Земля вятичей. Летописные и археологические свидетельства о территории расселения союзов племен восточных славян в VIII-X вв.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ДРЕВНОСТИ ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ Памятники каменного века на территории области. Основные археологические культуры неолита и бронзового века. Памятники раннего железного века. Городища (Сатинка, Супруты и др.). Финно-угорские и балто-литовские племена на территории края. Медленно и спокойно несет свои воды река Упа, правый, самый большой приток Оки. И течет она от истока до устья по Тульской области, нигде не выходя за ее пределы. Свой путь Упа начинает маленькой речушкой у границ Дикого поля на южной окраине Тульской земли. Пополняясь по пути водами притоков, она вливается в Оку уже довольно широкой и полноводной рекой. В верхней части, от истока до впадения реки Шат, Упа течет почти строго на север, а затем, сделав огромную петлю по заливным лугам и меж высоких круч, меняет свое меридиональное направление на широтное и устремляется на запад к Оке, протекающей по западной окраине Тульской области. Обследуя берега рек близ современных селений Доброе, Жабынь, Западная, Костомарове, Тулица и в других местах, археологи нашли кремневые наконечники стрел и дротиков, ножевидные пластинки и обломки глиняной посуды, позволившие ученым сделать вывод, что бассейны Упы и Оки были заселены людьми уже в каменном веке. В эпоху неолита, в III-II тыс. до н.э., здесь находились неукрепленные поселения-стоянки небольших родовых коллективов. Основу их хозяйства составляли рыболовство и охота. Поэтому люди селились у воды, а ближайшие лесные угодья, занимавшие в то время значительные пространства, давали им возможность охотиться на зверей и птиц и обеспечивали материалом для постройки жилищ и изготовления деревянных челнов. Древние рыболовы и охотники делали орудия труда и оружие из кремня, в быту использовали лепную глиняную посуду, сплошь украшенную узорами из круглых и ромбических вдавлений и отпечатков гребенчатого штампа.
Бронзовый век на территории Тульской земли до сих пор остается малоизученным. Найденные керамика и кремневые изделия того времени свидетельствуют, что и на этом этапе Тульская земля оставалась заселенной. В первой четверти I тыс. до н. э. население Тульской земли уже овладело сложным процессом получения железа из местных руд и научилось ковать из него более совершенные орудия труда и оружие. Использование железных орудий способствовало переходу к более прогрессивным формам хозяйства - скотоводству и земледелию, а также к развитию домашних производств, таких, как обработка дереза, кости и т. д. Перемены в хозяйственной деятельности населения сопровождались изменениями в общественном строе. На смену древней родовой организации приходит патриархально-общинный, или большесемейный, уклад. Смена форм хозяйства и неспокойная обстановка, вызванная участившимися военными столкновениями, повлекли за собой изменения в типах и расположении поселений. Вместо прежних открытых стоянок у воды появляются укрепленные поселения - городища, размещавшиеся на "высоких, труднодоступных берегах рек (Сатинское, Петровское и др.) или на холмах среди заболоченной поймы (Щепнловское). Естественная неприступность городищ дополнялась искусственными укреплениями в виде земляных валов (иногда с частоколом по гребню), рвов и деревянных оград. В I тыс. до н. э. среднюю полосу Восточной Европы, куда входит Тульская земля, заселяли балты. То, что в ранний железный век Верхнеокский бассейн (включающий ныне Орловскую, Калужскую, Тульскую области) был занят балтамн, подтверждается сходством культуры его населения с культурой балтов бассейна Десны и Верхнего Поднепровья, а также балтскими названиями рек.- По заключению ученых-лингвистов (В. Н. Топорова, О. Н. Трубачева) в бассейне Верхней Оки многие реки имеют балтские названия - Упа, Уперта и т. д.
Археологическое изучение поселений раннего железного века в Верхнеокском бассейне началось в конце XIX в. (под руководством Н. И. Булычева, В. А. Город-цова и др.). Профессор П. Н. Третьяков, подводя итоги всех предыдущих работ на поселениях железного века, выделил древности Верхней Оки в особую культуру, назвав ее Верхнеокской. Систематическое обследование памятников эпохи железа на Верхней Оке ведется с 50-х годов XX в.: в Калужской и Орловской областях под руководством Т. Н. Никольской, в Тульской - С. А. Изюмовой. Из древних городищ, расположенных на территории Тульской области, в настоящее время наиболее изучены два - Сатинское и Супрутское. Многолетние раскопки этих памятников, проводившиеся Тульской археологической экспедицией исторического факультета МГУ, дали разнообразные археологические материалы, позволяющие судить о характере хозяйства, культуре и быте населения не только названных городищ, но и всей Тульской земли в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. На правом берегу р. Упы, на высоком мысу, в 1,7 км к северо-востоку от деревни Сатинкн Киреевского района находилось Сатинское городище, занимавшее площадь около 3,5 тыс. м2. Его ограничивали с одной стороны р. Упа, с другой - глубокий (до 30 м) овраг и с третьей - два больших земляных вала (высотой 1,5- 1,8м), чередующихся с двумя рвами (глубиной каждый 1,2 м). В итоге раскопок, проводившихся в течение 3 лет, с 1961 по 1963 г., была вскрыта почти пятая часть площади городища. Культурный слой поселения, мощность которого местами доходила до 2 м, содержал остатки жилых и хозяйственных построек. Жилища были столбовой конструкции и располагались по краям мыса, внутри них находились открытые каменные очаги, служившие для обогрева и приготовления пищи. Полученный при раскопках вещественный материал (многочисленные предметы из глины, кости, железа, бронзы и стекла) позволил определить время существования Са-тинского городища в течение нескольких столетий - с VIII в. до н.э. и до начала I тыс. н.э. Обследованием установлено, что за это время неоднократно менялась система укреплений поселения.
На первом этапе существования городище было обнесено двумя рядами деревянных оград из вертикально поставленных столбов, которые позже, видимо, в связи с появившейся внешней опасностью, были заменены у основания мыса на более мощные земляные валы с тыном по верху, остатки которых сохранились до сих пор. Основу хозяйства обитателей Сатинского городища составляли скотоводство и земледелие, сочетавшиеся с охотой, рыбной ловлей и изготовлением из дерева, кости, металла разнообразных предметов быта. Скотоводство но своему значению занимало первое место. Жители Сатинского городища разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот и свиней. Найденные в слое костные остатки животных свидетельствуют о большом значении лошадей в жизни населения, использовавшего их в качестве тягловой силы, при охране стад, для верховой езды и в пищу. Земледелие, уступавшее первенство скотоводству, было подсечно-огневым. Выращивали ячмень и просо. При сборе урожая пользовались архаичными кремневыми сер-лами, для размола зерна применяли каменные зернотерки. Расчищая участок под посев, деревья срубали бронзовыми кельтами (вид топора), железных топоров еще не было. Охотились с помощью лука и костяных стрел на бобра, лося, медведя, куницу, зайца, в большом количестве водившихся в обширных лесах Тульской земли. Стрелы применяли разных форм и размеров, что указывает на дифференцированный характер охотничьего промысла - на пушного и на мясного зверя, на птицу. При раскопках городища найдено несколько просверленных клыков медведя, астрагалов бобра, служивших амулетами. Их носили в ожерелье или подвешивали к одежде. По убеждению древних охотников, амулеты обеспечивали удачную охоту. Рыболовство было одним из подсобных занятий. Протекавшая около городища река изобиловала рыбой, в ней водились лещ, язь, осетр, щука. Рыбу ловили сетью, на железные крючки, с помощью костяных гарпунов. Археологический материал наглядно показывает, что на Сатинском городище развивались разные домашние производства - железоделательное, бронзолитейное, косторезное и др.
Железо древние сатинцы получали из местных болотных и луговых руд. Руду сначала измельчали каменными молотами и обжигали на обычных очагах, удаляя примеси. Затем ее плавили сыродутным способом в особых горнах, снабженных воздуходувными трубками - соплами (найдены 2 сопла). Из полученного железа изготовляли путем ковки ножи, шилья, зубильца, пробойники, рыболовные крючки, пряжки, браслеты. Надо заметить, что количество железных изделий, найденных на Сатинском городище, значительно уступало числу бронзовых (бронзовых собрано 117, железных - 34). Подобное соотношение характерно для поселений раннего железного века. Бронзолитейщики, в отличие от железоделателен, работали на «привозном» сырье, поскольку не только в Тульской земле, но и во всем Верхнеокском бассейне нет залежей медной руды. Из бронзы делали орудия труда, оружие, разнообразные украшения. Бронзовые предметы, различные по назначению и внешнему оформлению, как выяснилось при их детальном изучении (изготовлены нз оловянистых бронз на медной основе), были литые и кованые, что свидетельствует о знакомстве сатинских мастеров с основными приемами обработки цветных металлов. В юго-западной части городища, на небольшом участке найдены остатки плавильного горна в виде развала нз разбитых известняковых плит и кусков глиняной обмазки, бесформенные куски угля с золой, спекшиеся при явно высокой температуре,, орудия древних литейщиков - глиняные многоканальные литейные формы, штамп для изготовления литейной формы для кельта, формы для отливки браслетов, гривен, бус, бляшек, тигли. Открытие на Сатинском городище целого комплекса предметов, связанных с обработкой цветных металлов, позволяет считать это городище уникальным поселением раннего железного века не только Тульской земли, но и всего Верхнеокского бассейна. Сатинские литейщики пользовались тремя основными способами литья - в жесткие формы (из камня), в пластичные (из глины) и по восковой модели с потерей формы. Литье по восковой модели с потерей формы применялось обычно для изготовления изделий с тонким и сложным узором (рис. 1). Чтобы отлить такой предмет, сначала готовили его модель из воска и провощенных нитей и шнуров, по которой затем делали форму, для чего восковую модель заливали жидкой глиной, проникавшей во все, даже мельчайшие углубления. Потом форму, предварительно высушив, обжигали. В процессе обжига воск, из которого была сделана модель, вытапливался, а нитки и шнуры сгорали, образуя внутри пустоту, которую и заполнял жидкий металл. Чтобы извлечь изделие форму разбивали. Литьем изготовлены бронзовые наконечники стрел, гривны, браслеты, бляхи, привески, ажурные навершия булавок. Некоторые литые предметы частично подвергались дополнительной обработке ковкой. Сатинские кузнецы, используя различные приемы ковки (свободная ковка, ковка в формах, расковка листа и чеканка) и определенный набор инструментов (зубильца, пробойники и др.), делали иглы, шилья, острия, спиральные браслеты, кольца, височные кольца, булавки, рыболовные крючки, чешуйки для панцирей.
На Сатинском городище наряду с бронзовыми и железными обнаружено большое количество костяных предметов. Скотоводство и охота обеспечивали местных косторезов необходимым сырьем (трубчатые кости, рога лося, клыки медведя и кабана). Основным орудием при изготовлении костяных изделий был нож. Из кости и рога делали наконечники стрел, гарпуны шилья, острия, манки, рукоятки ножей и кинжалов, бляхи, пряжки, амулеты. Многие костяные изделия отличались тщательностью изготовления. Рукоятки кинжалов имели грибовидные навершия, а роговые детали уздечки были украшены искусно вырезанными головками животных. В целом найденные предметы свидетельствуют о высоком мастерстве и художественном вкусе сатинскнх резчиков. Чаще всего нз земли извлекались обломки глиняной посуды, которую в каждом доме лепили по мере надобности женщины. Многие сосуды имели форму горшка с заглаженной поверхностью, украшены по венчику пальцевыми защипами, насечками, вдавлениями концом палочки, а по шейке и плечикам орнаментом, нанесенным щепочкой или палочкой. Иногда на этой посуде встречаются «жемчужный» орнамент (ряды круглых выпуклостей с внешней стороны и вдавленнй с внутренней), налепные валики с защипами, сквозные проколы. Среди гладкостенных сосудов имеются экземпляры с черно-лощеной поверхностью. Численно незначительную группу составляют горшки со своеобразной «сетчатой» поверхностью. Сатинская керамика и по формам, и по орнаментации похожа на керамику, найденную при раскопках поселений в Курской области. В то же время попадаются сосуды с признаками, характерными для скифской лесостепной керамики («жемчужный» орнамент, сквозные проколы, налепные валики с защипами, черное лощение). Кроме посуды нз глины делали подставки для очагов («рогатые» кирпичи), метательные ядра, грузики и грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, бусы, а также большой набор предметов производственного назначения - сопла, тигли, литейные формы, штампы и др. Обитатели городища, особенно женщины, носили разнообразные украшения: бронзовые серьги скифского типа, гривны, браслеты и кольца (гладкие и многовит-ковые со спиральными завитками на концах), булавки со спиральными головками и ажурнвши навершиями, бляхи (см. рис. 1), ожерелья из стеклянных и глиняных бус, раковин каури, костяных и бронзовых привесок. Бронзовые наконечники стрел, серьги скифского типа, булавки с гвоздевнднымн навершиями с Сатинского городища абсолютно тождественны изделиям со скифских памятников Среднего Приднепровья. Независимо от того были перечисленные предметы изготовлены на месте по привозным образцам или завезены на городище, их сходство со скифскими служит прямым доказательством существования культурных связей жителей Сатинского городища с населением Среднего Приднепровья. На эти же контакты указывает сходство костяных детален уздечек и керамика. Среди находок на городище имеются предметы и явно не местного изготовления (стеклянные бусы, раковины каури), наглядно подтверждающие наличие товарообмена между сатиннами и жителями юга и восточных стран (очевидно, на пушнину тульских лесов). Как говорилось выше, население оставило Сатинское городище к началу I тыс. н. э. Это переселение, видимо, было обусловлено истощением обрабатываемых участков при господствующей подсечной системе земледелия. В первые века новой эры поселений на Тульской земле стало значительно больше, увеличились они и по площади, что свидетельствует о возросшей численности населения. Развитие земледелия и увеличение его удельного веса в сельском хозяйстве привели к тому, что теперь поселения располагались уже не только на высоких мысах, но и по пологим берегам и в поймах рек. Из поселений Тульской земли I тыс. и. э. ныне известны Супрутское, Павловское, Торховское, Щепиловское городища, Ивановское, Крутицкое, Бутырское селища. Из них наиболее изучено Супрутское городище. Супрутское городище находится на правом берегу р. Упы, в 0,8 км к юго-западу от с. Супруты Щекинско-го района на высоком мысу с крутыми склонами, носящем название «Маряхин бугор». С верхней площадки мыса хорошо просматриваются окрестные дали - леса и пойменные луга. Еще в начале нашего столетия «Маряхин бугор» был у жителей села излюбленным местом для вождения весенних хороводов. В то же время он считался таинственным местом, на котором выпахивали из земли разные старинные вещи - украшения, железные наконечники стрел, серебряные монеты и др., не догадываясь, что здесь когда-то находилось древнее поселение. Городище, занимающее площадь около 5400 м2, с трех сторон ограждают два глубоких оврага и река. Четвертая сторона (у основания мыса) была укреплена огромным земляным валом (сохранился на высоту 6 м, ширина его около 22 м) и широким рвом (ширина около 20 м). Первый осмотр Супрутского городища провели во второй половине 30-х годов текущего столетия тульские краеведы M. Л. Дружинин и Г. А. Доррер. Систематические раскопки городища начались в 1955 г. и продолжались с перерывами до 1978 г. Тульской археологической экспедицией исторического факультета МГУ. В итоге многолетних работ вскрыто около 2200 м2 - более половины площади городища, обнаружены остатки жилых, хозяйственных и производственных сооружений и большое число разнообразных предметов, которые датируют городище I тыс. и. э. и, кроме того, позволяют проследить происходившую тогда в бассейне Упы смену населения. При раскопках городища были выявлены остатки двух разновременных поселений - балтекого, находившегося в нижнем горизонте культурного слоя, и вятичского - в верхнем горизонте. Балтское поселение, судя по археологическим находкам, возникло в первых веках н. э. и просуществовало до появления на городище вятичей. В начале оно было защищено деревянной оградой из вертикально поставленных столбов, возведенной у основания мыса, позже, когда обстановка изменилась и оборонительные сооружения пришлось усиливать, ограду заменили мощным земляным валом и широким рвом. По гребню вала построили деревянный тын, а по краям мыса поставили деревянную стену с земляной засыпкой. Балты жили в домах столбовой конструкции, обогреваемых открытыми каменными очагами. Археологические материалы, полученные из нижнего горизонта культурного слоя, позволяют выделить в существовании балтекого поселения два этапа. Для более раннего, первые века н. э., характерна лепная посуда с примесью известняка в глине. Сосуды с невысоким отогнутым наружу венчиком были украшены в верхней части узором из защипов и вдавлений (рис. 2). Из железа здесь найдены плоские двушипные наконечники стрел, небольшие серпы и ножи с горбатой спинкой. На втором этапе существования балтского поселения (вторая четверть и середина I тыс. н.э.) в керамическом материале Супрутского городища наряду с посудой с шероховатой поверхностью, из-за присутствия в глиняном тесте крупной примеси, появляются изделия с примесью песка и с лощеной поверхностью (горшки, миски, кружки, сковородки, пряслица). В этот период на приупских поселениях значительно увеличилось по сравнению с предыдущим количество орудий, используемых в сельском хозяйстве, они стали разнообразнее: появились более совершенные серны, железные кельты, свидетельствующие о дальнейшем развитии земледелия и возросшем его значении в хозяйстве населения этого региона. На обрабатываемых участках выращивали ячмень, просо, горох. Расположенные поблизости от них заливные луга были удобны для выпаса скота. Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства способствовало увеличению численности населения Супрутского городища, что привело к возникновению около него неукрепленного поселения - селища. Селища возникали тогда и около других городищ (Торховское, Петровское, Павловское), являвшихся убежищами. На ряде городищ Тульской земли середины I тыс. н. э. (Щепилово, Супруты и др.) обнаружены остатки железоделательного производства - сопла (Щепилово), обильные железные шлаки и разнообразные готовые железные изделия. Местные кузнецы ковали земледельческие орудия, предметы конского убора (удила, пряжки, кольца), оружие (наконечники стрел), бытовые предметы (ножи, кресала ранних форм и др.). В этот период местное население Приупья уже имело широкие внешние связи, наличие которых засвидетельствовано найденными при раскопках привозными изделиями (железные римские фибулы, прибалтийские бронзовые изделия с эмалью, среднеднепровские костяные гребни, причерноморские стеклянные изделия - бусы и часть сосудика). Как попадали сюда эти предметы, путем ли непосредственных контактов или через посредников, пока сказать трудно. В верхнем горизонте культурного слоя Супрутского городища находились остатки более позднего поселения, принадлежавшего вятичам. Оно, по археологическим данным, существовало в VIII-X вв. н. э. Русский летописец XII в., повествуя о расселении славянских племен, сообщает о появлениии вятичей в бассейне Оки («Вятько седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи»), не приводя никаких подробностей их расселения. Ограниченность сведений письменных источников придает особую ценность археологическим материалам Супрутского городища, представляющим единственный источник по истории ранних вятичей. Раскопками установлено, что появление на городище вятичей сопровождалось разрушениями и опустошительными пожарами, уничтожившими балтекие деревянные постройки и стоявший на гребне вала частокол. Остатки пожарища в виде мощных прокаленных докрасна слоев глины и песка, скоплений обугленного дерева и золы выявлены по краям мыса и в насыпи вала. Вятичи, поселившись на городище, усилили существовавшие там укрепления, значительно увеличив размеры вала и расширив ров. В верхних вятичских слоях Супрутского городища открыты остатки жилых, хозяйственных и производственных построек, многочисленные и разнообразные изделия из металла, кости, глины, стекла и камня. Эти археологические материалы позволяют охарактеризовать хозяйственную деятельность, культуру и быт древнего вятнчского населения Супрутского городища и всей Тульской земли в последней четверти I тыс. н. э. Вятичи жили малыми семьями в домах столбовой конструкции площадью от 12 до 18 м2 с открытым каменным очагом. Около жилищ находились хозяйственные ямы и постройки, где обнаружены обильные скопления обломков лепной посуды (найдены и целые сосуды) самого разного назначения - кухонная (горшки, сковороды), столовая (миски, чашечки) и хозяйственная (крупные корчаги). Встречались и гончарные сосуды, но они численно незначительны. Гончарная посуда, к производству которой вятичи приступили не ранее первой четверти X в., по форме близка лепной, но сделана из лучше приготовленной глины и украшена линейно-волнистым узором. Часть ее обожжена в специальном горне. На Супрутском городище выявлены остатки глинобитного обжигательного горна. Он был округлым в плане (1,1x0,85 м) и состоял из двух отделений - обжигательного, куда ставили сосуды, и топочного. Появление на городище гончарной посуды, обожженной в специальном горне, позволяет считать, что гончарство на Супрутском городище в первой половине 1 тыс. н. э. из домашнего производства начало превращаться в ремесленное. Кроме посуды вятичи делали из глины пряслица для веретен, грузики и грузила для рыболовных сетей, тигли, льячки, игрушки. Из вятичских находок особого внимания заслуживают сельскохозяйственные орудия, связанные с обработкой земли, уборкой урожая, размолом зерна. Набор сельскохозяйственных орудий Супрутского городища свидетельствует о значительных технических достижениях в земледелии, ставшем у вятичей в последней четверти I тыс. н. э. ведущей отраслью хозяйства. Земледелие в этот период было уже пашенное. При пахоте пользовались симметричными сошниками (рис. 3) с че-ресламн - плужными ножами. Основной тягловой силой была, несомненно, лошадь. Однако пашенное земледелие не могло вытеснить подсечное. Они сосуществовали еще в течение длительного времени, поскольку в условиях лесной местности, где расположено городище, каждый новый земельный участок перед вспашкой приходилось освобождать от леса. При этих работах употребляли топоры. Одновременно с распространением пахотных орудий усовершенствовался и другой сельскохозяйственный инвентарь: вместо прежних кельтов появились железные топоры, использовавшиеся при уборке урожая серпы ничем уже не отличались от подобных орудий XIX - начала XX в. При размоле зерна вместо зернотерок применяли каменные жернова (из песчаника и известняка). Вятичи на своих земельных участках, как и их предшественники балты, выращивали просо, ячмень, горох. Наряду с земледелием развивалось скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Присутствие среди находок значительного числа предметов упряжи и конского убора - удил, уздечных и подпружных пряжек и бляшек, стремян - указывает на большое значение лошади в жизни обитателей городища. Судя по найденным при раскопках костным остаткам, заметную роль в хозяйстве вятичей играли охота и рыболовство. Охотились в ближайших лесах на мясного и пушного зверя (лось, кабан, бобр, лиса, волк и др.). Наличие в культурном слое железных шлаков и криц наряду с обилием железных предметов различного назначения - прямое доказательство существования у вятичей железоплавильного и кузнечного производств, уже выделившихся в самостоятельные отрасли ремесла. Супрутские кузнецы ковали из железа кроме сельскохозяйственного инвентаря орудия для обработки дерева и кости: долота, резцы, стамески, напильники, сверла; орудия охоты и рыболовства - наконечники стрел, рыболовные крючки, пешни, остроги; оружие - наконечники копий и дротиков, разнообразные по форме и размерам наконечники стрел; предметы конского снаряжения. На городище развивалось и бронзолитейное производство, представленное глиняными тиглями и льячками, каменными литейными формочками, бронзовыми брусочками-заготовками, обрывками и обрезками медной проволоки и большим количеством разных предметов, преимущественно женских украшений. Местные ювелиры, работавшие на привозном сырье, употребляли в основном бронзу, реже серебро. Вятички носили богатый набор украшений из металла, стекла, кости, изготовленных местными мастерами или привезенных из далеких стран. На узком ремешке около ушей подвешивались височные кольца из бронзы или серебра. На шее носили ожерелье из стеклянных или каменных бус, раковин каури или гривны (металлические обручи с застежкой). Запястья рук украшали браслетами (рис. 4). Обособление некоторых отраслей ремесленного производства (железоплавильного, кузнечного, ювелирного, гончарного) способствовало появлению на городище внутреннего обмена, носившего натуральный характер. Одновременно развивался и внешний обмен, что подтверждается наличием среди находок привозных предметов. В их число входят поступавшие с Востока стеклянные и каменные бусы, дирхемы, раковины каури; изделия юго-восточных соседей - поясные наборы, серьги, бубенчики, глиняные сосуды; предметы из северозападных стран - бронзовые позолоченные удила, нагрудные пряжки, серебряные крученые гривны, ладьевидные браслеты и костяные односторонние гребни, прибалтийские янтарные бусы. Не местными были также весы и гирьки. Если судить по количеству привозных предметов, внешние связи вятичей были весьма оживленными. Очевидно, вятичское население Супрутского городища принимало участие в транзитной торговле между северо-западными странами и Востоком, осуществлявшейся по Балтийско-Волжскому пути. Супрутское городище прекратило свое существование во второй половине X в. н.э. В верхнем горизонте культурного слоя сохранились следы ужасной трагедии, постигшей городище в последние дни его существования и сопровождавшейся сильным пожаром. В огне сгорели деревянные постройки, погибли люди и животные. В слое пожарища обнаружены остатки 104 человеческих скелетов. Это событие, судя по археологическим материалам, произошло во второй половине X в. в. э. и его, по-видимому, следует связывать с походами киевского князя Святослава на вятичей, о которых сообщил русский летописец под 964 годом. Возможно, что перед этими событиями жители городища и спрятали свои ценности, найденные впоследствии в составе нескольких кладов. На Тульской земле кроме поселений сохранились группы курганов, представляющих остатки языческих кладбищ древних вятичей. Курганы, исследованные близ селений Западной, Доброе Суворовского района и Триз-ново Щекннского района, в основном относятся к концу I тыс. н. э. Все они располагались на сухих высоких местах. Под земляной насыпью полусферической формы диаметром от 6 до 15 м и высотой от 0,3 до 3,8 м находились остатки одного или нескольких разновременных трупосожжений, произведенных на стороне. В ряде курганов имелась погребальная камера в виде четырехугольного деревянного ящика, в других - ее не было. Остатки сожжений и погребального инвентаря, сложенные в глиняный сосуд - урну или без нее, помещали в погребальную камеру или оставляли на подготовленной заранее площадке с кольцевым ровиком. В «Повести временных лет» сохранилось красочное описание вятичского погребального обряда: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним, и посемь творяху краду велику, и възложахуть й на краду, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости, вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять Вятичи и ныне...» Итак, археологические материалы, собранные на территории Тульской области, из-за крайней скудости письменных сведений почти единственный источник по древней истории этого края. За период с неолита и до конца I тыс. н. э., т. с. до образования Русского государства, произошли значительные изменения в жизни населения Тульской земли. Каменные орудия были вытеснены металлическими, которые постепенно усовершенствовались. Технические успехи в изготовлении орудий обусловили изменения в хозяйственной деятельности населения и в социальном устройстве. Охота и рыболовство отступили на задний план, ведущими отраслями хозяйства стали скотоводство и пашенное земледелие. Некоторые домашние производства (металлообрабатывающее, кузнечное, гончарное) приобретают ремесленный характер. Появляется внутренний товарообмен, развивается внешняя торговля. Археологические материалы позволяют проследить также изменения в этническом составе населения Тульской земли и указывают на высокий уровень материальной культуры древних вятичей уже в IX-X вв. Земля вятичей. Летописные и археологические свидетельства о территории расселения союзов племен восточных славян в VIII-X вв. Вятичи — один из племенных союзов восточных славян, существовавший по официальным данным в период между 8 и 13 веками нашей эры в верхнем и среднем течении Оки. Теперь это территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей. Большинство источников сходятся в том, что название союза произошло от имени родоначальника племени — Вятко. В VIII-IX веках племена во главе со старейшиной Вятко пришли в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон. Летопись «Повесть временных лет» пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи». Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть на карте. Быт вятичей Территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история: В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы. Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин: река — источник пищи; торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам. Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном). Скрыть объявление Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде». Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д. Перстни, найденные в Воротынском селище на реке Ресса Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск. Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Свободолюбивое племя вятичей Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения. До 12 столетия в летописях не встречается упоминание их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию. 1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов «Повесть временных лет» сообщает нам о, якобы имевшем место, военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами: «Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…». На самом деле никакой войны не было, просто Святослав готовил нападение на Хазар, всю зиму тайно собирая армию из преданных племён, откуда по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!». Именно Рязанская земля стала оплотом Святославовых побед, где он заручился поддержкой Волхвов, получив от них древние Арийские знания и высшее посвящение. После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда. О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…». Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи я второе…». И тут похоже, что было не просто возмущение одних только Вятичей, но и сородичей их – Северян и Радимичей. О поражении Радимичей, в 984 году, так же есть упоминание в летописи: «Иде Володимир на Радимичи. Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ». Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…». Данные столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-либо войной Киевского князя с Вятичами, Радимичами и Северцами, а есть лишь приграничные конфликты, которые случались между соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась и уж тем более так не называлась. Понятие «Киевская Русь» родилось в научных кругах гораздо позднее, где-то в XVIII веке (благодаря «нашим немецким учёным», составлявшим историю России). Религия Вятичи были язычниками и долго сохраняли старинную веру. У вятичей главным богом был Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи особым почитанием пользовался Лель — бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земны<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|