Изучение предрасположенности детей 5-6 лет с ОНР III - IV уровня к акустической дисграфии
Форма проведения - педагогическое исследование. Базой проведения эксперимента является МДОУ «Детский сад №73» города Рязани. Цель: выявление эффективности дидактических игр на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания для предупреждения акустической дисграфии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи констатирующего этапа: · подобрать диагностические средства для выявления уровня развития фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания; · выявить уровень развития фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; · определить пути преодоления выявленной проблемы. Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был разработан контрольный материал. Он составлен в соответствии с требованиями программы. Задания для опроса №1 распределены следующим образом: 1- на выявление уровня фонематического восприятия; 2- определение умения выделять отдельные звуки; 3- на выявление умения определять порядок звуков в слове; 4- умения различать звуки по их качественным характеристикам; 5- умения соотносить звуки и буквы. Выполнение каждого задания оценивается следующим образом: высокий уровень (2 балла): ставится, если ребёнок: выполняет задание самостоятельно и без ошибок; средний уровень (1 балл): выполняет задание самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки; низкий уровень (0 баллов): допускает более двух ошибок при выполнении задания. Выполняет задание с помощью взрослого (воспитателя).
Психолого-педагогическая характеристика детей, принимающих участие в исследовании В исследовании принимали участие дети старшей логопедической группы, то есть дети 2004 - 2005 г.г. рождения (5 - 6 лет).
Для проведения исследования была отобрана следующая группа детей:
Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей группы. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков: изолированное произношение звуков приближается к нормальному, но у многих наблюдается смешение звуков, близких по артикуляционному и акустическим признакам. Недостаточно полноценно дети владеют системой морфем, а, следовательно, плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Констатирующий этап исследования
В качестве основного метода диагностики был выбран опрос, так как этот вид деятельности наиболее полно раскрывает знания, умения, способности каждого ребёнка. Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был подобран контрольный материал. При отборе заданий были использованы следующие методики: - «Обследование звуковой стороны речи» [Чиркина Г.В.]; - «Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью» [Е.Н. Российская]. Задание №1
Цель: выявить уровень фонематического восприятия. · Ребёнку предлагается повторить сочетания из 2-3-4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам: ба – па – ба да – та – да са – ша – са · Одинаковы ли слова: Крыша – крыса День – тень Булка – белка Задание №2 Цель: выявить умение определять наличие звука в слове. Слова подобраны так, что заданный звук (гласный/согласный) находится в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), наряду со словами, включающими данный звук, есть слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. · Назови первый звук в словах: Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров · Назови последний звук в словах (А, О, И, У, Ы): Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду · Назвать первый и последний звуки в словах: Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики Задание №3 Цель: на выявление умения определять порядок звуков в слове; Назови все звуки по порядку: Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар. Задание №4 Цель: умения различать звуки по их качественным характеристикам; · Соедини картинку с буквой (приложение 1а); · Подбери к слову схему - соедини стрелочками (приложение 1б). Задание №5 Цель: умения соотносить звуки и буквы. Выдели согласный в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой (приложение 2). Результаты констатирующего этапа исследования: Полученные в ходе опроса результаты мы занесли в таблицу. Таблица 1. Показатели развития звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы на констатирующем этапе исследования
Задание |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полина А. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Илья Б. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мария Б. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елизавета Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дмитрий Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Г. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полина Г. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дмитрий Д. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вячеслав Д. | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дарья Е. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
Определено общее число баллов, которое может набрать ребёнок за все задания. Они были соотнесены с уровневыми показателями:
«высокий уровень» 10-8 баллов;
«средний уровень» 7-4 баллов;
«низкий уровень» 3-1 балла
Из таблицы, мы видим, что в данной группе в данной группе нет детей, набравших от 10 до 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 6 человек из 10 (60%) показали средний уровень, то есть набрали баллы от 4 до 7; 4 человека (40%) набрали от 3 до 1 балла, что соответствует низкому уровню.
Затруднения у детей наблюдались при выполнении каждого задания, особенно при повторении близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л,..), различении звуков по их качественным характеристикам.
Одному из детей задание на воспроизведение серии из трёх слогов вызвало выраженные трудности, он не мог переключиться с одного звука на другой.
Вывод: большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. При проведении опроса были выявлены такие проблемы как:
- неумение определить место согласного в слове;
- затруднения в назывании звуков слова по порядку;
- ошибки при качественных характеристиках звуков, соотнесении звука и буквы.
|
|