Методика анализа деятельности автотранспортного предприятия
На складах современных предприятий может находиться широкая номенклатура запчастей: от простых и дешевых, используемых тысячами в течение года, до уникальных и дорогих, которые могут стоить десятки тысяч и даже миллионы рублей, но ни разу не применяться для замены в соответствующем оборудовании. До 50% от стоимости хранящихся запчастей могут составлять детали, которые востребуются один раз в год. От 10 до 30% запчастей (по стоимости) могут не быть использованными никогда. С точки зрения экономии оборотных средств эти детали не должны были закупать, но риски их отсутствия в случае неожиданной поломки могут привести к значительным финансовым потерям бизнеса в целом. Существенной экономии ресурсов можно добиться, применив ориентированную на надежность систему управления как для быстро оборачиваемых, так и для страховых запчастей. Эта система определяет запас необходимых деталей не на основании рекомендаций производителя оборудования, не на субъективном заключении о требуемом заключении о требуемом уровне сервиса, а на реальных потребностях оборудования и требуемом уровне технического обслуживания [37, с.23]. В массовом производстве применяют такие технологии обеспечения комплектующими, как MRP (material requirement planning – планирование требуемых поставок), JIT (just in time – поставки точно и вовремя). Однако поставщики запчастей неспособны и не готовы прогнозировать и обеспечивать точные поставки. Поэтому необходимо иметь определенный объем запчастей. Обеспечение уровня сервиса – эта концепция была разработана из простой идеи эффективности складских запасов. Уровень сервиса в 90% означает, что одна из десяти заявок может быть не выполнена, уровень в 99% предполагает, что из каждых ста заявок не обеспечена будет только одна. Таким образом, уровень сервиса можно использовать как меру эффективности, так и в качестве цели – ключевого показателя. Например, организация может поставить в качестве цели 99%-ный уровень сервиса и использовать эту величину в качестве вводной для расчета допустимого минимального и максимального объема запчастей, исходя из имеющихся статистических данных. Эту концепцию достаточно просто применить к быстро оборачиваемым запчастям, зная ежедневную (ежемесячную или с другой периодичностью) потребность в болтах, гайках, уплотнителях, прокладках и т.д. для нужд инженерной службы. Но эта концепция не применима к более сложным в инженерном плане узлам и частям машин и оборудования.
Экономичное количество заказов – этот метод работает на основе баланса стоимости запасов и стоимости заказов. Если рассматривать ситуацию, что каждая закупка несет с собой еще и накладные расходы, например, от 50 до 3000 руб., то для их снижения необходимо делать заказы реже, но большего размера, с другой стороны, увеличение размера заказа замораживает деньги в виде складских запасов. Таким образом, экономичное количество заказов – это компромисс между этими двумя тенденциями, который минимизирует затраты бизнеса в целом [37, с.24]. АВС-анализ. В течение многих лет считалось, что планирование и статистические методы могут применяться для оптимизации запасов произведенных изделий. Рост анализов складских запасов сам по себе создает проблему: можно потратить гораздо больше времени и средств на разработку математической модели потребностей, снабжения и логистики, чем в результате проделанной работы можно сэкономить. В ответ на эту проблему была разработана система АВС-классификации, которая основывается на наблюдении, что большой вклад в продажи вносит относительно небольшое число товаров и, наоборот, большое число товаров дает маленькую долю продаж. АВС-анализ делит запасы на три категории А, В и С:
- А – запчасти наивысшего приоритета, которые должны быть под самым пристальным контролем. Примерно 10% от общего количества запчастей попадают в категорию А и дают около 70% вклада по стоимости. - В – запчасти меньшего приоритета, которые должны контролироваться обычным путем. К этой категории можно успешно применять метод экономичного количества заказов. Обычно это около 20% по количеству и 20% по стоимости. - С – запчасти с низким приоритетом важности и простейшим методом контроля. Как правило, это 70% по объему и 10% по стоимости [4, с.22]. Такой анализ позволяет принимать решения по закупке и хранению запчастей на основе не только их количества, но и вклада последних в стоимостные показатели производства. Исследование операций – эта методология включает в себя различные математические методы, например теорию массового обслуживания (теорию очередей), применяемые для принятия решений в бизнесе. Эту методологию можно успешно применять для быстро оборачиваемых запчастей, однако часто теория может давать неверные решения из-за отсутствия учета в ней истинных причин потребностей запчастей в системе технического обслуживания. Новые технологии в техническом обслуживании стали появляться в 80-х гг. прошлого века. Причиной их появления стало усиливающее влияние ускорения изменений в промышленном производстве: требование высокой степени работоспособности и надежности оборудования, большая степень безопасности для персонала и окружающей среды с одновременно высоким уровнем стоимостной эффективности. С изменением требований к производству стала меняться и система технического обслуживания, переходя с принципов фиксированных интервалов плановых ремонтов и замен деталей к подходу, ориентированному на надежность работы оборудования, когда система технического обслуживания подходит сугубо индивидуально к требованиям каждой единицы оборудования в соответствии со складывающейся ситуацией. Результатом такого подхода является все более широкое распространение использования постоянного мониторинга состояния оборудования, чтобы определить проблему до того, как она вызовет поломку или остановку оборудования. В то же время нужно признать, что в ряде случаев такое предотвращение поломки может быть экономически невыгодным [33, с.62].
Так как функционально склады запчастей должны обеспечивать систему технического обслуживания, то с ее изменением необходимо изменить подход и к формированию объема хранимых запчастей [37, с.25]. Для эффективного управления процессом обеспечения запчастями предприятий нужна постоянно контролируемая система, гарантирующая, что уровень запасов запчастей полностью соответствует нуждам производства и технического обслуживания [3, с.108]. Анализ потребностей в запчастях необходимо начинать с определения последовательности шагов и выявления их эффективности: - Убедиться, что потребности в техническом обслуживании основных средств четко определены. Никакая система обеспечения запчастями не сможет сделать график технического обслуживания эффективным при отсутствии надежности. Запчасти необходимы как для плановой, превентивной системы технического обслуживания, так и для устранения поломок (внепланового технического обслуживания и ремонта). Анализ потребностей, основанный на обеспечении надежности системы, является очень важным, т.к. он определяет как плановые (предсказуемые), так и внеплановые (по сути, не предсказуемые) нужды технического обслуживания. - Определить потребности в запчастях, основываясь на их использовании для технического обслуживания. - Убедиться, что ресурсы, процедуры и системы, существующие на предприятии для обеспечения потребностей, определены при прохождении второго шага. В результате прохождения всех трех описанных выше шагов становится понятной не только потребность в запчастях конкретного предприятия, но и его возможности в смысле административных стандартных процедур, системы технического обслуживания, складирования запчастей, обязанных обеспечить эту потребность в нужное время и требуемом количестве [38, с.41].
К методу снабжения запчастями должны предъявляться требования, выполнение которых позволит решить основные вопросы системы: каковы потребности в техническом обслуживании оборудования?; что случится, если требуемой запчасти нет на складе?; можно ли предвидеть потребность в запчастях?; каков должен быть запас запчастей на складе?; что произойдет, если потребность в техническом обслуживании не появится? Первый из вопросов это вопрос собственно системы технического обслуживания, ориентированной на обеспечение надежности работы оборудования. Другие относятся к системе снабжения запчастями, соответствует ли она потребностям производства и технического обслуживания. Рассмотрим возможные ответы на них. Что случится, если требуемой запчасти нет на складе? Новая система предполагает, что решение о закупке запчастей основывается не на рекомендациях поставщика оборудования или на инженерной экспертизе, а на ответе на вопрос – что случится, если запчасти нет на складе и какие потребуются ресурсы, чтобы уменьшить риск возникновения такого случая. В ориентированной на надежность системе снабжения запчастями рассматривается пять категорий последствий: - скрытые (увеличивающие риск) – отказ в случае системы технического обслуживания или отсутствие запчасти в случае системы обеспечения запчастями не имеют прямых последствий, но можно ожидать увеличения риска возникновения другого отказа; - воздействующие на безопасность – отказ или отсутствие запчасти непосредственно вызывает последствия, наносящие ущерб здоровью или даже жизни людей; - воздействующие на окружающую среду – вызывающие непосредственное влияние на нарушение в области стандартов и правил охраны окружающей среды; - операционные – ведущие к потерям в производстве или другим экономическим потерям бизнеса; - неоперационные – вызывающие удорожание ремонта и закупок запчастей. Диаграмма принятия решения строится, таким образом, исходя из результатов анализа последствий, к которым приводит отсутствие запчасти на складе, и применения определенной политики в снабжении данной запчастью. Можно ли предвидеть потребность в запчастях? Ряд запчастей, которые требуются для ликвидации отказов, в принципе не планируемы, если деталь ломается случайным образом без каких-либо видимых причин. Однако, несмотря на это, некоторые потребности можно предсказать, их часто называют зависимой потребностью. К ним можно отнести потребность в деталях при плановых ремонтах и регулярном техническом обслуживании; потребность, возникающая при диагностике оборудования.
Одним из наиболее значительных достижений системы обеспечения запчастями является переход от планирования замены через определенные временные интервалы к планированию замены на основе анализа состояния работающих деталей. То есть замена или ремонт производится только по результатам обследования состояния деталей оборудования. Конечно, это усложняет процесс закупки запчастей, т.к. нельзя принять решение до момента получения результатов мониторинга. Тем не менее, применение описываемого подхода позволяет снизить или даже ликвидировать запасы запчастей на предприятии. Какой запас запчастей необходим? Если нельзя предвидеть потребность в запчастях (следовательно, избежать страхового запаса), то необходимо решить, какой же запас необходим, чтобы обеспечить потребность производства и технического обслуживания. Сразу необходимо отметить, что идея 100%-ного запаса неприемлем. До расчета требуемого запаса нужно определить стандарт достижения, который зависит от категории последствий [38, с.41]. В большинстве случаев отсутствие запчасти на складе приводит к прямому воздействию на производственный процесс. Система управления запчастями, ориентированная на надежность, использует методику расчета потребностей в запчастях, основанную на расчете затрат в течение всего жизненного цикла [15, с.43]. Затраты в течение жизненного цикла. Отсутствие запчастей на складе ведет к операционным последствиям, если стоимость простоя превышает стоимость запчасти. В этом случае возможно найти баланс между стоимостью хранимых запчастей и потерями, если этих запчастей не окажется на складе. Отсутствие запчасти на складе может вызвать следующие потери: – увеличение времени простоя или снижение производительности, что приводит непосредственно к потерям в продажах; - штрафы за несвоевременную поставку; - затраты на сверхурочные работы для возмещения простоев или снижения производительности; - низкая производительность или высокая стоимость сырья; - выпуск некачественной продукции, возврат такой продукции, затраты на ее переделку, неудовлетворенность потребителя продукцией. С другой стороны, стоимость заказа и хранения запчастей состоит из: стоимости доставки, административных затрат; старения при длительном хранении; обслуживания и содержания склада. Обычно все эти затраты учитывают одним пунктом – как транспортно-заготовительные и складские расходы, которые составляют фиксированный процент от стоимости запчастей. Можно рассматривать затраты на закупку запчастей как инвестиции и считать их окупаемость за счет снижения потерь, связанных с простоями: а) требуется оценить одни сутки (или другую единицу времени) простоя в терминах прибыли до налогообложения, а не выручки; б) оценить простои за прошлые годы по причине отсутствия запчастей по времени и пересчитать в прибыль до налогообложения; в) оценить затраты по закупки и хранению запчастей, которые могут аварийно понадобиться; г) сравнить результаты пунктов "б" и "в": если сумма в пункте "б" больше, чем в пункте "в", то платить за хранение выгодно. Внедрение системы управления запасами запчастей необходимо начать, прежде всего, с создания команды проекта, в которую обязательно должны входить: аналитик, который будет осуществлять классификацию и анализ использования запчастей; представители от службы технического обслуживания; представители от производства [38, с.42]. Следующим шагом должна стать инвентаризация всех запчастей, сменных узлов и всего резервного оборудования для производства и инженерных служб. Необходимо понимать, что подобная процедура – достаточно дорогостоящее и занимающее много времени мероприятие. Начинать процедуру инвентаризации следует с наиболее ответственных для производства, безопасности, охраны окружающей среды дорогостоящих запчастей, постепенно продвигаясь к наименее ценным (АВС-анализ). Одновременно с инвентаризацией необходимо организовать центральный склад запчастей и принадлежностей с компьютеризированной системой учета. Лучшим решением было бы внедрение компьютерной системы управления техническим обслуживанием, включающим в себя и блок управления запчастями. Особенно это актуально для предприятий, среднего и малого размера, где на данный момент хранение запчастей осуществляется случайным образом. Наиболее быстрым и важным эффектом от внедрения системы управления запчастями, ориентированной на надежность работы предприятия, является достижение уровня запасов критических запчастей, действительно необходимых предприятию с точки зрения обеспечения производства и системы технического обслуживания. Не менее важным преимуществом является снижение затрат в части стоимости запчастей на складе и издержек по их покупке и хранению, поскольку основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек. В ряде случаев возможно снижение уровня запасов на 30-60%. Отметим еще одно достоинство системы – полное взаимопонимание производственного, технического и складского персонала за счет улучшения системы коммуникаций между ними; улучшение понимания персоналом потребностей предприятия по обеспечению его надежной и эффективной работы; прозрачность во взаимоотношениях с поставщиками оборудования и запчастей [38, с.43]. Таким образом, анализ деятельности автотранспортного предприятия комплексно изучает аспекты производства, эффективность использования материальных ресурсов и результатов деятельности.
2. Анализ материально-технического обеспечения автотранспортного предприятия на примере ООО "НПАТП" 2.1 Характеристика деятельности ООО "НПАТП" Транспортная система г. Нижнекамска включает 7 трамвайных, 16 городских автобусных маршрутов. Регулярно работают 25 междугородных, 13 межобластных, 14 пригородных, и 13 специальных маршрутов в промышленную зону. Ежегодно в летнее время 16 сезонных маршрута осуществляют перевозку горожан в сады-огороды. Автобусный парк общего пользования насчитывает 533 единицы, сосредоточенных в трех транспортных предприятиях. Это "Нижнекамское ПАТП", "Нижнекамское ПАТП-1" и "Транспорт экспресс". Городской электротранспорт представлен ГУП "Горэлектротранспорт", имеющий в распоряжении 72 вагона трамвая. ООО "Нижнекамское ПАТП" создано 27 июля 2004 г. Однако ведет свою историю с 1965 г. Именно в середине октября 1965 г. на основании приказов Татарского управления автотранспорта и Альметьевского автотреста были произведены передачи и прием автоколонны из Набережных Челнов местного АТХ и образовано Нижнекамское автохозяйство при Альметьевском автотресте. Тогда еще весь автотранспорт находился под единым началом. Разделение на два самостоятельных предприятия (Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие и Нижнекамское грузовое автотранспортное предприятие) произошло в декабре 1974 г., тогда автохозяйство имело уже республиканское значение и входило в трест "Таттрансуправление". Нижнекамское пассажирское АТП взяло на себя основную функцию – перевозку людей. Уже десятки автобусов большой вместимости "ЛАЗ" и "ЛиАЗ" курсировали по городским маршрутам молодого города, дорогам района, перевозили нефтехимиков, шинников, строителей в промышленную зону и обратно. Расширялись производственные мощности предприятия, пополнялся парк подвижного состава, увеличивался коллектив. В октябре 1986г. Нижнекамское ПАТП переименовано в Производственное объединение пассажирского автотранспорта – ПОПАТ, а в феврале 1991 г. разделено на два самостоятельных государственных предприятия – Нижнекамское ПАТП-1, которое занималось пригородными и междугородными перевозками, и Нижнекамское ПАТП-2 – единственный перевозчик жителей г. Нижнекамска по городским автобусным маршрутам. В августе 1996 г. на базе государственного ПАТП-2 создано коммунальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие №2 – КУ ПАТП-2. А в августе 2002 г. оно преобразовано в Государственное унитарное предприятие "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие №2". В ходе мероприятий направленных на вывод предприятия из тяжелейшего финансового и производственного положения в июле 2004 г. на его базе создается Общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" [28]. Общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" имеет официальное сокращенное название: ООО "НПАТП". Организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки. В своей деятельности организация руководствуется действующим законодательством, иными нормативными актами органов власти и управления, уставом. Организация самостоятельно отвечает за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками. Организация от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством. Целью создания организации является выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли. Для достижения указанных целей организация осуществляет следующие основные виды деятельности: - прием и сдача в аренду и субаренду механических транспортных средств, как с экипажем, так и без экипажа; - прием и сдача в аренду и субаренду оборудования и механизмов, сооружений, помещений, прочих объектов движимого и недвижимого имущества; - содержание и эксплуатация АЗС, прием на хранение нефтепродуктов, оказание услуг по заправке автотранспорта; - лизинговые операции; - осуществление пассажирских перевозок; - оказание автотранспортных услуг, услуг по перевозке различных грузов; - осуществление городских, пригородных, междугородних и международных перевозок; - оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту различных марок транспорта; - транспортная деятельность, транспортно-экспедиционные услуги; - оказание посреднических услуг; - строительные, ремонтно-строительные и монтажные работы; - осуществление внешнеэкономической деятельности; - внедрение новых видов платных услуг населению, организациям; - организация платных стоянок, оказание транспортных услуг; - медицинские услуги для собственных нужд; - производство и размещение рекламы на автотранспорте; - осуществление других работ и услуг не противоречащих действующему законодательству РФ. Деятельность ООО "НПАТП" не ограничивается вышеназванными видами деятельности. Общество может иметь гражданские права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности не запрещенных действующим законодательством и Уставом организации. Источником формирования имущества ООО "НПАТП" являются: - уставный капитал общества; - денежные и материальные вклады участников общества; - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, ценных бумаг, а также от других видов хозяйственной деятельности; - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования российских, иностранных граждан и юридических лиц; - кредиты банков и других кредиторов, займы; - иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2. Высшим должностным лицом организации является ее руководитель, в лице генерального директора. Он действует на основе контракта, Устава, договора о закреплении имущества, действующего законодательства, а также других обязательных для него и организации нормативных актов. Руководитель самостоятельно определяет структуру администрации, аппарата управления, ее численный, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности всех работников администрации, заключает с ними трудовые договоры на обычных условиях. Поскольку на данном предприятии обрабатываются материальные потоки, оно имеет в своем составе отдел, осуществляющий закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, топлива, полуфабрикатов, изделий народного потребления – отдел материально-технического снабжения (ОМТС). ОМТС устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Согласно Приказу "Об учетной политике" ООО "НПАТП ": - бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации; - в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации один раз в год в четвертом квартале года; - бухгалтерский учет ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета по журнально-ордерной системе (с применением ЭВМ). Формами бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный период являются: - Форма №1 "Бухгалтерский баланс"; - Форма №2 "Отчет о прибылях и убытках"; - Форма №3 "Отчет об изменениях капитала"; - Форма №4 "Отчет о движении денежных средств"; - Форма №5 "Приложения к бухгалтерскому балансу"; - Пояснительная записка. Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение (без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости. На предприятии устанавливается следующий способ организации материально-производственных запасов на складах: - количественно-суммовой с использованием оборотных ведомостей (на складах организуется учет в количественном и суммовом выражении); - карточки количественно-суммового учета не предусмотрены. Складской учет ведется автоматизированным способом. Основными поставщиками запчастей являются – ООО "Исток", ООО "Тракбус", ИП Туктаров Р.И., ИП Лоншаков С.П., ООО "Еврокомплект первый". На сегодняшний день ООО "Нижнекамское ПАТП" является единственным в г.Нижнекамске автотранспортным предприятием осуществляющем городские пассажирские автобусные перевозки. В нем работают 950 человек. Предприятием обслуживаются 30 маршрутов общей протяженностью 536 км. Непременное условие качественного обслуживания горожан – обновление подвижного состава и бесперебойная работа. Сегодня автопарк предприятия по большей части состоит из новых, современных автобусов марок "ЛиАЗ", "НефАЗ", "ПАЗ", "Кароса", "Фиат". В марте 2010 года все автомобили марки "Газель" были заменены современными автобусами марки "Фиат Дукато". На балансе предприятия числится более 300 единиц подвижного состава, 98 из которых были приобретены по договорам лизинга. Все без исключения автобусы, даже те, которые ожидают своей очереди на списание, находятся в прекрасном техническом состоянии. Ремонтно-механические мастерские оснащены современным оборудованием. За последние три года были введены в эксплуатацию оснащенные современным оборудованием цехи по ремонту легковых автомобилей, автобусов Кароса, НефАЗ, салонный цех. Большую помощь в поддержке предприятия и обеспечения бесперебойности качества перевозок оказывают местные власти. Не секрет что монетизация льгот в 2005 г. крайне негативно отразилась на многих транспортных предприятиях. Однако, благодаря совместной работе органов власти г. Нижнекамска и предприятия, удалось сохранить перевозки в тех же объемах с предоставлением всех установленных льгот (что нельзя сказать о других городах и предприятиях республики) [36, с.117]. Сегодня ежедневно на линии работают 210 водителей, 220 кондукторов. Услугами автотранспортного предприятия ежедневно пользуются 110 тыс. человек при численности населения г. Нижнекамска в 220 тыс. человек. Таким образом, ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" является единственным автотранспортным предприятием, осуществляющем городские пассажирские автобусные перевозки. В нем трудится 950 человек, которые обеспечивают ежедневную бесперебойную работу общественного транспорта.
2.2 Оценка финансового состояния ООО "НПАТП" В настоящее время развитие экономики претерпевает как головокружительные взлеты, так и ощутимые падения. Для того чтобы организации смогли предвидеть свое финансовое состояние на ближайшее будущее, необходимо проведение финансового анализа. Кроме того, с помощью финансового анализа вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников. Оценка финансового состояния предприятия позволяет не только подвести итоги хозяйственной деятельности, но и оценить потенциал предприятия на будущее, подготовить материал для принятия управленческих решений. Это необходимо не только для руководства самой фирмы, но и для внешних партнеров. Всех, кто связан с предприятием экономическими отношениями интересует результат управления финансовыми ресурсами, т.е. показатели финансового состояния, которые должны быть такими, чтобы партнеры могли определить надежность предприятия, решить выгодно ли им продолжать экономические отношения. Основными функциями анализа финансового состояния предприятия являются: - объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности предприятия; - выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов; - подготовка и обоснование управленческих решений в области финансов; - выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности [34, с.307]. В процессе анализа финансового состояния предприятия использована финансовая отчетность ООО "НПАТП", в частности бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2007-2008гг., которые представлены в приложениях. Одной из ключевых задач анализа является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость, которая характеризуется стабильным превышением доходов над расходами, свободным манипулированием денежными средствами и эффективным их использованием в процессе текущей деятельности. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются относительные и абсолютные показатели [19, с.367]. Рассчитаем относительные показатели финансовой устойчивости по следующим формулам: - Коэффициент финансовой независимости –
, (1)
где СК – собственный капитал; ВБ – валюта баланса.
- Коэффициент финансовой напряженности –
, (2)
где ЗК – заемный капитал.
- Коэффициент самофинансирования –
(3)
- Коэффициент задолженности –
(4)
- Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов , (5)
где ВОА – внеоборотные активы. - Коэффициент имущества производственного назначения –
, (6)
где З – запасы. Относительные показатели финансовой устойчивости за 2007 и 2008гг. рассчитаем по данным Приложения А и Приложения Б соответственно. Для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, данные представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Относительные показатели финансовой устойчивости за 2007-2008гг.
Из таблицы видно, что коэффициент финансовой независимости ниже рекомендуемого значения. Это говорит о том, что предприятию не хватает собственного капитала. Превышение коэффициента финансовой напряженности над рекомендуемым значением свидетельствует о большой доли заемных средств, что в свою очередь лишает независимость предприятия от кредиторов. Соответственно и коэффициент самофинансирования будет ниже 1, и коэффициент задолженности ниже рекомендуемого 0,67, поскольку заемный капитал во много раз превышает собственный. Причем значения этих показателей не меняется и в 2008 году. Что, несомненно, является негативным фактором. Проведенные расчеты также показывают, что соотношение мобильных и иммобилизованных активов увеличилось примерно на 0,49 по сравнению с 2007 годом. А коэффициент имущества производственного назначения снизился на 0,09 по сравнению с 2007 годом, но все равно остался в пределах рекомендуемого значения. Для определения абсолютных показателей финансовой устойчивости сначала рассчитаем вспомогательные показатели: - Наличие собственного оборотного капитала -
СОК = СК – ВОА, (7)
- Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов –
СДИ = СОК + ДКЗ, (8)
где ДКЗ - долгосрочные кредиты и займы. - Общая величина источников формирования запасов –
ОИ = СДИ +ККЗ, (9)
где ККЗ - краткосрочные кредиты и займы. На основе трех вспомогательных показателей рассчитываем три абсолютных показателя: - Излишек (+), недостаток (-) собственного оборотного капитала – ∆СОК = СОК – З, (10)
- Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов –
∆СДИ = СДИ – З, (11)
- Излишек (+), недостаток (-) общей величины источников покрытия запасов –
∆ОИ = ОИ – З, (12)
Рассчитанные абсолютные показатели финансовой устойчивости представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Абсолютные показатели финансовой устойчивости за 2007-2008гг.
Рассчитав вспомогательные показатели можно сделать следующий вывод. Отрицательная величина собственного оборотного капитала свидетельствует о недостатке собственных средств. Показатель СДИ тоже отрицательный, т.е. предприятие не имеет долгосрочных кредитов и займов. Однако не все так плохо и положение предприятия выравнивается за счет краткосрочных кредитов и займов, об этом свидетельствует положительная величина показателя ОИ. На основе трех вспомогательных показателей мы рассчитали три абсолютных показателя - ∆СОК, ∆СДИ, ∆ОИ. Расчеты свидетельствуют о недостатке собственного оборотного капитала и долгосрочных источников формирования запасов, а также о наличие излишка общей величины источников покрытия запасов. На базе абсолютных показателей финансовой устойчивости можно определить тип финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 2.3 – Типы финансовой <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|