Детские приюты в Крыму во IIполовине XIX века
Дошкольные учреждения как часть мировой образовательной системы, прошли многовековой путь исторического развития. Они оказали значительное влияние на культурный прогресс общества в целом. Развитие современной системы дошкольного воспитания в Украине, и в Крыму в частности, невозможен без учета опыта прошлых поколений, без осмысления региональных особенностей. Тем более, что II половина ХІХ – начало ХХ века – это период отечественной истории, который богат на общественно-политические, экономические и культурологические события. Развитие дошкольного образования в Крыму в это время заслуживает обстоятельного научного изучения, поскольку была учреждена и реально воплощена идея раннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста в общественных условиях.Именно тогда было внедрено своеобразные формы дошкольных учреждений, разработаны теоретико-методические основы их функционирования. Анализ современной педагогической литературы свидетельствует, что в последнее время проблема становления и развития дошкольного воспитания в Украине привлекает внимание многих отечественных ученых. История развития образования в Крыму исследовалась А.Аблятиповим, В.Ганкевичем, М.Прохорчик. Однако вопросы дошкольного образования в них не нашли освещения. Вторая половина XIX века в отечественной истории – это период, который характеризуется значительным экономическим подъемом, интенсивным развитием науки, искусства, философии, формированием новых идей и теорий. Демократические идеи 60-х годов стали толчком для развития прогрессивного педагогического движения, который оказался не только в критике существующей системы образования России, но и в требованиях массовости и доступности образования для всех граждан государства. Прежде всего это касалось женской и общественного дошкольного образования. Развитие капитализма в России, который проходил в XIX веке и особенно усилилось после отмены крепостного права, внес значительные изменения в социально-экономическое положение женщины.
Количество женщин, привлеченных к труду по найму, значительно возросло. Поэтому представители прогрессивной педагогики и деятели дошкольного воспитания стремились к организации детских садов, считая, что тем самым будут решены проблемы, связанные с воспитанием детей, оставленных без присмотра. В центре общественно-педагогического движения были разные течения – революционно-демократическое, либерально-буржуазная и национально-просветительская. Его активными участниками были О.Герцен, Н.Добролюбов, Н.Драгоманов, О.Духнович, П.Каптерев, Н.Костомаров, Н.Корф, П.Лесгафт, Н.Лубенец, Т.Лубенец, Н.Пирогов, С.Русова, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Чернышевский. Общественно-педагогическое движение усилил интерес к воспитанию детей дошкольного возраста. В промышленных городах Российской империи возникали общественно-педагогические организации, которые занимались пропагандой и организацией детских садов: Петербургское педагогическое собрание и в нем временная Комиссия детских садов (1867-1869). Одним из первых в этой области было Петербургское педагогическое общество (1869). Оно объединяло широкий круг ученых, деятелей в области народного образования, что ставили целью содействие научной разработке педагогических проблем. Среди активных участников общества были К.Ушинский, Н.Вессель, П.Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 году было создано Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Результат его деятельности – курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и тому подобное. Петербургское общество положило начало распространению подобных обществ в других городах, в том числе было создано и Киевское общество. Фребелевский общества сыграли важную роль в разработке теории и практики воспитания ребенка дошкольного возраста, в формировании основ отечественной детской психологии и дошкольной
среди всех учреждений для детей дошкольного возраста. Первые учреждения для сирот открывались по инициативе церкви, частных лиц еще в начале XVIII века. Государственный период функционирования сиротских учреждений начался в Украине после ее деления ее на губернии в 1872 году. В Симферополе во второй половине XIX века было три убежища: графини А.Адлерберг на 40-50 девочек (основан в 1854 г), сиротский приют тайного советника А.Фабра на 40-50 мальчиков (1864 г.) и земский городской для подкидышей (1870 г.). В 1854 году, в разгар Крымской войны, в Симферополе открылся первый в Крыму детский приют. Сама идея опеки детей-сирот и детей беднейших родителей вынашивалась общественностью города с весны 1848 года. Было решено учредить в Симферополе небольшой детский приют под названием Спасский. Начиная с 1848 года, ежегодно проводился сбор благотворительных пожертвований. 31 декабря 1848 жена таврического губернатора Амалия Адлерберг основала приют на 40 постоянных пансіонерок. Лишь в 1854 году приют «для призрения сирот, детей беднейших жителей Симферополя и других приморских городов, разоренных в военное время» было все же открыто. Позже он был назван именем графини. Совет попечителей приюта при участии таврического губернатора генерал-лейтенанта Г. Жуковского решила построить специальное сооружение на месте двора дома Раевских. Двухэтажная постройка была возведена за год и 15 апреля 1869 года освящена. На нижнем этаже находились церковь, две большие классные комнаты, столовая, приемная, кабинеты директора и смотрительницы, небольшое больничное отделение с изолятором, на верхнем – спальни для детей. Сначала их было 20, а позже контингент вырос до 60.
В приют принимались девочки в возрасте от 3 лет до 16 лет. Заучивались молитвы из Закона Божьего, заповеди из ветхозаветной и новозаветной истории; детей обучали читать на русском и церковнославянском с переводом прочитанного, писать под диктовку; с арифметики изучали нумерацию, четыре действия с решением соответствующих задач; кроме того воспитанниц обучали элементарным знаниям по географии и отечественной истории. Занятиями девочек руководили смотрительница, ее помощница и священник домовой церкви. Специальный учитель по 96 рублей в год обучал церковному и хоровому пению. Насколько успешной была деятельность приюта, можно судить по утешительными отзывами о нем, оставленными в книге посещения 25 марта 1888 года членом Московских детских приютов графом Капнистом и 24 июня членом совета министра государственного имущества генерал-майором Раевским. Первый отметил: «с особым удовольствием посетил приют», второй: «хочу только высказать пожелания о дальнейшем процветании этой лестной учреждения».[5,21] Первый в Крыму приют для покинутых детей был открыт в 1870 году в Симферополе. Ранее в губернской земской больнице было детское отделение. В 1866 году здесь находилось 24 ребенка-сироты, потом в отделение начали принимать детей приютської прислуги, ссыльных и бедных родителей. В 1870 году отделение преобразовали в приют, разработали для него специальный устав. До 1 декабря 1875 года в приюте воспитывалось 11 детей старшего возраста, 16 подростков и 30 младенцев. Этого же года попечительский совет таврического земского приюта решила, что для устранения перегрузки приюта детей стоит отдавать на воспитание желающим, платя за их уход. За детей до 12 лет по согласованию с этими лицами и с 12 до 13
В 1882 году по решению губернской земской управы для приюта построили двухэтажное здание. В течение нескольких лет руководила приютом София Андриановна Арендт (1840-1895), в девичестве Сонцова, дочь вице-губернатора. Еще в 1861 году она уехала в Брюссель на два года овладевать науками воспитания детей. В Европе в то время широко упроваджувалася система дошкольного образования, предложенная немецким педагогом Ф.Фребелем. Его идеи и поезд С.Арендт к благотворительности позволили ей обновить приют, который имел почти 100% смертность детей. Благодаря С.Арендт он стал одним из лучших в России. Она посещала приют и днем и ночью, следя за развитием каждого младенца. В 1885 году приют возглавила Антонина Станиславовна Височинська, первая в Крыму женщина-врач, приглашенная на работу в приют. Абсолютно уникальным учреждением для сирот можно считать приют А.Фабра, успешно просуществовал пятьдесят лет. Руководитель канцелярии князя М.Воронцова, впоследствии Екатеринославский губернатор Андрей Яковлевич Фабр отличался высокой гражданской активностью, был хорошим хозяином. В 1863 году он завещал весь свой капитал и все свои имения на устройство сиротского дома в Симферополе, выбрал и душеприказчиков. Основан приют был принят под Высочайшее покровительство в 1864 году в Симферополе, носил имя основателя, находился под покровительством в числе учреждений императрицы Марии Федоровны. Назначению убежища была забота о сиротах и религиозно-нравственное воспитание неимущих детей, полных сирот мужского пола, уроженцев Таврической губернии. Устав приюта, утвержденный 7 июня 1880 года, определял порядок приема детей в доме, удержания и отчисления из него. Приют был рассчитан на воспитание 40 детей. В приют принимались дети от 4 до 11 лет на основании свидетельств о рождении, крещении, смерти родителей, справки о состоянии здоровья. Дети больные, с увечьями в приют не принимались. Воспитанники с 8 лет дети обучались Закону Божьему, русскому языку, славянскому чтению, арифметике, церковному пению. До 8 лет дети учились молитв и чтения и письма. Обучение проводилось ежедневно, кроме дней памяти основателей. После 10 лет дети посещали городское училище для обучения ремеслам. Дети, успешно окончившие курс элементарного обучения и те, что подавали надежду к дальнейшему образованию, учились в гимназии или средних учебных заведениях, став стипендиатами графа А.Я. где Мезона [3, 5]. Содержался сиротский приют Фабра за счет арендных денег, что поступали от имений в пяти уездах Крымского полуострова, которые завещал основатель в пользу заведения, на проценты от неприкосновенного капитала, на средства от частных пансионеров. Все здания учреждения страховались в одном из российских общественных организаций. Сначала приютом руководил совет душеприказчиков, а когда с ним остался один, то по уставу – совет попечителей под руководством Таврического губернского предводителя дворянства и Симферопольского уездного предводителя дворянства, возглавляемая четырьмя дворянами, преимущественно проживали в Симферополе. Исполнители завещания Фабра временно руководили заведением. Комитет собирался по мере необходимости и по приглашению председателя. Комитет занимался всем, что касается благосостояния
заведения. Раз или несколько раз в год проводилась ревизия всего имущества. Для присмотра за малолетними сиротами назначалась смотрительница, она же кастелянша и надзирательница за больными в лазарете, при сиротам старшего возраста был надзиратель, для начального обучения детей грамоте был учитель, он же репетитор детей, посещавших городское училище. Вместо физических упражнений и скучной гимнастики дети в течение года занимались играми на свежем воздухе. Воспитанники болели редко, не было ни одного смертного случая. Умственному воспитанию также уделялось внимание, хотя программа не была разнообразной. Однако можно заниматься и самообразованием, чтобы поступить в средних или даже высших учебных заведений. Обучение в приюте начинали с азбуки, потом детей учили правильно читать, писать, пересказывать прочитанное. Много сделали для налаживания педагогической работы в приюте, по воспоминаниям воспитанников, надзирательница за младшими детьми С.Нісеус и надзиратель за старшими детьми П.Карпов [4, 2]. 19 февраля 1874 года по инициативе Керчь-Еникальского градоначальника генерал-майора Н.Вейса в Керчи был основан Мариинский детский приют, который функционировал на основании положения о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, которая занималась системой благотворительных медицинских и учебных заведений. Всеми проблемами приюта занималось специально созданное Керченское попечения, в состав которого входили много именитых горожан. Быть почетным попечителем приюта считалось делом престижным. Так, в 1902 году почетными попечителями приюта были городской голова.Кумпан, купцы Бы.Букзиль, К.Месаксуді, А.Золотарев, архитектор Г.Салтикевич. Председателем попечительства по традиции был Керчь-Еникальский градоначальник. В отличие от многих центральных благотворительных учреждений, которые финансировались хотя бы частично из госбюджета, Мариинский детский приют не получал государственных дотаций и содержался исключительно на местные средства. Доходы приюта составляли взносы почетных членов, проценты с капитала, единовременные пожертвования, выручка от различных развлекательных мероприятий. Время от времени убежище поддерживало Таврическое губернское земство. Директором приюта был.Толстоп'ят, врачом – В.Кржечковський, опекуншей долгое время была А. Клокачова, ее помощницей В. Савицкая. Общество «Ясли» основано в Керчи 21 января 1896 года в память рождения Великой княжны Ольги Николаевны. Оно имело цель дать матерям рабочего класса возможность отдавать малолетних детей на время поденных работ на попечение приюта. Деятельность общества определилась в предоставлении детям дневного теплого и ухоженного крова, одежды и пищи, в устройстве для них религиозных собеседований, чтений, развлечений и занятий, которые развивают их нравственные и физические силы. В 1902 году в приюте, который имел собственный дом, насчитывалось 273 (в 1901 – 273, 1900 – 258, 1899 – 241, 1898 – 208) детей. Доходы общества составляли членские взносы, субсидия от города, земства и мещанского общества, пожертвования, выручка от спектаклей и выставки ручного труда, % на капитал, арендная плата за флигель в здании приюта и жалованье матерей. Керченское общество попечения о детях возникло 28 сентября 1889 года. Оно имело целью содействовать физическому и нравственному воспитанию детей, требующих защиты и опеки. Обществом 8 июля 1900 года было открыто убежище на 5 человек, в котором в 1902 году насчитывалось от 21 до 42 детей. Всего 8 из них были школьного возраста посещали школу. Благодаря поддержке местного общества в Штат «Яслей» состоял из надзирательницы (из сельских учительниц) с жалованьем 15 рублей в месяц и при полном воздержании от «Яслей», кухарки (она же и прачка), дворника (он же и рассыльный) – оба по 15 рублей в месяц, и одна нянечка с зарплатой 5 рублей в месяц. Дети принимались в ясли с утра и в течение целого дня. Однако поздний прием был не удобным для персонала. Детей, что приходили в ясли и были не очень чистыми, умивали, грязным по возможности делали ванну, и всех одевали в чистую приютську белье. Более состоятельные ясли приглашали учительницу для обучения детей письму, чтению и другим занятиям. Кроме того ясли обеспечивались бесплатным медицинским наблюдением. Вечером, около 7-8 часов, дети, переодевшись в свою одежду, должны быть взяты из яслей. Тех, что нарушил это правило без уважительной причины, лишать на определенное время права помещать ребенка в ясли. Очень бедных и плохо одетых ясли в меру средств обеспечивали бельем и одеждой. 8 ноября 1895 года в Ялте открыт дневной детский приют, организованный баронессой М.Фридерікс и С.Дараган на даче у последней при содействии нескольких друзей, что помогали и личным трудом, и средствами: Л.Долгорукой, М.Чуйкевич, М.Лаппо-Данилевской, С.Бобринської, Есть.Толстой. При скромных суммах, имелись, приют был открыт на 10 детей, но в течение одного года количество детей увеличилось на 25 и больше, и была приглашена В.И Ділеу, опытный педагог. «Ясли Заречья», как свидетельствует их название, стали на помощь преимущественно бедным рабочим семьям Заречье и Аутки. В течение 11 лет получила убежище 131 ребенок, всего посещений 73500; в 1906 году в приюте находилось 27 детей в возрасте 2-8 лет. Расписание жизни, введенный со времен основания приюта, оставался неизменным: дети проводили в приюте весь день по будням, летом с семи утра до пяти часов вечера, зимой с восьми утра до четырех часов вечера. Приходя, умывались (летом ванна), переодевались в приютську белье, платье и обуви; после молитвы получали чай с молоком и белым хлебом; в полдень обед из 2-х блюд с черным хлебом, вечером чай с молоком и белым хлебом. Занятия в соответствии дошкольном возраста чередовались с подвижными играми, пением и прогулками. Значительное внимание уделялось прогулкам. Старшие дети помогали наглядачці в уходе за младшими. Весной дети занимались подкормкой шелковичных червей, посадкой цветочных семян на грядках и в комнатах, летом поливали растения в саду, высевали лекарственные растения. Много внимания уделялось привчанню к труду, воспитанию правдивости и добрым взаимоотношениям. Здоровье детей было предметом постоянных забот, в течение первых пяти лет доктор Богданович бесплатно посещал приют, потом его заменил доктор К.С.Воскресенский. С 1901-1903 гг. детей возили, в случае заболеваний, в соседней городской больницы; ежедневно врач А.Ромейко осматривал всех детей в приюте. Летом водили детей купаться в море; для чего в купальни А.Вітмера предоставлялся бесплатный время. Зимой дети получали рыбий жир. Приют располагался бесплатно в доме опекунши; состоял из 2-х комнат, крытого балкона, вмивальної и прихожей; был довольно большой сад. Приют не имел определенных постоянных средств и существовал благодаря пожертвованиям ИХ Императорского Величества, частных лиц [6,9]. К 1900 году практически все города миллионники Крыму имели приюты-ясли. Выводы. Детские приюты, сиротские дома, ясли-приюты в Крыму имеют самую продолжительную историю развития. Во второй половине XIX века все города миллионники Крыму имели учреждения опеки, которые обеспечивали защиту детям-сиротам, условия для получения этими детьми начального образования, простейших трудовых умений и навыков, подготовке тем самым к ведению домашнего хозяйства, получения профессии, обеспечивали религиозно-нравственное воспитание. Ясли-приюты предназначались не только для содержания детей-сирот, но и оказывали помощь работающим женщинам в воспитании детей, решали задачи укрепления здоровья детей и борьбы со смертностью, пытались внедрять прогрессивные методики воспитания и обучения детей. Значительным препятствием для эффективной деятельности детских приютов Крыма в это время был недостаток средств, отсутствие государственной поддержки, недостаток квалифицированных педагогов и их перегрузки, недостаток оборудования. Учитывая общественную значимость деятельности этих учреждений, следует отметить, что они не давали детям полноценного всестороннего развития и не обеспечивали в полной мере индивидуального подхода к детям в их обучении и воспитании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|