Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Труд кормит, а лень портит.




Урок 10. Специфика и структура аргументирующей речи

Цели:1)Сформировать представление о специфике и структуре аргументирующей речи.

2)Познакомиться с понятиями тезиса и аргументов, видами аргументов.

3) Научиться составлять схему и текст аргументирующей речи.

4) Научиться произносить речь аргументирующего характера.

 

Проверка домашнего задания.

Прослушайте 3 – 4 сообщения на выбранную тему. Оцените их по следующим критериям.

Критерии оценки (качества) Выступление 1. ____________ (имя) Выступление 2. ____________ (имя) Выступление 3. ____________ (имя) Выступление 4. ____________ (имя)
1. Содержательность          
2. Отражение содержательной стороны речи на плакате, в презентации        
3. Эстетичность наглядности        
4. Оригинальность наглядности        
5. Правильное положение в пространстве во время использования наглядности        
6.Комфортность восприятие наглядности слушателями        
7. Использование приёмов адресации        
8. Использование приёмов диалогизации        
9. Использование приёмов единения        

 

Чьё выступление понравилось больше? Почему?

Какое значение имеет использование наглядности в речи?

Задание 1.Прочитай высказываниеперсидского писателя и мыслителяСаади, жившего в XIII веке: «Ты от зверей отмечен слова даром, Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром». Что имел в виду мыслитель?

 

!!! Английский писатель и государственный деятель граф Честерфилд говорил: «Основная цель красноречия – убеждать людей». Если главной целью речи является убеждение собеседника, то она называется аргументирующей. Аргументация – это установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. Главное в аргументирующей речи – с помощью логических доводов (аргументов) убедить адресата согласиться с говорящим, его мнением, принять его точку зрения.

Особенности аргументирующей речи

• Основное содержание аргументирующей речи составляют аргументы, или доводы

• Адресат аргументирующей речи – это субъект с собственной позицией, которую он активно отстаивает, и к этому надо относиться уважительно; этим аргументация отличается от более жёстких способов воздействия на субъекта, например от приказа или угрозы.

• Аргументирующая речь всегда полемична, то есть её тема всегда спорна

• Аргументирующая речь строится по законам логики: она всегда последовательна, обстоятельна, обоснованна, непротиворечива.



Рассмотрите структуру аргументирующей речи.

Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом, но если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность).

Таким образом, в структуру аргументативной речи входят тезис, доказательства его справедливости и вывод.

Часто в речи сочетается несколько целей: убедить, воодушевить, побудить к действию, сообщить информацию. Однако в аргументирующей речи задача убеждения через воздействие на мыслительную деятельность, а не на сферу эмоций и чувств является ведущей.

Задание 2.

Перечислите жизненные ситуации, когда людям приходится прибегать к аргументации.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Сравните аргументацию и приказ. Данные занесите в таблицу.

Аспекты анализа Аргументация Приказ
Цель      
Сфера применения      
Кем является говорящий      
Кем является слушающий      
Тон речи      
Использование языковых средств    

!!! Тезис – это мысль, которую надо доказать. Приступая к аргументации, следует помнить, что тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой могут быть выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то бессмысленно доказывать её истинность.

 

Требования к формулированию тезиса
  • Тезисом может быть только спорное утверждение. Если утверждение не вызывает спора, то оно не может быть тезисом.
  • Тезис должен быть истинным.
  • Выражается тезис в виде утвердительного предложения. Формулировка должна быть чёткой и точной.
  • Понятия, входящие в формулировку тезиса, должны толковаться говорящим и слушателями одинаково. Следует определиться в понятиях.
  • На протяжении всей аргументации тезис должен быть неизменным. Нельзя допускать подмены тезиса.
  • Тезис должен быть доказуемым.

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

 

Требования, предъявляемые к аргументам
  • Аргументов должно быть не меньше, но и не больше, чем нужно для доказательства тезиса
  • Аргументы должны быть истинными.
  • Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво.
  • Аргументы объединяются в систему
 

Работа над доводами состоит из нескольких этапов. Во-первых, следует сформулировать два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. Во-вторых, надо подобрать к ним иллюстрации – конкретные примеры, наглядно иллюстрирующие аргумент. Например:

 

Тезис: Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира
Довод 1: Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и вторить, он красив. Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Довод 2: Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота. Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости. Довод 3: Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем
Иллюстрация 1: Героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина Иллюстрация 2: Примеры из жизни известных актрис, которые, не обладая внешними данными, отвечающими принятым представлениям о красоте, добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Барбара Стрейзанд) Иллюстрация 3: Примеры из жизни великих людей, родных и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми

 

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства читателя (проверяющего).

 

Аргументы
Логические Психологические
Влияют на разум, убеждают через сферу рационального: - факты, не вызывающие сомнения; - выводы науки (в том числе и научные аксиомы); - статистические данные; - законы природы; - положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов; - данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др. Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального: - личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего; - статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции; - ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); - примеры, вызывающие эмоции; - показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис; - цитаты; - прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

 

Задание 4.

Оцените структуру аргументативного текста В.Бурлака

 

Говорят, у каждого возраста свой любимый цвет, звук, запах… У каждого возраста свой взгляд на лес, и этот взгляд меняется с годами. В детстве мы ищем в лесных зарослях сказку. Ждём: вдруг из чащи покажется медведь и заговорит человеческим голосом, выскочит Иван-Царевич на Сером волке, засвистит Соловей-разбойник, заулюлюкает Леший, вылетит в своей ступе Баба Яга. Ищем сказку, а встречаем обыкновенных дятлов, синиц, белок, сорок. Но от этого не исчезает очарование леса. Где же быть сказке, как не в тёмных чащах? И детское воображение наделяет всех птиц и зверей сказочными свойствами. Может, сорок прислала Баба Яга? Дятел подаёт сигналы Ивану-Царевичу? А белки собирают орешки для русалок? В юности мы хорошо знаем, что белки собирают орешки для себя, а дятел ищет насекомых. Другие загадки, другие тайны волнуют в юности. Чья песня доносится из чащи? Кто оставил след у родника? Что за дальним сосновым бором, за безымянным озером?.. Тысячи вопросов – и большинство из них остаётся без ответа. Порой мы не только любуемся лесом. Возникает потребительское к нему отношение: поймать, подстрелить, вывезти, найти, сорвать… Всё чаще я стал ощущать боль леса. Почему меня волнует судьба птиц и зверей, борьба растений с камнями, жёлтых листьев с ветром? Есть такое состояние: ничего не болит, а больно. А, может, эта боль за людей? У каждого возраста свой взгляд на лес. Как мне хочется снова увидеть его глазами своего детства!

Какой тезис доказывает автор?

Какие приводит доводы?

Отметьте на полях тезис, доводы, вывод.

Задание 5.

Прочитайте текст Ольги Серебряковой. Какую цель ставит перед собой автор? Является ли речь автора аргументирующей? Можно ли данную аргументацию назвать эффективной?

«В толпе исчезает ощущение личной свободы...» – слова эти принадлежат Солженицыну, но их мог бы сказать и любой другой человек, ощущающий себя Личностью, дорожащий своей нравственной и физической свободой, потому что каждая личность, часто почти инстинктивно чувствует опасность, исходящую от толпы.

Толпа страшна для мыслящего человека; страшно выступить против нее, но не менее страшно быть поглощенным ею, самому стать человеком толпы. В чем же заключается зло толпы?

Толпа – это не обязательно реальная масса людей, потерявших контроль над собой и опасных только физически. Эта толпа – лишь грубая сила, легко управляемая, быстро меняющая свои настроения и обычно трусящая перед большей силой. Такая толпа – постоянная героиня тех страниц истории, которые называют «смутными временами». Но редко такая толпа творит историю, она скорее учиняет беспорядки.

Историю творит гораздо более обширная толпа – пассивная, которая в решающие моменты жизни государства складывает с себя всякую ответственность за его судьбу и идет туда, куда ей укажут. Страшно для государства, если его народ превращается в толпу.

Сознание толпы незаметно проникает в мысли человека, человек перестает мыслить о себе «я», он начинает мыслить категориями «мы», «нас». И тогда, даже если он в данный момент совершенно один, он неминуемо оказывается в толпе.

Толпа всегда несет зло, потому что в ее основе уже зло – обезличивание человека. А все остальные злодеяния – от сплетен до кровавых переворотов – только последствия этого главного зла.

В толпе много стихийного: агрессивная, как разлившаяся река, она уничтожает все на своем пути; равнодушная, она засасывает, как болото.

Думается, тактику своих взаимоотношений с толпой каждый должен обдумывать самостоятельно. Одно несомненно: нужно всегда бороться со всяким проявлением «сознания толпы» в себе. И еще одно: как будущие учителя, мы должны уметь увидеть личность в наших учениках, даже если им самим нравится чувствовать себя толпой. Мы должны вызвать у личности желание на самом деле быть личностью, ведь нам самим работать с личностями будет значительно интереснее.

Составьте схему текста.

Тема ________________________________________________________________________

Тезис_________________________________________________________________________

Аргумент 1___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 2___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 3___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 6.

Прочитайте изречение Бернарда Шоу. Согласны ли вы с ним? Сформулируйте 3 аргумента в защиту своей позиции.

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами!

Моя позиция _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 1___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 2___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 3___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 7.

Прочитайте фрагмент сочинения-рассуждения ученика. Соблюдаются ли в ходе аргументации этические нормы?

В нашей стране богатых не любят: им завидуют, их ненавидят, заискивают перед ними, но все равно не любят. Мой жизненный опыт позволяет судить о том, что богатый человек в Америке – это пример для подражания и объект восхищения многих, а в России это тот, кого не любят и считают вором и аферистом. Но всё равно сегодня в нашей стране подрастающее поколение мечтает стать богаче.

Постараюсь доказать своё мнение. Без сомнения, наши люди, выросшие из советской системы, где все были приблизительно равны, видевшие нищету 90-х, только-только получившие возможность заглянуть в мир больших финансовых возможностей, с недоверием смотрят на тех, кто вдруг из общества таких же советских служащих смог перейти в категорию олигархов. Даже само слово «олигарх» воспринимается как синоним слова «мошенник». «Такие состояния, конечно, невозможно нажить честным путём» – так думают наши соотечественники. Однако никто из них не отказался бы стать таким же! Так считают все мои друзья. В молодёжной среде только и разговоров, что о бабках.

Мне кажется, что ненависть к богатым в нашей стране возникает из-за зависти. Люди забыли, что нельзя желать того, что принадлежит ближнему. И все надеются поймать птицу счастья, которую они представляют с долларами вместо перьев: девушки – выйти замуж за богатого, юноши – сделать головокружительную карьеру или жениться на дочке олигарха. И мы скоро станем такими же, как глупые американцы: героями нашими тоже будут дядюшка Скрудж и мусорщик, сделавший состояние на пластиковых бутылках.

 

Какие советы вы дали бы автору сочинения? Помогите ему исправить текст: устранить случаи нарушения этических норм, улучшить последовательность изложения.

Задание 8.

Определите, какие из предложений могут выступать в роли тезиса.

Каким будет лето 2018 года?

Можно ли проводить предвыборную кампанию без социологических исследований?

В марте 2008 года в России были выборы Президента.

Школа должна воспитывать патриота.

Существительное «Суздаль» женского рода.

Формальная логика в своём законе противоречия имеет дело с логическими противоречиями, когда мысль неадекватно отображает мир, в результате чего в сознании человека возникают надуманные словесные противоречия.

Молодёжь определяет будущее России.

Познакомьтесь с политической платформой партии.

 

Задание 9.

Прочитайте отрывки из защитительных речей Ф.Н. Плевако. Вычлените аргументы. К каким видам: логическим или психологическим – они относятся?

1) ...На мимолетных, плохо вяжущихся между собой впечатлениях урядников и полиции построили тяжелое обвинение. Не верьте ему, господа судьи! Но подстрекатели были. Я нашел их и с головой выдаю вашему правосудию: они – подстрекатели, они – зачинщики, они – причина всех причин...Бедность, безысходная бедность, <...> бесправие, беззастенчивая эксплуатация, всех и все доведшая до разорения,вот они, подстрекатели!

2) Вечный визг махового колеса, адский шум машин <...>, около которых ютятся как мало значащие винтики рабочие люди... Машина блестит чистотой и изяществом своих частей, и только они, заменимые в случае порчи, винтики, чужды любви и внимания. Это ли условие подъема личности? Выйдем из фабрики...Кое-где виднеется церковь, одна-две школы, а ближе и дальше — десятки кабаков и притонов разгула. Это ли здоровое условие нравственного роста? Есть кое-где шкаф с книгами, а фабрика окружена десятками подвалов с хмельным, все заботы утоляющим вином. Это ли классический путь к душевному оздоровлению рабочего <. . >? Пожалеем его.

 

Как во втором отрывке автор создаёт эффект присутствия слушателей в описываемом месте?

 

Задание 10.

Подберите по три аргумента к следующим тезисам:

Труд кормит, а лень портит.

Аргумент 1___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 2___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аргумент 3___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.