История зарубежной литературы рубежа XIX – XX веков (1871-1917 гг.)
Вопросы к экзамену по курсу | 1. Общая характеристика литературных направлений периода рубежа веков и основные представители критического реализма, натурализма и литературы декаданса. 2. Специфика натурализма. Философско-эстетические основы, национальные представители (6р. Гонкуры, Золя, Гауптман и др.). 3. Натурализм во Франции (общая характеристика). Э.Золя – теоретик натурализма. Эстетическая программа Золя (предисловие к роману «Тереза Ракен»). 4. Э.Золя. Эпопея «Ругон-Маккары». Цикл о народе. «Западня»,»Жерминаль». 5. Э.Золя. Эпопея «Ругон-Маккары». Цикл о буржуазии. «Карьера Ругонов», "Нана", «Деньги», «Разгром». 6. Критический реализм во Франции. Мопассан - романист. Тема гибели мечты и бесцельного увядания человека в романе «Жизнь». 7. Мопассан - романист. Тема денег и морального разложения буржуа в романе «Милый друг». 8. Мопассан - новеллист. Особенности творческого пути. Цикл новелл о франко-прусской войне. Патриотическая тема и народные характеры в новеллах «Пышка», "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон", «Старуха Соваж», «Два приятеля» и др. 9. Мопассан - новеллист. Цикл новелл о жизни третьей Республики. Осуждение мира собственников и разоблачение власти денег в новеллах «Наследство», «Ожерелье», «Награжден!», «Мой дядя Жюль», «Драгоценности». 10. А.Франс и французский реализм, Общественно-политическая проблематика и художественный анализ романа-памфлета «Остров пингвинов». 11. Л.Франс. Изображение якобинской диктатуры в романе «Боги жаждут». Образ Эвариста Гамлена. 12. Символизм во Франции. Философско-эстетические основы, предшественники и основные представители (Гюисманс, Аполлинер, Малларме, Верлен, Рембо и др.). Основные принципы поэтики.
13. Поль Верлен. Особенности творческого пути. Эстетические принципы («Искусство поэзии»). Художественное своеобразие сборников «Сатурналии», «Романсы без слов», «Мудрость». 14. Артюр Рембо. Художественный мир и поэтика его стихотворений. («Спящий в долине», «Руки Жанны-Мари», «Цветной сонет/Гласные», «Пьяный корабль»). 15. Бельгийская литература 1871-1917 гг. Морис Метерлинк как создатель 16. Литература Германии 1871-1917 гг. Г.Гауптман. Периодизация творчества. Идейно-художественное своеобразие драмы «Ткачи». Специфика революционной темы, натуралистический характер подачи материала. Влияние символизма («Потонувший колокол»). 17. Генрих Манн - сатирик-реалист. Идейно-художественная специфика романов «Верноподданный» и «Учитель Гнус». Г.Манн об идеологии и системе воспитания реакционного пруссачества. 18. Жизненный и творческий путь Томаса Манна. Своеобразие разработки романа-хроники в «Будденброках». Проблематика романа. Тема упадка буржуазной семьи как деградации общества в целом. 19. Т.Манн - новеллист. Тема искусства и бюргерства в новеллах «Одинокий господин Фридеман», «Тристан», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции». 20. Аморальность насилия над личностью в новелле «Марио и волшебник». 21. Английская литература 1871-1917 гг. Эстетизм как разновидность декаданса. Особенности творческого пути О.Уайльда, главы английского эстетизма. «Портрет Дориана Грея» как декларация эстетических взглядов. Внутренняя полемика книги. 22. Критический реализм в Англии. Особенности творческого пути Дж.Голсуорси. Эпопея о Форсайтах, основные идеи и художественная специфика. Мир искусства - мир собственников в романе «Собственник». 23. Драматургия Бернарда Шоу - новый этап в развитии английской драмы. Шоу - создатель пьесы-дискуссии в цикле «Неприятные пьесы» («Дом вдовца», «Профессия миссис Уоррен»).
24. Шоу - мастер парадокса и экстраваганции в «Приятных пьесах», «Пьесах для пуритан». «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца». Статья «Квинтэссенция ибсенизма». 25. Г.Уэллс. Специфика социально-фантастических произведений. Проблематика и идейно-эстетическая значимость романов «Машина времени», «Война миров». Судьба ученого в буржуазном обществе - «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро». Уэллс и Россия («Россия во мгле»). 26. Идейно-художественная специфика утопий и антиутопий Г.Уэллса, С.Батлера, Э.Беллами. 27. Американская литература 1871-1917 гг. Общая характеристика. Основные художественные направления и их представители. 28. Особенности американской новеллистики. Специфика творчества А.Бирса, Ф.Брет Гарта, О Генри. 29. Марк Твен. Периодизация творческого пути. Твен - юморист и сатирик. Специфика национального характера простака в рассказах «Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса», «Журналистика в 30. М.Твен. Тема детского сознания и специфика социальной критики в романах «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккльберри Финна». 31. Творческий путь Д.Лондона. Циклы рассказов («Северные» и «Южные»). Д.Лондон - романист («Железная пята», «Мартин Идеи»). 32. Литература Швеции.. Специфика творчества А.Стриндберга - драматурга 33. Литература Норвегии. Творческий путь К.Гамсуна. («Голод», «Мистерии», 34. Генрих Ибсен - реформатор театра XX века. Периодизация творчества. Пьесы «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа» и становление нового драматургического языка в литературе последней трети XIX века. 35. Особенности идейно-эстетической позиции позднего Ибсена. Своеобразие символики в пьесе «Дикая утка». Преодоление ницшеанства в пьесах «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес». 36. Литература Австрии. Творчество Г. Гофмансталя. Концепция символизма и современной поэзии в эссеистике Гофмансталя. Драматургия («Смерть Тициана», «Глупец и смерть»), переработка античных трагедий («Электра», «Эдип и сфинкс»). «Имярек». «Башня» как пьеса - завещание.
37. Р.М.Рильке. Мир и человек в ранней поэзии Рильке (сборники «Часослов», «Новые стихотворения»). Новая мифология в поздней поэзии («Дуинские элегии», «Сонеты к Орфею»). Рильке и Россия. 38. Творчество Ромена Роллана. (Трагедии веры», «Драмы революции»). Роллан - прозаик. «Жан Кристоф»: «эпопея современной жизни», «роман - река». «Кола Брюньон»: бургундский характер. 39. Поэзия Эмиля Верхарна. Особенности символизма. «Прозрение» как лирическая манера. Лирический пейзаж. Урбанистические стихотворения («Города- спруты», «Мятежные силы»). Драма «Зори»: апофеоз восстания. 40. Теодор Драйзер и особенности его натурализма («Сестра Керри», «Дженни Герхард»). Неромантические элементы в «Трилогии желания». «Религии успеха» и ее жертвы в «Американской трагедии». 41. Творчество Генри Джеймса.. Художественно-эстетическая концепция (эссе «Искусство романа»). Психологический импрессионизм и символизм в романах («Дэзи Миллер», «Портрет дамы», «Крылья голубки»). 42. Творчество М. Пруста. «По направлению к Свану» - первый роман цикла «В поисках утраченного времени». Соотношение метода (символизм) и поэтики (импрессионизм). Неприятие объективной природы времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|