Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врачебно-сестринские формирования

ЗАНЯТИЕ № 16

Тема 12.3. Организация работы медицинских формирований и учреждений здравоохранения при возникновении чрезвычайных ситуаций

Вступление.

В последние годы, как и во всем мире, так и у нас в Республике имеется тенден­ция роста числа чрезвычайных ситуаций. Особенно увеличилось число бедствий, связанных с деятельностью человека. На территории РБ находятся около 190 хозяйственных объек­тов с запасами АХОВ, столько же с запасами горючего сырья, 18 крупных предприятий газового хозяйства. В соседних республиках имеется 4 АЭС (Чернобыльская, Ровенская, Смоленская, Игналинская). В областях нашей Республики имеется 65 промышленных предприятий, использующих такие радиоак­тивные материалы, которые в случае аварии, могут потребовать участия медицин­ских лечебно-профилактических учреждений в ликвидации их последствий.

Природные и техногенные катастрофы всегда влекут за собой массовые поражения большого количества людей, что выходит за рамки возможностей медицинской службы.

Главная задача в борьбе со стихийными бедствиями и катастрофами – это предотвращение или сведение к минимуму людских потерь и числа пострадавших.

При всех видах ЧС и катастроф организация медицинской помощи будет начинаться с оказания первой медицинской помощи, дополняться доврачебной и первой врачебной. Объем медицинской помощи на первом этапе в зависимости от вида катастрофы, действующих поражающих факторов будет незначительно отличаться.

Сегодня мы рассмотрим вопросы планирования и организации работы медицинских формирований и ЛПУ в ЧС.

Планирование и организация оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

В решении задач защиты, сохранения жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет четко организованное медицинское обеспечение при возникновении катастроф природного и техногенного характера.

Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС представляет совокупность мероприятий по охране здоровья населения и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в очагах катастроф, на маршрутах и этапах эвакуации населения и районах его расселения (отселения), по своевременному оказанию экстренной медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации и лечению с целью уменьшения случаев летальности, инвалидизации и восстановлению трудоспособности. Медико-санитарное обеспечение населения в ЧС включает в себя лечебно-эвакуационные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые службой медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС.

В системе лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривается оказание первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение пораженных и больных в зависимости от вида и масштаба ЧС, характера медико-тактической обстановки, наличия и состояния готовности сил и средство службы медицины катастроф.

Санитарно-гигиенические мероприятия проводятся в зоне ЧС, на путях и этапах медицинской эвакуации пораженных и больных, в районах расселения людей, эвакуируемых из очагов катастроф, и должны обеспечивать санитарно-гигиеническое благополучие при организации питания, водоснабжения, размещения, труда и отдыха персонала, занятого на спасательных работах при ликвидации последствий в ЧС, а также населения, пораженных и больных.

Противоэпидемические мероприятия проводятся с целью предупреждения возникновения эпидемических очагов, а при их возникновении - локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний.

Планирование лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий осуществляется путем обработки согласованного с соответствующими ведомствами органами здравоохранения и службами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций документа-плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Основным принципом планирования медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях является преемственность на всех уровнях. А также единое понимание организации и тактики проведения лечебно-эвакуационных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф, вспышек массовых инфекционных заболеваний.

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отражает содержание и объем проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных городов и районов и является исходным документом для определения потребностей и финансирования, медицинского снабжения, материально-технического и транспортного обеспечения планируемых мероприятий.

Цели планирования:

· повышение оперативной готовности службы медицины катастроф;

· наиболее рациональное распределение и использование кадров медицинских работников и организация их целевой подготовки к выполнению функциональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций;

· обоснованное с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка медицинских формирований, коечной сети в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении ЧС;

· организация управления силами и средствами службы медицины катастроф на основе разработанного плана медико-санитарного обеспечения населения и с учетом конкретной обстановки при возникновении ЧС.

Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является задание и приказ вышестоящего органа управления здравоохранения по подчиненности. Задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств службы медицины катастроф, и выдается в письменной форме за подписью должностного лица, уполномоченного на его выдачу.

В приказе на организацию планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется состав группы разработчиков и сроки разработки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в него соответствующих корректив.

План отрабатывается в 3-х экземплярах, которые хранятся: первый экземпляр - в органе управления здравоохранения административной территории (УЗО), второй - в территориальном центре медицины катастроф, третий - в ЛПУ.

Структура и содержание плана

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС отрабатывается на карте с приложением пояснительной записки и карт организации медико-санитарного обеспечения по каждой наиболее вероятной чрезвычайной ситуации (землетрясения, химической аварии, радиационной аварии и др.) На карту могут наноситься другие данные, отражающие особенности данной территории, службы медицины катастроф.

В пояснительной записке отражаются:

Выводы из прогнозируемой медико-тактической обстановки, возможные санитарные потери населения, выход из строя медицинских учреждений, потери медицинского персонала, влияние обстановки на организацию медико-санитарного обеспечения населения.

Краткая характеристика органов и учреждений здравоохранения территориального и ведомственного подчинения, являющихся базой создания службы медицины катастроф. Дислокация органов и учреждений здравоохранения, в том числе и ведомственного подчинения.

Задачи службы медицины катастроф с учетом прогнозируемой обстановки и имеющихся возможностей по созданию ее сил и средств.

Силы (формирования, учреждения, подразделения) службы медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения с указанием сроков приведения их в готовность.

Организация снабжения созданных формирований и медицинских учреждений (коечной сети) медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, кровью и ее препаратами.

Организация транспортного обеспечения формирований и учреждений службы медицины катастроф, в соответствии с проводимыми службой мероприятиями.

Организация защиты персонала службы медицины катастроф от воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций. При планировании (в зависимости от прогнозируемой медико-тактической обстановки) эвакуации лечебно-профилактических учреждений отрабатывается расчет транспорта для их эвакуации.

Организация материально-технического, продовольственного снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий (с указанием порядка технического обслуживания транспорта, снабжения горюче-смазочными материалами, продовольственными товарами и водой, средствами связи, вещевым и другим имуществом).

Организация взаимодействия территориальной службы медицины катастроф с органами управления, учреждениями и формированиями здравоохранения ведомственного подчинения, имеющимися в границах территории, с силами гражданской обороны объектов.

Организация управления силами и средствами службы медицины катастроф с указанием органов управления, сроков приведения их в готовность, порядка представления донесений.

План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях подписывается руководителем центра медицины катастроф, согласовывается с заинтересованными органами управления ведомств, участвующих в ликвидации ЧС, и утверждается руководителем органа управления территориального здравоохранения.

На организацию системы ЛЭО влияют следующие основные условия:

· вид ката­строфы;

· размеры очага поражения;

· количество пораженных;

· характер патологии;

· степень выхода из строя сил и средств здравоохранения в зоне катастрофы;

· состояние материально-технического оснащения СМК;

· уровень подготовки кадров;

· наличие на местности опасных поражающих факторов (РВ, СДЯВ, пожаров) и др.

Потребность в госпитализации пораженных с механической травмой составит до 35%,а с ожоговой - до 97%. При катастрофах 20% поступает на 2-й этап медицинской эвакуации в состоянии шока.

В квалифицированной и специализированной медицинской помощи на втором этапе эвакуации 25-30% пораженных будет нуждаться в неотложных по жизненным показаниям лечебно-профилактических мероприятиях.

Для 65-70% пострадавших с механической травмой и ожогами и до 80% терапев­тического профиля квалифицированная медицинская помощь является завершаю­щим видом.

На втором этапе медицинской эвакуации в лечебных учреждениях, расположенных за пределами очагов катастроф (с учетом вероятной структуры санитарных потерь) в специализированной медицинской помощи и лечении до полного исхода будут нуждаться следующие категории пораженных:

с повреждениями органов головы, шеи, позвоночника и периферических нерв­ных стволов;

с механическими повреждениями опорно-двигательного аппарата;

с повреждениями органов груди, живота и таза;

с ожогами кожных покровов;

с лучевой болезнью, с отравлениями (АХОВ) и бактериальными токсинами;

инфекционные больные, в том числе с особо опасными инфекциями;

с расстройствами психической деятельности и др.

Таким образом, четко организованное медицинское обеспечение согласно разработанному плану позволяет решать задачи по защите, сохранению жизни и здоровья населению при возникновении катастроф природного и техногенного характера.

 

2. Организация работы медицинских формирований службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Организация работы бригад скорой помощи в очаге поражения. Традиционно бригады службы скорой помощи являются медицинскими работниками первого контакта в чрезвычайных ситуациях и в подавляющем большинстве случаев, первыми обеспечивают оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему населению, так как первый телефонный звонок свидетелей ЧС "103".

После срабатывания системы оповещения, дополнительно подключаются другие министерства и ведомства, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС - МЧС, МВД, медицинские формирования гражданской обороны, министерства обороны и т.д. При ЧС природного и техногенного характера меняется вся система организации помощи, возникают новые задачи, от которых зависит эффективность экстренной медицинской помощи пострадавшему населению. Оптимальным организационным вариантом оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, является соблюдение правила "золотого часа".

Прежде всего, меняется организация непосредственной работы бригад СМП, по принципу "бригада-контингент пострадавших", а не "врач-пациент". Возникает необходимость взаимодействия СМП с другими подразделениями здравоохранения и привлечения всего резерва служб спасения. Перераспределение ресурсов играет немаловажную роль при несоответствии между повседневным наличием и возникающей в них потребностью при чрезвычайных ситуациях. Алгоритм организационных мероприятий в первые минуты, после произошедшей ЧС, поможет бригадам СМП принять наиболее оптимальное решение на первом этапе спасения массового количества пострадавших.

Диспетчерская служба по приему и передаче визитов, немедленно связывает старшего врача смены с лицом, сообщившим о ЧС. Устанавливается достоверность информации, причина, характер и размеры чрезвычайной ситуации. Особое внимание необходимо уделить точному адресу и номеру телефона, по которому поступило сообщение и по которому в настоящее время поддерживается связь.

Старший врач смены связывается с главным врачом станции СМП, определяет, в его отсутствие, количество выездных бригад, необходимых для каждой конкретной ситуации.

Примерные нормативы количества бригад:

· количество пострадавших 3 человека: 2 бригады (1 БИТ);

· от 3 до 5 пострадавших: 3 бригады (1 БИТ);

· 6-10 пострадавших: на каждых 5 человек 3 бригады;

· свыше 50 пострадавших: на каждых 10 человек 5 бригад.

Диспетчерская служба может направить на место ЧС любую свободную бригаду, находящуюся в данный момент времени в непосредственной близости от очага поражения, к примеру, линейную бригаду, возвращающуюся из стационара после госпитализации пациента. Ресурсы бригады могут быть ограничены (медикаменты, расходное имущество частично использованы при обслуживании визита). Диспетчер конкретизирует задачи для данной бригады и сообщает врачу о дополнительном выделении второй бригады, которая направляется из центра (станции, подстанции СМП). Вторая бригада (БИТ) укомплектовывается дополнительным имуществом:

· укладка для массовой травмы,

· носилки санитарные для размещения пострадавших на период ожидания эвакуации,

· запас воды и расходного имущества.

В случае массовых отравлений (химические, пищевые), острых заболеваний вышеприведенные нормативы сохраняются, при условии обязательного использования соответствующих специализированных бригад и бригад интенсивной терапии. При поступлении сигнала о крупном пожаре и отсутствии данных о количестве пострадавших, целесообразно выделение 2 бригад и врача линейного контроля. После уточнения данных о ЧС и направления к очагу поражения проинформированных о необходимости персональной защиты бригад, старший врач смены немедленно оповещает о случившемся главного врача СМП.

Вступает в действие система оповещения других лиц в соответствии с планом взаимодействия. По плану предварительной готовности на место ЧС выезжает бригада линейного контроля с задачей оценки медицинской обстановки, координацией действий работающих бригад СМП и дополнительной информацией в вышестоящие органы управления здравоохранением, через диспетчерскую службу.

Диспетчер СМП предупреждает ответственных дежурных врачей стационаров и отдел госпитализации, о примерном количестве и профиле пораженных, направляемых для экстренной госпитализации. Ведет учет пострадавших в соответствии с докладами бригад.

Отдел госпитализации на основании имеющихся данных о свободном коечном фонде в больницах и специализированных центрах вносит коррективы в процесс эвакуации пострадавших из зоны бедствия:

· Определяет профиль стационаров.

· Регулирует равномерное поступление пострадавших в ЛПУ.

· Подключает специализированные центры к лечебно-эвакуационному обеспечению пострадавшего населения.

· Конкретизирует пути подвоза ресурсов и эвакуации пострадавших для бригад СМП, как на участке от очага поражения до стационара, так и при доставке непосредственно в стационар (раздельные потоки носилочных и ходячих в разные корпуса конкретного ЛПУ).

Руководство работой бригад СМП на месте ЧС берет на себя врач, первым прибывший к очагу поражения. До прибытия дополнительных сил, немедленно начинает проведение медицинской сортировки пострадавших с одновременным оказанием экстренной медицинской помощи по жизненным показаниям.

Первоочередные мероприятия:

· Личная безопасность!

· Уточнить задачи фельдшеру и водителю-санитару.

· Визуальное определение безопасной границы очага поражения.

· Доложить диспетчеру о прибытии к месту ЧС.

· Определяет место развертывания пункта сбора пораженных (ПСП) и сортировочной площадки в непосредственной близости от очага поражения, исключая воздействие поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших.

· Определяет место стоянки транспорта СМП.

· Проводит в минимальном объеме медицинскую разведку для ориентировочного определения количества санитарных потерь и основного характера повреждений.

· Привлекает дополнительные ресурсы (не пострадавшее население, свидетели ЧС, водители личного транспорта):

o для выноса пострадавших из очага поражения на ПСП,

o удаления пострадавших, находящихся в опасной близости к объектам с угрозой взрыва, пожара, воспламенения, затопления, обрушения и т.п,.

o оцепление места работы бригад на ПСП.

o временное оцепление места трагедии.

Фельдшер линейной бригады в это же время готовит имущество к работе, а укладки и аппаратуру к применению на пункте сбора пораженных.

Водитель-санитар проверяет и поддерживает связь с центром, готовит документы для регистрации пострадавших (именные списки, первичные медицинские карты). Кроме того:

· в темное время суток осветить фарами (фароискателем) пункт сбора пораженных и включить свет в салоне,

· в холодное время включить отопитель салона,

· открыть дверь салона, подготовить к применению носилки, запас воды, комплект транспортных шин,

· в дальнейшем выполнять функции регистратора.

При поступлении на ПСП первых пораженных бригада работает одной командой:

· Проводит медицинскую сортировку, с одновременным оказанием медицинской помощи по жизненным показаниям.

· Поддерживает связь с диспетчерской службой станции СМП, через водителя - санитара.

· Вступает в контакт с руководителями других прибывающих спасательных служб.

· После дополнительного прибытия бригад скорой помощи, определяет и контролирует порядок работы выездных бригад на месте ЧС и подготовку к эвакуации пострадавших в стабильном состоянии.

· Остается на месте ЧС до полного окончания спасательных работ, с периодическим докладом через водителя, координатору СМП, или до прибытия врача линейного контроля (бригады экстренного реагирования ТЦМК).

При всех видах работ постоянно помнить о личной безопасности и безопасности подчиненного медицинского персонала.

В пункте сбора пострадавших врач первой бригады является старшим по ПСП, организует работу, руководит действиями медицинского персонала по оказанию неотложной помощи, проводит медицинскую сортировку, определяет очередность эвакуации в приемные отделения, в соответствии с информацией отдела госпитализации.

Медицинская сортировка пострадавших на месте ЧС проводится по признакам:

- опасности для окружающих (психиатрический профиль, токсические соединения, радиационное загрязнение, биологическая угроза),

- срокам оказания медицинской помощи,

- очередности и характеру эвакуации.

Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим проводится одновременно с медицинской сортировкой. Объем медицинской помощи в зависимости от количества пораженных поступающих на ПСП. При массовом потоке пострадавших проводить толькомероприятия первой очереди:

1. Остановка кровотечения.

2. Восстановление проходимости дыхательных путей.

3. Сердечно-легочная реанимация.

4. Наложение герметичной повязки при открытом пневмотораксе.

5. Правильная укладка пораженных на местности.

Мероприятия второй очереди. При уменьшении потока пострадавших проводятся: анальгезия, отсечение конечности на кожном лоскуте, асептические повязки на рану или ожоговую поверхность, инфузионная терапия, кислород и закись азота по показаниям.

Эвакуацию пострадавших организуют через оперативный отдел центра СМП и проводить силами прибывающих бригад скорой помощи.

Прибывающие бригады оказывают медицинскую помощьв предусмотренном объеме согласно распоряжениям старшего врача (сортировочным маркам, надписям цветными маркерами). После оказания помощи и стабилизации состояния пострадавших, бригады обязаны доложить старшему врачу ПСП. Убытие бригад в стационар только по разрешению старшего врача ПСП. Старший врач может оставить часть персонала бригад, оборудование, оснащение, медикаменты и расходное имущество для оказания медицинской помощи другим пораженным на ПСП.

По прибытии врача специализированной бригады (назначенного старшим) врач первой бригады передает ему управление и руководство, докладывает о проведенных мероприятиях и поступает в его распоряжение.

Врачебно-сестринские формирования

Возможности скорой медицинской помощи в крупных очагах ограничены и бы­стро иссякают и поэтому предусмотрена возможность усиления станций скорой по­мощи за счет создания первичных высокомобильных бригад экстренной медицин­ской помощи (врачебно-сестринских). Врачебно-сестринские бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений: больниц, медико-санитарных частей, поликлиник, диспансеров, санаториев. Основное назначение этих бригад в ЧС - усиление бригад СМП в районе бедствия с целью оказания своевременной и эффек­тивной первой врачебной помощи пострадавшим и проведение медицинской эва­куации по назначению. В состав бригады входят: врач, 2 медицинские сестры и 2 санитара. За 6 часов работы в очаге катастрофы они должны оказать ЭМП 50 по­страдавшим.

В условиях чрезвычайных ситуаций, применение и четкая работа врачебно-сестринских бригад (ВСБ), значительно влияет на эффективность оказания своевременной неотложной медицинской помощи массовому количеству пострадавших. Бригады формируются объектами здравоохранения в соответствии с планом-заданием комитета (управления) по здравоохранению, из числа штатных сотрудников. Главным врачам целесообразно перед подписанием приказа о создании ВСБ, подбирать персонал, руководствуясь принципами слаженности, коллективизма и совместимости создаваемого формирования.

Медицинские сестры в условиях ЧС в полной мере разделяют с врачами трудности полевой работы, ответственность за жизнь пострадавших. На их плечи ложится и дополнительная нагрузка. Они оперативно готовят укладки, инструменты, осуществляют подготовку операционной и перевязочной к работе, ведут медицинскую документацию. Все это должно быть выполнено четко и профессионально, несмотря на физическую усталость, напряженный режим работы, непривычность ситуации. Помимо этого медсестры успевают еще подбодрить пострадавших, обустроить временное жилье, приготовить пищу и найти добрые слова, как для пациентов, так и для измотанных коллег.

По мере необходимости врачебно-сестринские бригады могут быть объединены в медицинский отряд (МО).

Медицинский отряд (МО) является формированием повышенной готовности предназначенной для организации и оказания экстренной медицинской помощи (первой врачебной), организации медицинской сортировки и эвакуации пострадав­ших в ЛПУ в ЧС мирного и военного времени.

Медицинский отряд создается в мирное время на основании решения Мин­здрава республики.

При возникновении ЧС оповещение, сбор и приведение в готовность отряда осуществляется по указанию руководителя учреждения-формирователя на основа­нии решения территориального органа здравоохранения или выше стоящих органов управления здравоохранением. Готовность к работе в очаге 2-3 часа. Эффектив­ность использования отряда зависит от готовности его функционировать автономно и побригадно, от быстрого выдвижения и прибытия в район стихийных бедствий.

Медицинский отряд при определенной ситуации может стать единственный подвижным формированием, способным быстро выдвинуться в район (очаг) катаст­рофы, взять на себя всю тяжесть оказания первой врачебной помощи пострадавше­му населению. Первая врачебная помощь относится к категории догоспитальных видов медицинской помощи и направлена, прежде всего, на спасение жизни и обес­печение транспортабельности пораженных.

Оснащение МО всеми видами имущества и транспортом на военное время осуществляется поставщиками по заявкам территориальных органов здравоохране­ния согласно утвержденному табелю военного времени. Имущество и техника хра­нятся на медицинских складах баз спецмедснабжения областных управлений здра­воохранения.

Для перевозки медицинского имущества и личного состава отряда приписывается к отряду один автобус и одна бортовая машина. Средства индивидуальной защиты выдаются личному составу отряда в мо­мент выезда в заданный район.

Продолжительность работы 1 смены отряда - 12 часов. За это время отряд оказывает первую врачебную помощь 300 пострадавшим

В состав МО входит (69 чел., из них 10 врачей, 43 человека среднего и младшего медицинского персонала):

управление;

сортировочно-эвакуационная бригада;

токсико-терапевтическая бригада;

педиатрическая бригада;

отделение медицинской разведки;

материально-техническое отделение,

аптека.

Республиканский центр экстренной медицинской помощипредназначен для ока­зания квалифицированной и специализированной медицинской помощи массовому потоку пораженных, а также осуществления организационно-методической, консуль­тативной и научной работы, подготовки кадров в областных центрах.

В областных центрах на базе областных больниц или больниц скорой медицин­ской помощи создаются аналогичные центры. Они являются филиалами Республи­канского центра, поддерживают с ним постоянную связь и по специальным вопро­сам выполняют его распоряжения.

Каждый центр экстренной медицинской помощи имеет собственную клиническую базу.

Специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБ ПГ) формируются на базе республиканских, областных, городских многопрофильных или специализированных лечебных учреждений, а также клиник и специализированных центров. Они предназначены для усиления лечебно-профилактических учреждений, оказывающих квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим вне зоны катастрофы.

СЭМП формирует следующие СМБ ПГ: травматологические, ожоговые, нейро­хирургические, общехирургические, анестезиолого-реанимационные, токсико-терапевтические, психиатрические и др. Бригады оснащены необходимым имуще­ством (имущество в укладках), обеспечены медицинским транспортом и способны через 4-6 часов после ЧС приступить к оказанию квалифицированной медицинской помощи. В состав бригады входят 2-5 врачей, 2-6 м/с.

СМБ ПГ предназначены для:

1) организации и оказания экстренной специализированной стационарной меди­цинской помощи населению и их лечения в экстремальных условиях мирного и во­енного времени.

2) оказания консультативно-методической помощи специалистам других отде­лений по тактике лечения пострадавших с соответствующей патологией.

В состав службы экстренной медицинской помощи включены санитарно-эпидемиологические учреждения.

Для проведения в районе бедствия санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий создаются:

Группы эпидемиологической разведки в составе 2 чел (фельдшер эпиде­миолог, водитель - санитар).

Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) предназначены для организа­ции и проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиче­скому обеспечению населения в условиях ЧС. Они создаются на базе областных, городских и районных центров гигиены и эпидемиологии и представляют собой средство усиления существующих на местах низовых структур санитарной службы. В состав входят управление, противоэпидемическая, санитарно-токсикологическая, радиологическая, дезинфекционные специализированные бригады. Численность отряда 42 чел (врачей–12, помощников санитарных врачей-3, лаборантов- 6, дезин-фекторов-6, санитаров-3, прочих-12).

Республиканская санитарно-профилактическая бригада на базе республиканского центра гигиены и эпидемиологии. Бригада проводит оперативные мероприятия в учреждениях в целях поддержания трудоспособности населения, оказавшегося в районе ЧС, сохранения его здоровья и обеспечения санитарного бла­гополучия. Срок готовности бригады 3 часа.

Республиканская оперативная противоэпидемическая бригада, созданная на базе Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, которая предназначена для оперативного изучения и оценки эпидемической обстановки, организации и обеспечения противоэпидемических мероприятий в очаге катастрофы или бедствия. Срок готовности бригады 2 часа.

Дополнительные медицинские формирования:

Группы специализированной медицинской помощи созданы на базе военных госпиталей для усиления лечебных учреждений. Они оказывают квалифицирован­ную и специализированную медицинскую помощь (20 человек за 12 часов).

Команды спасателей формируются на базе отдельных воинских частей, со­единений. Они предназначены для спасательных работ в очаге, за 6 часов могут ока­зать первую медицинскую помощь примерно 500 пострадавшим.

Пожарные и аварийно-восстановительные поезда формирует Белорусская же­лезная дорога с целью ликвидации последствий железнодорожных катастроф. В РБ имеется 23 пожарных и 14 аварийно-восстановительных поездов.

Специализированные отряды военизированной пожарной охраны (Республи­канский специализированный отряд военизированной пожарной охраны МЧС РБ и др.) формирует МЧС для работы в очаге ЧС. Они проводят первоочередные аварий­ные и пожарно-спасательные работы.

Специализированные формирования потенциально-опасных объектов народного хозяй­ства различных министерств и ведомств (газоспасательные отряды химически опасных объек­тов, горноспасательный отряд ПО «Беларуськалий» и др.) также предназначены для проведения работ по ликвидации последствий ЧС различного характера в пределах своего объекта, а при необходимости - на других объектах.

К специальным медицинским формированиям, которые планируются к развертыванию в системе здравоохранения в военное время в соответствии с мобилизационным заданием от­носятся медицинские отряды гражданской обороны (МО), многопрофильные больницы, спе­циализированные койки для Министерства обороны и санитарно-эпидемиологические отря­ды.

Таким образом, работа медицинского персонала в условиях чрезвычайных ситуаций имеет свои медицинские, организационные, правовые, этические, психологические особенности, знание которых может обеспечить эффективность работы и спасти максимальное количество жизней.

3. Организация работы учрежде­ний здравоохранения в случае массового поступления пострадавших

Работа лечебно-профилактического учреждения в чрезвычайных ситуациях организуется в соответствии с планом КЧС (комиссии по ЧС) объекта. Ее успех зависит от полноты разработанного в плане перечня мероприятий на этот пери­од и его выполнения в соответствии с календарным планом. Работа учрежде­ния организуется в определенной последовательности. При угрозе или воз­никшем стихийном бедствии или технологической катастрофе вводится в дей­ствие план оповещения руководящего состава, персонала больницы и больных о бедствии. Ставятся в известность вышестоящие органы здравоохранения и гражданской обороны. Организуется работа штаба ГО объекта. Ставятся кон­кретные задачи подчиненным. Приводятся в готовность к выдвижению бригады экстренной специализированной медицинской помощи и другие формирования (сбор персонала, получение медицинского имущества и т.п.).

Выставляется пост наблюдения радиационной и химической разведки. Ор­ганизуется разведка и наблюдение на объекте.

Устанавливаются сигналы оповещения (звуковые, световые и др.). Устанав­ливается на улице и внутри помещений пикетаж с указанием направления по­тока движения пораженных.

Приводятся в готовность средства индивидуальной и коллективной защиты персонала и больных стационара и принимаются меры к их накоплению. По­вышаются защитные свойства зданий больницы (оконных проемов, дверей и т. п.).

Уточняются списки больных, которые могут быть выписаны на амбулаторно-поликлиническое лечение. Принимаются меры к увеличению коечной емко­сти больницы для пораженных не только за счет выписываемых больных, но и использования дополнительных площадей ординаторских, коридоров и т. п. Нежелательно планировать совместное размещение находящихся стационар­ных больных, особенно гнойных отделений, с поступающими из зоны катаст­рофы.

Принимаются меры по подготовке всех основных лечебных отделений и, в част­ности, приемного отделения к приему массового поступления пострадавших. Уве­личивается численность персонала приемного отделения. Проверяется наличие и знание ими инструкции по приему и сортировке возможного профиля пораженных, наличие резерва средств оказания неотложной медицинской помощи при механиче­ской, ожоговой, радиационной травме и при поражении АХОВ, готовность санитар­ного пропускника к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья.

Для проведения сортировки создаются сортировочные бригады не только из ме­дицинского персонала приемного, но и других отделений. Проводится тренировка бригад по приему и сортировке пораженных. Устанавливается порядок связи с ле­чебными отделениями и доставки в них пострадавших.

Проверяется умение сотрудников пользоваться дозиметром и другой аппарату­рой, сортировочными и регистрационными документами при приеме пораженных.

При недостаточном количестве носилок для размещения пораженных заготавли­вается подстилочный материал (матрацы, солома, сено, закрыв их полотняным и другим материалом).

Больница должна быть готова к приему и оказанию неотложной помощи любому профилю пораженных с последующей перепрофилизацией по основному для нее профилю. А при усилении ее бригадами специализированной медицинской помощи расширяется перечень профильных лечебных отделений.

В операционно-перевязочном отделении, в отделении реанимации и интенсив­ной терапии принимаются меры к увеличению коечной емкости и их пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...