Тема 4 «кислородная система»
1 ВОПРОС ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Кислородная система самолета предназначена для обеспечения жизнедеятельности и работоспособности членов экипажа и перевозимых в самолете лиц при полетах на большой высоте в загерметизированных и разгерметизированных кабинах. Кроме того, система обеспечивает кислородом членов экипажа при появлении в кабинах дыма, а также при пролете района с зараженной атмосферой. В состав кислородной системы входят стационарное и съемное оборудование, а также переносные и парашютные кислородные приборы. Стационарное кислородное оборудование осуществляет подачу кислорода в необходимых количествах в зависимости от высоты полета ко всем рабочим местам членов экипажа и к кислородной станции коллективного пользования. Съемное оборудование в сочетании со стационарным обеспечивает подачу кислорода к сиденьям (носилкам) перевозимых в грузовой кабине лиц. Переносные кислородные приборы с баллонами необходимы для питания кислородом членов экипажа или других лиц при перемещении их по разгерметизированной кабине во время полета на высотах свыше 4000 м. Парашютные кислородные приборы предназначены для обеспечения членов экипажа кислородом при аварийном покидании самолета на большой высоте, а также для обеспечения их кислородом в случае аварийного снижения в разгерметизированной кабине при выходе из строя стационарной кислородной системы, а также для совершения прыжков с парашютом с больших высот. Эти приборы являются личным снаряжением членов экипажа и перевозимых в грузовой кабине лиц. В кислородной системе применяется газообразный медицинский кислород. Запас кислорода хранится на самолете в шаровых кислородных баллонах УБШ-25/150. Емкость баллона 25 литров, рабочее давление 150 кгс/см2. На самолете установлены 24 кислородных баллона.
В целях повышения живучести стационарная система газообразного кислорода выполнена в виде двух самостоятельных подсистем – основной и резервной. Основная система, в свою очередь, разделена на правую и левую самостоятельные линии. Кислородные баллоны 1-2 входят в систему резервной подачи кислорода, баллоны 3-12 – в систему основной подачи, баллоны 13-24 – в систему питания грузовой кабины. Кислородные баллоны 1-2 установлены на верхнем участке шпангоута № 14, справа, со стороны грузовой кабины. Кислородные баллоны основной подачи 3-12 размещены в переднем багажном отсеке самолета, между шпангоутами № 18 и 22. Кислородные баллоны 13-24 системы питания грузовой кабины установлены в отсеках обтекателей главных ног шасси, между рамами № 24 и 26. Соответственно делению основной подсистемы на две параллельные линии кислородные баллоны разделены на четыре подгруппы: к двум левым подгруппам относятся баллоны 3-7 и 13-18, к двум правым – баллоны 8-12 и 19-24. Принципиальная схема стационарной кислородной системы Если в самолете перевозятся десантники или раненые, кислородом заряжаются полностью 24 баллона. При перевозке грузов кислородом заряжаются баллоны 1-12. Зарядка кислородных баллонов и подача кислорода от баллонов к местам его использования производится по магистрали сети распределения, которую составляют трубопроводы, вентили, манометры, агрегаты и узлы кислородных бортовых арматур. Управление зарядкой осуществляется со щитка зарядки, установленного на правом борту фюзеляжа. Подзарядка баллонов переносных приборов производится от самолетной системы через шланг подзарядки на кислородном пульте грузовой кабины. В кислородной системе предусмотрено предотвращение утечки кислорода из баллонов при нарушении их герметичности и повреждении линии зарядки баллонов путем применения в баллонах тройников с обратным клапаном.
На самолете предусмотрена автоматическая световая сигнализация, информирующая членов экипажа о необходимости перейти на кислородное питание. Управление подачей кислорода членам экипажа со стационарных баллонов № 3-12 и контроль за давлением в них осуществляется с кислородного щитка старшего бортового техника. Управление подачей кислорода членам экипажа от баллонов № 1-2 производится с рабочего места каждого члена экипажа, а контроль за давлением в этих баллонах осуществляет старший бортовой техник. Контроль подачи кислорода к приборам и в маски членов экипажа производится на рабочем месте каждого из них. Щиток зарядки самолета кислородом
Члены экипажа получают кислород от индивидуальных кислородных приборов КП-24М через маски КМ-32, входящие в состав кислородных станций, которыми оборудованы рабочие места всех членов экипажа. Лица, перевозимые в грузовой кабине, получают кислород от кислородных приборов КП-56 через кислородные маски КМ-15И, которыми оборудована кислородная станция коллективного пользования. Отдельные агрегаты и приборы кислородного оборудования связаны друг с другом разветвленной системой трубопроводов. Для удобства монтажа и эксплуатации система трубопроводов разбита на отдельные линии, каждой из которых присвоен определенный буквенно-цифровой индекс и набор наносимых на трубопроводы цветных маркировочных колец.
2 ВОПРОС Система сигнализации начала пользования кислородом. Система сигнализации предназначена для включения световых сигналов, предупреждающих членов экипажа о необходимости перейти на питание кислородом. Включение световой сигнализации производится автоматически при достижении ''высоты'' в кабине, равной 3870 м. Ручное включение указанной системы осуществляется выключателем «КИСЛОРОД ДЛЯ ВСЕХ», расположенным на верхней панели правого пульта летчиков, при появлении дыма в кабине или при полете над районом с зараженной атмосферой. Схема сигнализации начала пользования кислородом Световой сигнализацией начала пользования кислородом оборудованы рабочие места правого летчика, штурмана, радиста, бортового техника по АДО и оператора кормовой кабины.
В систему сигнализации входят три измерительных комплекса: реле давления типа ИКДРД, пять сигнальных ламп, три реле включения сигнализации и выключатель ручного управления сигнализацией. Размещение реле давления ИКДРД на самолете Система сигнализации работает от бортовой электросети постоянного тока напряжением 27 В. Реле давления установлены в кабине экипажа, в грузовой и кормовой кабинах. При достижении давления 470 мм рт.ст., что соответствует высоте 3870 м, ИКДРД выдает сигнал на включение соответствующего реле Р1, Р2 или Р3 системы сигнализации. Загорание сигнальных табло желтого цвета «ДЫШИ КИСЛОРОД» правого летчика, штурмана, радиста и кормового оператора, а также желтой сигнальной лампы под надписью «ДЫШИ КИСЛОРОД» бортового техника по АДО информирует членов экипажа о необходимости перехода на кислородное питание.
3 ВОПРОС Кислородные станции членов экипажа. Агрегаты и приборы кислородной системы самолета, установленные у рабочего места каждого члена экипажа, образуют его кислородную станцию. Кислородная станция предназначена для подачи кислорода, поступающего от бортовой кислородной системы в кислородную маску с давлением и в количестве, обеспечивающем физиологическую потребность человека в кислороде на всех высотах полета. Кислородные станции смонтированы вблизи рабочих мест членов экипажа. Они одинаковы по своему составу, но отличаются размещением агрегатов и компоновкой щитков управления кислородом. Бортовой техник по АДО имеет возможность пользоваться дополнительной кислородной станцией, установленной для него в кабине экипажа. Кислородная станция состоит из стационарного бортового кислородного оборудования и съемного кислородного снаряжения членов экипажа. Стационарное бортовое оборудование содержит приборы, обеспечивающие автоматическую подачу кислорода в маски, агрегаты управления и контроля подачи кислорода, а также агрегаты бортовой кислородной аппаратуры.
Схема размещения кислородных станций членов экипажа на самолете
Подача кислорода к станциям членов экипажа от стационарных баллонов основного питания осуществляется со щитка старшего бортового техника. Компоновка стационарного бортового оборудования кислородных станций позволяет каждому члену экипажа включать подачу кислорода в свою станцию только от баллонов 1-2 резервного питания. Щиток управления кислородом старшего бортового техника Агрегаты управления и приборы стационарного оборудования кислородных станций левого и правого летчиков
Стационарное кислородное оборудование кислородной станции члена экипажа состоит из кислородного прибора КП-24М со шлангом КШ-24, кислородного вентиля КВ-2МС, кислородного редуктора КР-24 и указателя кислорода ИК-24К. Съемное кислородное снаряжение является индивидуальной принадлежностью членов экипажа и включает кислородную маску, кислородный парашютный прибор и регулятор избыточного давления. В комплект кислородного снаряжения входят: кислородная маска КМ-32, кислородный парашютный прибор КП-23 и регулятор избыточного давления РД-24Б. Схема кислородной станции члена экипажа
4 ВОПРОС Кислородный прибор КП-24М. Кислородный прибор КП-24М представляет собой прибор легочно-автоматического действия и является прибором индивидуального пользования, обеспечивающим подачу в кислородную маску членов экипажа смеси кислорода с атмосферным воздухом при полете в загерметизированных и разгерметизированных кабинах на всех высотах полета. Основной частью прибора является легочный автомат с механизмом автоматического регулирования избыточного давления, регулирующий величину избыточного давления кислорода, поступающего в маску, в зависимости от высоты полета, интенсивности легочной вентиляции и положения рукояток управления прибором и обеспечивающий подачу кислорода в маску в момент вдоха и прекращение его подачи во время выдоха. Установленный в приборе редуктор понижает давление кислорода, поступающего в прибор, от 10±2 до 3÷6 кгс/см2. Автомат подсоса воздуха подсасывает из кабины и направляет в смесительное устройство прибора атмосферный воздух, регулируя процентное содержание кислорода в газовой смеси, поступающей в маску, в зависимости от высоты полета («высоты» в кабине). Механизм дополнительной подачи обеспечивает непрерывную подачу кислорода в смесительное устройство прибора и в кислородную маску на высотах более 5000 м в случае нарушения герметичности маски. При герметичной маске механизм дополнительной подачи работает по принципу легочного автомата.
Механизм автоматического регулирования избыточного давления предназначен для автоматического регулирования давления кислорода, подаваемого в маску, в зависимости от «высоты» в кабине. Управление прибором КП-24М осуществляется рукояткой выключения автомата подсоса воздуха, рукояткой аварийной подачи кислорода и маховичком ручного регулятора избыточного давления, расположенным на лицевой стороне прибора. Кислородный прибор КП-24М
В кислородный прибор КП-24М кислород поступает из бортовых стационарных источников питания через входной штуцер и редуктор прибора, который понижает давление кислорода до 3-6 кгс/см2. Прибор приводится в действие при вдохе, когда разрежением, создаваемым через кислородную маску и шланг, открывается клапан легочного автомата. Из редуктора через клапан кислород устремляется по двум направлениям: 1. В камеру индикатора кислородного указателя ИК-24Н, где прогибающаяся при вдохе мембрана разводит подвижные сегменты индикатора потока, сигнализируя о поступлении кислорода в прибор. Указатель кислорода ИК-24Н 2. В эжектор прибора КП-24М, где смешивается с воздухом, поступающим в прибор через выключатель подсоса воздуха. Количество поступающего на смешивание атмосферного воздуха регулируется прибором в зависимости от «высоты» в кабине. На высоте 10 км подсос воздуха полностью прекращается.
Содержание кислорода в газовой смеси, подаваемой в маску
На высотах до 2 км атмосферный воздух при открытом выключателе автомата подсоса воздуха поступает в прибор через дополнительный клапан подсоса. Проходные сечения дополнительного клапана достаточно велики и на высотах до 2 км полностью обеспечивают потребности организма в кислороде только за счет поступающего в прибор атмосферного воздуха. В этом случае индикатор потока может не реагировать на вдох и выдох. За счет подсоса атмосферного воздуха более экономично расходуется кислород. На «высоте» в кабине 2 км клапан дополнительного подсоса перекрывается и с этого момента атмосферный воздух поступает в прибор только через основной автомат подсоса. Во время выдоха поступление кислорода в прибор прекращается. При этом подвижные сегменты индикатора потока на указателе ИК-24Н сходятся. При необходимости автомат подсоса воздуха может быть выключен вручную на высотах менее 10 км с помощью рукоятки выключения автомата. Перевод рукоятки в положение «100% О2» обеспечивает подачу в маску только чистого кислорода. На высотах более 11 км прибор КП-24М создает в маске избыточное давление. Величина избыточного давления кислорода, поступающего из прибора в маску автоматически регулируется механизмом легочного автомата таким образом, что с увеличением высоты полета избыточное давление растет, обеспечивая поддержание в легких необходимого парциального давления кислорода. Для получения в приборе избыточного давления кислорода в наземных условиях (при необходимости проверки прибора и маски) используется ручной регулятор избыточного давления. При вращении его маховичка против хода часовой стрелки открывается клапан легочного автомата и создается избыточное давление кислорода. В целях защиты от нерасчетного увеличения давления в приборе установлен предохранительный клапан, который стравливает излишний кислород в атмосферу в случае превышения его давления 800 мм рт.ст. В необходимых случаях (затрудненное дыхание или плохое самочувствие) установкой рукоятки аварийного вентиля прибора в положение «ОТКРЫТО» включается аварийная подача кислорода и он непрерывным потоком поступает в маску, минуя легочный автомат. При этом величина избыточного давления в маске регулируется регулятором избыточного давления РД-24Б из состава съемного кислородного снаряжения каждого члена экипажа.
5 ВОПРОС Парашютный кислородный прибор КП-23. Парашютный кислородный прибор КП-23 предназначен для обеспечения члена экипажа кислородом при вынужденном покидании самолета на высотах более 4000 м, а также в случае отказа кислородной системы, при котором запас кислорода в парашютном приборе становится единственным резервом кислорода, необходимым для дыхания при аварийном снижении самолета до безопасной высоты. Парашютный кислородный прибор КП-23
Прибор КП-23 состоит из следующих основных узлов: - батареи баллончиков, предназначенных для хранения необходимого запаса кислорода; - манометра для контроля запаса кислорода в баллончиках прибора; - зарядного штуцера с обратным клапаном; - переключателя, обеспечивающего автоматическое переключение питания члена экипажа кислородом от КП-24М к КП-23; - чеки с цепочкой, предназначенной для включения переключателя; - шлангов, одним из которых (длиной 0,25 м) КП-23 соединяется со шлангом прибора КП-24М, а другим (длиной 0,7 м) через редуктор РД-24Б – со шлангом кислородной маски КМ-32. Все узлы прибора смонтированы в плоском коробчатом корпусе, который крепится к ранцу парашюта. В условиях нормального полета кислород в маску члена экипажа поступает из прибора КП-24М через переключатель прибора КП-23. Баллончики прибора КП-23 при этом отключены. При покидании самолета членом экипажа при первом его движении чека, связанная цепочкой с конструкцией самолета, выдергивается из конусных втулок и вызывает срабатывание замка и переключателя. При этом происходит отсоединение шланга, соединяющего КП-23 со шлангом КП-24М, и открытие запорного клапана, через который кислород непрерывным потоком начинает поступать через регулятор избыточного давления РД-24Б в маску. Величина избыточного давления при этом регулируется регулятором РД-24Б в зависимости от высоты полета. Выдергиванием чеки из конусных втулок переключателя за цепочку вручную член экипажа в случае необходимости может включить прибор КП-23 на рабочем месте без покидания самолета (например, во время снижения до безопасной высоты в случае отказа стационарной кислородной системы).
6 ВОПРОС Кислородная маска КМ-32. Кислородная маска КМ-32 предназначена для изоляции органов дыхания членов экипажа от атмосферы при кислородом от кислородной станции или от парашютного кислородного прибора. КМ-32 – маска герметичная, малогабаритная, работает с избыточным давлением кислорода и эксплуатируется со шлемофонами типа ШЛО, имеющими в затылочной части карман для размещения компенсатора натяга маски. Поступление кислорода в маску происходит в момент вдоха через клапан вдоха, который открывается при возникновении в маске разрежения. Клапан выдоха в это время закрыт. При выдохе возрастает давление в маске, клапан выдоха открывается, а клапан вдоха закрывается, не пропуская выдыхаемую смесь в гофрированный шланг. Кислород с избыточным давлением поступает одновременно в маску, компенсатор натяга и по трубке подпора – под клапан выдоха. Величина избыточного давления с увеличением высоты полета возрастает, что приводит к росту давления в компенсаторе натяга. Натяжение его ремней усиливается, и маска более плотно прилегает к лицу. Возросшее избыточное давление кислорода под мембраной клапана выдоха прижимает мембрану к седлу клапана, что препятствует выходу кислорода из маски. В маске постоянно поддерживается избыточное давление. Во время выдоха давление в маске превысит избыточное давление, что способствует открытию клапана выдоха и удалению выдыхаемого воздуха из маски. Кислородная маска КМ-32 7 ВОПРОС Переносные кислородные приборы. Переносные кислородные приборы предназначены для питания кислородом членов экипажа и перевозимых лиц во время их движения в разгерметизированных кабинах на высотах полета свыше 4000 м. Для питания кислородом членов экипажа применяется прибор КП-19, для питания перевозимых лиц – КП-21. На самолете установлены три прибора КП-19 и девять приборов КП-21. Кислородный прибор КП-19 установлен на баллоне КБ-2 и состоит из следующих частей: входного штуцера, блока редуктора и блока легочного автомата. С помощью входного штуцера прибор соединяется с баллоном. На входном штуцере прибора имеется запорный вентиль, зарядный штуцер и манометр. Зарядка баллона и замер давления кислорода возможны лишь при открытом вентиле. Редуктор понижает давление, подводимое к прибору, с 5 ÷ 30 кгс/см2 до 0,5 ÷ 1 кгс/см2 . Блок легочного автомата обеспечивает подачу кислорода в маску синхронно со вдохами. В приборе имеется устройство, обеспечивающее подсос воздуха и смешивание его с кислородом перед подачей в маску на высотах до 9000 м.
Кислородные приборы КП-19 (слева) и КП-21 (справа)
Кроме легочно-автоматической подачи, прибор имеет устройство для аварийной подачи кислорода, которое производит перепуск дополнительного количества кислорода из редуктора в корпус прибора через самостоятельный канал. С прибором КП-19 используется кислородная маска КМ-32. Перед использованием маски необходимо отключить ее от стационарной бортовой кислородной системы и подключить к переносному прибору. Переносной кислородный прибор КП-21 предназначен для питания кислородом одного лица из перевозимого личного состава при его движении по самолету на высотах до 8000 м. КП-21 – прибор с непрерывной подачей кислорода. Он работает в комплекте с кислородной маской КМ-15И.
Кислородная маска КМ-15И
Кислородная маска КМ-15И предназначена для обеспечения кислородом лиц, перевозимых в грузовой кабине и питающихся от кислородной станции коллективного пользования. Кроме того, эта маска применяется совместно с переносным кислородным прибором КП-21 для обеспечения кислородом лиц, перемещающихся по самолету в разгерметизированной кабине на высотах от 4000 до 8000 м. Маска состоит из резинового корпуса, резиновых регулируемых по длине лент крепления, 1,5 метровой трубки подвода кислорода с поплавковым индикатором потока, тройника и резинового мешочка с пробкой. Резиновый мешочек маски служит для смешивания кислорода с воздухом, поступающим через отверстие в корпусе маски из окружающей среды при вдохе, и сбора влаги, образующейся при дыхании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|