лены в ТК. Так, в ст. 420 ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмот­рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9 ТК говорится: "В целях...подготовки кадров и повышения их квалификации в систе­ме Государственного таможенного комитета...действуют...учебные заведения профессионального и дополнительного образования".

Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо­женного брокера, предприятие, обладающее правом юриди­ческого лица, должно иметь в штате специалиста по тамо­женному оформлению, получившего квалификационный ат­тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161 ТК, в которой помимо других предпи­саний содержится следующее положение: "В случае суще­ственного изменения правового регулирования таможенного дела специалист по таможенному оформлению должен в ме­сячный срок подтвердить соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования професси­онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль­шинстве разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя­щенных вопросам производства и рассмотрения дел о нару­шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.

Принцип социальной защищенности таможенных слу­жащих в той или иной мере отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий­ской Федерации. Непосредственно проблемам социальной за­щищенности посвящена гл. 62 ТК "Оплата труда, матери­ально-бытовое обеспечение и социальная защита должност­ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось, перестройка таможен­ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в по­стоянной материально-технической, финансовой и социаль­ной поддержке со стороны государства. Без этого таможен­ные органы будут просто не в состоянии решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер усложняется.

Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих, постоль­ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи­саний в области обеспечения социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.

Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса должностных лиц таможенных органов. На­пример, в ст. 428 ТК говорится, что государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес­ки закреплены: обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска; обеспе­чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное обеспе­чение данных лиц и их семей; положение о том, что обложе­ние налогом доходов, полученных должностными лицами та­моженных органов в связи с выполнением служебных обя­занностей, осуществляется применительно к условиям и по­рядку, установленным законодательством Российской Феде­рации для военнослужащих.

Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во­площен принцип социальной защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных органов, до­полняются, развиваются и конкретизируются в указах Пре­зидента и постановлениях Правительства, в нормативных ак­тах ГТК, например в Указе Президента Российской Федера­ции "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в поста­новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож­ных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г.

Более подробно о реализации рассмотренных принци­пов государственной таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных служащих.

Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа, учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание терминов "служащий" и "должность".

Должность — это элемент любой управленческой струк­туры, в том числе таможенных органов и учреждений. Приве­дем определение этого понятия, данное В. М. Манохиным: "Го­сударственно-служебная должность — это часть организаци­онной структуры государственного органа (организации), обо­собленная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее практичес­кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос­ти существуют не только в государственных органах и органи­зациях, но и в общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях. Интерес­ное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Долж­ность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".

Термин "служащий" также требует некоторых поясне­ний. В самом широком смысле слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную должность в государственной организации или общественном объеди­нении, коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Госу­дарственный таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и, во-вторых, государственно­го служащего, имеющий некоторые особенности. Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель­ных, надо подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к тем, которые применяют­ся, например, в органах внутренних дел, налоговой полиции, а также пограничной службы.

Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных и ряда других отраслей, особенностя­ми их характера, организации руководства и управления ими.

Государственный таможенный служащий — лицо, за­нимающее за вознаграждение должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в осу­ществлении таможенного дела и обладающее определен­ным объемом (кругом) прав и обязанностей.

Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо­женных служащих. В литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно, различ­ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация служащих в зависимости от видов государ­ственной деятельности; от характера труда (т. е. по стар­шинству должностей); от юридических свойств должностей (т. е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена следующая классификация государ­ственных таможенных служащих. Отметим еще раз, что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах, являющихся одним из видов органов исполнитель­ной власти, а также в государственных таможенных учреж­дениях, предприятиях и организациях.

По характеру труда (старшинству должностей) таможен­ные служащие могут быть подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены Коллегии ГТК; начальники региональ­ных таможенных управлений и таможен, таможенных по­стов; начальники управлений, отделов, других структурных подразделений таможенных органов, их заместители; дирек­тора (начальники) таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за­дач возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга­низации, структурного подразделения; в направлении и ко­ординации их деятельности, подборе и расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.

Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.

К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора, экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий, това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.

Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением делопроизводства.

Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих.

Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.

Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя.

В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а вторые — нет.

По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.

Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры, сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.).

В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не находящимся у них в служебном подчинении."

На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает пра­воохранительный характер этих органов.

Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу.

Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.

Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных органов и государственным интересам.

Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов.

Важным правовым требованием является принятие долж­ностным лицом присяги. Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе­дерации, защищать ее экономический суверенитет и безопас­ность, добросовестно выполнять свои служебные обязаннос­ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной служ­бы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК.

Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного вы­полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с ус­ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша­ется роль экономической и правовой подготовки преобла­дающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функ­ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от ру­ководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных та­моженных управлений, таможен, их структурных подраз­делений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уров­ня образования для такой категории таможенных служа­щих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, то­вароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению.

В целях повышения квалификации и организации пере­подготовки таможенных кадров в таможенной системе Рос­сийской Федерации создана постоянно действующая на раз­ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных реги­онах, на уровне таможен — система обучения и переподго­товки кадров. В нее входят Институт повышения квалифи­кации и переподготовки работников таможенных учрежде­ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обу­чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая ор­ганизационная и методическая работа, которая призвана су­щественно помочь делу образования и переподготовки тамо­женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных таможенных кадров с выс­шим образованием, а также <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...