Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как наиболее технологичный способ вступления во Всемирную торговую организацию
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Россия сегодня активно участвует в процессах экономического сотрудничества и интеграции в рамках СНГ. С учетом того что все государства - члены региональных организаций стремятся обрести членство в ВТО, им необходимо разработать коллективную платформу обеспечения соответствия обязательств по региональному сотрудничеству с членством ВТО и добиваться ее реализации в процессе проведения переговоров о присоединении к ВТО.28 Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС призван решать строго ту же задачу, которую Лист решал в XIX в. для Германии. Лист предлагал объединить Пруссию, Германию и Австрию. Бисмарк это и осуществил, а в результате - германское экономическое чудо. Смысл создания Таможенного союза на пространстве ЕврАзЭС - решить сегодня те же самые проблемы в отношении России и наших близких стран. Если мы все откроемся ВТО и Западу поодиночке, произойдет разделение труда и нам грозит роль абсолютной периферии. Если мы закроемся, мы будем деградировать. 29 Таким образом, ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ является необходимым способом вступления в ВТО как по форме - объединение Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ и дальнейшее присоединение стран СНГ, так и по содержанию - отстаивание единых экономических интересов на постсоветском пространстве. Определив необходимость такого способа, как ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ, для вступления России в ВТО, надо определить возможность его функционирования в ВТО. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Для РИО - это формирование экономических объединений отдельных государств и согласование их национальных политик. Основной международно-правовой формой РИО является международный договор между заинтересованными государствами. Как правило, такие международные договоры носят рамочный характер. И с учетом их основополагающего значения для интеграционного процесса в целом. В зависимости от уровня развития экономической интеграции основной договор формирует договорно-правовой механизм интеграции, включающий наряду с указанным договором дополнительные международные соглашения. 30
Так, Республика Беларусь, Республика Казахстан и РФ в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. уже сформировали реально действующий ТС. По итогам первых ста дней работы ТС России, Казахстана и Белоруссии товарооборот между тремя странами вырос на треть. Больше всего - между Казахстаном и Белоруссией, почти вдвое. Другие члены ЕврАзЭс, в рамках которого и создавался союз, также собираются вступить в объединение. 31 «Его запуск принес ощутимые выгоды конкретным предприятиям и целым отраслям экономики, - констатирует Владимир Путин. - Ускорил процессы посткризисного восстановления экономик. Следующая цель, отвечающая логике интеграции, - это создание единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованной макроэкономической политикой». 32 И на сегодняшний день обсуждается новый договор о зоне свободной торговли. Документ, основанный на современных нормах ВТО, что важно прежде всего для членов организации - Киргизии, Армении и Украины, должен заменить ровно 100 действующих, крайне забюрократизированных соглашений. Единое экономическое пространство должно заработать не позднее 1 января 2012 г. «В рамках зоны свободной торговли это достигается 2 - 3 элементарными инструментами, - пояснил Путин. - Мы снимаем ввозные таможенные пошлины на товары, произведенные в странах, которые вошли в свободную экономическую зону, допускаем на наши рынки такие товары, которые являются хорошими по качеству и приемлемыми по цене. Когда мы говорим о Таможенном союзе, о едином экономическом пространстве - это более глубокая степень интеграции, которая предполагает вообще снятие всех таможенных и тарифных барьеров при доступе на рынки товаров и услуг друг для друга. Мы создаем единый внешний контур, а внутри - условия для равной конкуренции. И вот это уже является единым экономическим пространством с едиными нормами регулирования и с единой экономической политикой и с тем, чтобы одни производители в одних странах не получали преимущества перед другими». 33
Общее международное право признает право государств на участие в региональном и субрегиональном экономическом сотрудничестве. Реализация этого права обусловлена требованиями поддержания целостности международного правопорядка (соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права). Понятно, что нормы, устанавливаемые ВТО, являются, по существу, lex generalis по отношению ко всем иным международно-правовым. Статья XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) определяет условия, соблюдение которых необходимо при создании договаривающимися сторонами ГАТТ РИО в форме зоны свободной торговли или таможенного союза. Целью таможенного союза должно быть содействие торговле между составляющими их территориями, а не создание барьеров для торговли других договаривающихся сторон с этими территориями. Одно из условий для отсутствия препятствий к образованию территориями договаривающихся сторон таможенного союза заключается в том, что пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении торговли с договаривающимися сторонами, не являющимися участницами такого союза или соглашения, установленные при учреждении такого союза или заключении временного соглашения, не являются в целом более высокими или более ограничительными, чем общее значение пошлин или мер регулирования торговли, применявшихся в составляющих его территориях до образования такого союза или, в зависимости от случая, принятия такого временного соглашения.
А в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. цель определена в преамбуле:»… обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции». И.И. Шувалов отметил: «Мы исходим из того, что основные базовые документы по формированию Таможенного союза взяты из базовых документов ЕС. Также нет противоречий в наших статусных документах принципам ВТО или ЕС». Европейский союз (далее - ЕС) фактически ТС. Тем более, по данным ВТО на июнь 2010 г., из почти 280 действующих региональных торговых соглашений около десяти имеют форму таможенного союза. Причем полноценный таможенный союз лишь один - ЕС, и еще три-четыре региональных соглашения имеют шансы со временем выйти на стадию полноформатного таможенного союза (включая МЕРКОСУР, Южноафриканский таможенный союз, Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива). 34 Таким образом, существует возможность создания РИО в форме ТС в ВТО. Совместную позицию членов ТС можно выразить так: . Должны быть унифицированы условия присоединения трех стран к ВТО в части, входящей в сферу ведения ТС. . Россия, Белоруссия и Казахстан продолжают присоединение де-юре в качестве суверенных стран, так как иной подход мог быть связан с серьезными юридическими и процедурными проблемами и существенно задержать окончание переговоров (до сих пор все таможенные союзы формировались только среди членов ВТО). При этом общая цель стран - участниц ТС - завершить присоединение к ВТО единовременно. . После присоединения, когда будет завершен процесс формирования единой таможенной территории ТС, основная работа по представлению в ВТО интересов стран-участниц должна перейти к органам Таможенного союза - аналогично тому, как интересы стран ЕС представляют органы Евросоюза.
Выигрышный сценарий будущего России должен быть творческим и связан с реинтеграцией. Россия, обеспечив стремительную экономическую модернизацию и предложив миру привлекательный образец социально-политического устройства, закрепив за собой моральное лидерство, становится полюсом притяжения на пространстве бывшего СССР и, в перспективе, Восточной Европы. Она не интегрируется в западное сообщество, а сама становится центром региональной интеграции, избегая при этом открытой конфронтации с Западом, Китаем и исламским миром. При этом Россия твердо и последовательно отстаивает свои интересы, не позволяя другим странам разрешать противоречия за свой счет и в то же время играя на противоречиях между ведущими державами, заключая в случае необходимости тактические союзы с Западом, Китаем, Японией, мусульманскими странами, Индией. Закончить хотелось бы словами представителя РФ при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе Д.О. Рогозина: «Великие державы в коалициях не участвуют, великие державы коалиции создают». 35 Таким образом, теория должна быть научно обоснованной, а практика должна всегда базироваться на научно-фундированной деятельности, отсюда правовая деятельность становится технологичной, т.е. гарантированно приводит к результату, соответствующему цели, предписанной в ст. 1 Конституции РФ.
Заключение
Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля определяется порядком проведения таможенного контроля и мерами, принимаемыми таможенными органами. В соответствии со ст. 174 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленных гл. 16 и 19 ТК ТС. Таможенный контроль как совокупность проверочных действий, имеющих «принудительно-пресекательный характер», связан с ограничением прав лиц, причастных к процессу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Вместе с тем, как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо (объект контроля) не подвергалось чрезмерному обременению. В контексте поставленных перед таможенными органами задач по обеспечению реализации мер таможенного регулирования и созданию условий для развития ВЭД администрирование товарных и иных потоков, отнесенное к компетенции таможенных органов, в современных условиях требует высокой степени организации контрольных механизмов. Недостаток контрольных действий может привести к игнорированию интересов государства, к нарушению системы государственного управления в таможенной сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|