Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления таможенного дела в АР




Введение

 

Достижения в области международно-правового сотрудничества в сфере таможенного дела - одна из наиболее важных теоретических и практических задач, стоящих перед Азербайджанской Республикой, как полноправного субъекта международных отношений.

Одной из наиболее важных теоретических и практических задач, стоящих перед АР как полноправного субъекта международных отношений, является достижение продвижения в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Настоящий Кодекс АР определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономической безопасности, суверенитета и интересов Азербайджанской Республики, расширение связей Азербайджанской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, физических лиц и государственных органов и выполнение ими своих обязанностей в области таможенного дела.

 

1.
Истоки возникновения таможенного дела

 

Отдельные элементы таможенного дела применялись на самых ранних этапах развития человеческой цивилизации. С возникновением первых государственных образований Древнего мира - таких, как Египет, Финикия, Крит, Микенская Греция - стала использоваться практика установления территориальных и торговых границ, взиматься плата за пересечение экономических рубежей по суше или водной поверхности. Такая плата получила название пошлина, которая наряду с налогами стала составлять экономическую основу существования государства.

Во II тысячелетии до н.э. плата вносилась нечеканными слитками из меди или благородных металлов (применялась также система взимания пошлины в натуральном выражении), а с 700 г. до н.э., с появлением в Лидийском царстве первых монет, стала осуществляться в денежной форме.

Ввозные и вывозные пошлины устанавливались в Древней Греции со времен Гомера (т.е. с VIII в до н.э.), преимущественно в виде пошлины на морскую торговлю. Особое развитие практика взимания пошлин получила в Афинах с конца V века до н.э. В эллинистических государствах, особенно в Египте, пошлины составляли важную часть государственного дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи пошлины (portoria) вносились при пересечении государственной границы; их взимание отдавалась на откуп частным лицам. Таможенные границы были установлены также между некоторыми провинциями. Кроме того, правом взимать ввозные и вывозные пошлины обладали некоторые города.

В раннеимператорскую эпоху размер пошлины у римлян составлял обычно 2-2,5%, в Сирии и Египте - 25% стоимости товара. В позднеантичный период на всей территории Восточной Римской империи была установлена единая пошлина в 12,5%.

Невысокая унифицированная пошлина послужила мощным катализатором развития международных торгово-экономических отношений. В пределах Римской империи торговля достигла невиданного ранее размаха. Она простиралась временами от Англии до Индии и Китая, от Северной Европы до Северной Африки.

С распадом римской империи международная торговля пошла на убыль. Причиной тому послужили такие факторы, как:

1. раздробление империи с единым центром власти на множество малых государств и княжеств со своим собственным торговым и таможенным режимом;

2. снижение безопасности торговых путей;

.   различия в законодательстве тех государственных образований, по территории которых пролегали торговые пути.

Кроме того, товарообмен значительно осложняла монополизация всех сфер торговли и промышленности. Как известно, еще в Византийской империи для регулирования ремесленного производства императорами были созданы корпорации ремесленников. При помощи корпоративного режима государство пыталось регламентировать производство и развивать ремесла. Эти же корпорации в форме гильдий и цехов перешли в эпоху средневековья;<http://vadim-galkin.ru/politics/customs/stages/> обычно им принадлежала какая-либо монополия или привилегия, в городе или вне его, купцам - торговая, ремесленникам - промышленная. Ремесленные цехи брали на себя ответственность за доброкачественность изделий своих членов и устраняли производство тех же изделий среди вольных граждан. Сапожники, ткачи, кузнецы, плотники и всякие другие мастера, организованные в цехи, имели между собой соглашения относительно размеров своего производства и количества рабочих сил, качеств и сортов сырых материалов, цен на них, видов готовых продуктов и цен на них. Некоторые корпорации имели монополии по сбыту в одних местностях, другие - в других. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, устраивались таможенные заставы. Каждый город, каждая местность имела свои права и привилегии, свои корпорации, пользовавшиеся монопольным положением.

Такое корпоративно-цеховое устройство системы экономических отношений крайне негативно влияло на свободу передвижения товарных и финансовых потоков, тормозило торговлю. Кроме того, средневековую сухопутную торговлю значительно осложняли таможенные пошлины, которые первоначально вводились с целью образования фонда для постройки дорог и мостов, а также их поддержания в исправном состоянии. Однако постепенно феодалы-землевладельцы превратили таможенные пошлины в источник доходов своей казны. К началу IX в. злоупотребления пошлинами достигли такого масштаба и сделались такими обременительными для торговли, что император Карл Великий повелел в 806 и 809 гг. прекратить взимание всех пошлин и разрушить таможни. Однако уже к концу XII в. таможенные сборы вновь были в полном ходу и являлись частью права дворянства; все дороги и реки были усеяны таможенными заставами, которые зачастую были укреплены и охранялись вооруженными людьми.

Вторым затрудняющим торговлю фактором было право охраны (Geleitswesen). Первоначально право давать охрану проезжающим и купечеству принадлежало императорским властям, но уже в XIII в. оно стало принадлежностью всякого владетельного князя. По этому праву князья могли взимать с проезжающих определенную сумму денег, взамен которой обязывались обеспечить безопасность проезжающим и их грузам. Вначале это право было большим благом для развития торговли, однако впоследствии трансформировалось в произвол. Иногда князья, взяв деньги, потом сами грабили проезжавших. Дело дошло до того, что император Фридрих II разрешил купцам вооружаться, а для безопасности купечество объединялось в караваны.

С течением времени ученые и государственные деятели стали задумываться над способами наилучшей организации таможенного дела, над экономическими основами функционирования таможенной службы, которая стала действенным инструментом и проводником хозяйственной политики государства. С появлением первых систематизированных экономических учений таможенная практика стала напрямую увязываться с тем или иным курсом правительства, пытающегося решить проблемы повышения благосостояния страны и общества.

 

История становления таможенного дела в АР

 

Около двадцати лет отделяет нас от того дня, когда в Азербайджане была создана независимая таможенная служба. В действительности же таможенная служба Азербайджана намного старше и прошла она длительный исторический путь развития. Само существование таможенной системы в нашей стране еще в эпоху древнего Великого Шёлкового пути нашло обоснованное научное подтверждение. Наконец, в эпоху, когда Азербайджан входил в состав царской России, указом Александра Первого, 7-го февраля 1807-го года, было учреждено Бакинское таможенное управление. После развала Советского Союза одной из новых и важных структур, созданных в независимом Азербайджане, стала таможенная система.30 января 1992-го года был создан Государственный таможенный комитет. Между тем, сложная общественно-политическая ситуация того времени помешала нормальному становлению таможенных органов, как и иных структур вновь созданного государства. И только после того, как общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев возглавил государство, во всех сферах жизни, в том числе и в таможенной системе, стали проводиться основательные реформы, а в деятельности Государственного таможенного комитета произошел коренной перелом.

Гейдар Алиев считал, что одним из основных направлений защиты и дальнейшего укрепления экономической безопасности государства является создание современной таможенной службы. Именно дальновидная политика Гейдара Алиева, его ценные указания по формированию таможенной системы и экономическая политика, направленная на модернизацию этой структуры, сделали возможным формирование в Азербайджане таможенной службы, соответствующей мировым стандартам.

Ныне Азербайджанская таможенная служба, обладая совершенной правовой базой и развитой инфраструктурой, осуществляет фискальную политику, защищая экономические интересы и безопасность страны на суше, в море и в воздушном пространстве, успешно борется с такой разновидностью преступлений как контрабанда.

В современный период развития страны, под руководством достойного продолжателя политического курса Гейдара Алиева - Президента Азербайджана Ильхама Алиева - стали приоритетными такие направления государственной политики, как обеспечение длительного и устойчивого социально-экономического развития страны, интенсивное использование информационных и коммуникационных технологий с целью перехода на современные принципы государственного управления, а также осуществление проектов на основе тезиса «Превратим «чёрное» золото в золото интеллектуальное». В этом направлении уже сделано немало и работа эта успешно продолжается.

Глава государства постоянно держит в центре внимания вопросы дальнейшего совершенствования по всем направлениям таможенной системы. Результатом этого стало неизменное, динамичное развитие Азербайджанской таможни в последние годы, а сама таможенная система, воплощая в реальность новые, современные проекты, уверенно развивается как образцовая организация, полностью отвечающая международным стандартам. Год от года добиваясь всё новых успехов, Государственный таможенный комитет и его местные органы за минувший период выполнили большую работу по совершенствованию таможенного контроля по импортно-экспортным операциям, таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и финансово - налогового механизма в таможенных органах, принятию нового Таможенного Кодекса Азербайджанской Республики, а также укреплению нормативно-правовой базы по таможенно-налоговому законодательству, усилению борьбы с фактами контрабанды и нарушений таможенных правил, расширению международного таможенного сотрудничества, развитию материально-технической базы таможенных органов, качественному улучшению кадрового состава и росту профессионального уровня сотрудников. Одновременно, придавая особое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в практику работы, Азербайджанская таможенная служба осуществила коренные реформы в этой сфере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...