Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинская эвакуация, ее определение, значение, принципы, виды, привлекаемые силы и средства.




Важным элементом в организации экстренной медицинской помощи населению при массовых поражениях является медицинская эвакуация.

Медицинская эвакуация – это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы поражен­ных, нуждающихся в медицинской помощи и лечении за ее пределами.

Она начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение.

Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуа­ции является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным. В то же время любая транспортировка тяжелопострадавших неблагоприятно влияет на состояние пораженного и течение патологического процесса.

Эвакуация может осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, областных и региональных центров экстренной медицинской помощи и т.п.) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов). Общим правилом при транс­портировании пораженных на носилках является несменяемость носилок, с их заменой из обменного фонда.

Сложность, трагичность обстановки в зоне катастрофы, массовость людских потерь, элементы паники обусловливают нередко хаос в работе медицинского персонала, стремление его как можно быстрее эвакуировать пострадавших на первом же прибывшем транспорте без подготовки пострадавшего и транспорта к тому, чтобы уменьшить страдание и вред пораженному от такой транспортировки. Часто наблюдается такое положение, когда тяжело пострадавших эвакуируют на случайном не приспособленном транспорте без сопровождающего медицинского персонала, а средней тяжести в специальном санитарном автомобиле скорой медицинской помощи и в сопровождении медицинского работника.

К сожалению, выбор транспортных средств для эвакуации пострадавших из района бедствия зависит от многих условий обстановки: местных возможностей, дальность перевозки, состояния дорог, характер местности, погоды, времени суток, численность, характер и степень тяжести пораженных и др.

В условиях катастроф санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене – зона катастрофы – ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специ­ализированные областные и республиканский центры республики целесообразнее использовать авиационный транспорт.

В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжело пораженных прихо­дится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

При наличии возможности следует проводить приспособительные мероприятия на грузовых автотранспортных средствах, используемых для эвакуации поражен­ных. Среди таких мероприятий важное значение приобретает оборудование авто­мобилей транспортным санитарным оборудованием для установки носилок (ТСО), добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомо­биля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.

При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне автобуса или кузове автомобиля. Тяжело пораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно в передних секциях и не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в автобусах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т. п. и обычно устанавливается в пределах 30–40 км/час.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с же­лезнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товаро-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40 и др. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Как показал опыт работы служб в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров и т. п. При невозможно­сти выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств органи­зуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов (участков) поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращиваемой прибывшим автотранспортом лечеб­но-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым службой ГАИ, спасательных отрядов, а также транс­портом региональных центров экстренной медицинской помощи (медицины ка­тастроф), транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений (команд), мест­ное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава санитар­ных дружин, скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшер­ских бригад) и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвако-транспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

При массовой эвакуации пораженных железнодорожным (водным) транспор­том (эвако-санитарными поездами, железнодорожными летучками) в местах пог­рузки оборудуются подъездные пути, простейшие приспособления для обеспече­ния погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите пораженных от дождя, снега, холода и т. п. При погрузке пораженных на транспорт желательно составлять пофамильный список эвакуируемых, особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывая номерные знаки автомобилей.

При эвакуации пораженных в состоянии психического возбуждения принима­ются меры, исключающие возможность их падения с транспорта (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними легкопораженных, а иногда выделение сопровождающих).

Очень важно организовать управление эвакуацией с целью равномерной и одномоментной загрузки медицинских отрядов (госпиталей) лечебно-профилакти­ческих учреждений, а также обеспечения направления пораженных в лечебные учреждения соответствующего профиля (отделения лечебных учреждений), сокра­тив до минимума перевод пораженных по назначению между лечебными учрежде­ниями района (города).

Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирурги­ческой, терапевтической и т. п. профиль) и локализации поражения значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.

В этих целях следует шире использовать возможности портативных радио­станций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с диспетче­ром подстанции, другими машинами и лечебными учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге поражения и загрузке медицинских формиро­ваний (учреждений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...