Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кафедра истории И. Культурологии. Гсэ. Р. 01 история Башкортостана.   оглавление. Введение




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  

                                                               

                                                                      

 

 

Кафедра истории и

культурологии

 

ГСЭ. Р. 01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА

 

Практикум

 

 

Направление подготовки 080504 Государственное и муниципальное управление

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

                                                    Уфа 2011

УДК 94 (470. 57)

ББК 63. 3 (2 Рос. Баш)

М 54

 

  Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 1 от 29 августа 2011 г. )

 

Составитель: д. и. н., доцент Зиязетдинов Р. М., к. и. н., доцент Зарипова Р. К.

Рецензент: к. п. н. Хасанов З. М.

 

  Ответственный за выпуск: к. и. н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С. А.

 

 

                                                     Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Планы практических занятий…………………………………………………..

    Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края……………………………………………………………………………….

    Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер. половина ХV веков)... ………………………………………….

    Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России………

    Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв. )……………………………………………………………

    Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке……………………………………

    Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков…………………………………………………………………..

    Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии…………………………………………………………..

    Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР…

    Тема 9. Башкортостан в довоенные годы………………………………..

    Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны……….

    Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы. ……………………………

    Тема 12. Современный Башкортостан…………………………………..

Примерная тематика вопросов для зачета…………………………….

Библиографический список …………………………………. ………………….

 

Введение

Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности.

Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 54 часа (28 часов лекций, 26 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края.

Семинарские занятия – одна из важных форм учебного процесса по курсу «История Башкортостана». На семинары выносятся узловые, наиболее сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Концентрируется внимание студентов на критических рубежах и проблемах, которые вызывают острые дискуссии и сегодня. Практические занятия по истории родного края призваны развивать навыки учебной работы студентов с учебной и научной литературой (конспектирование, составление докладов и пр. )

По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия.

Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.

 

                        1 Древнейшее население Южного Урала

и этногенез народов края (2 часа)

(тема 1)

 

1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала.

2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов.

3) Древняя культура народов края: устное народное творчество, быт и материальная культура.

 

Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры.

            2 Арабские путешественники о древних башкирах.

 

Библиографический список

 

1 Айдаров С. С., Аксенова Н. Д. Великие булгары. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. – 63 с.

2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк. энциклопедия, 1996. – С. 29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638.

3 Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С. 3-10.

4 Бикбулатов Н. В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк. энциклопедия», 2002. - 248 с.

5 Иванов В. А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с.

6 Ляхницкий Ю. С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с.

7 Мифтахов З. З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч. 1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч. 2 (1225-1552 гг. ). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с.

8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с.

9 Русские/Отв. ред. В. А. Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с.

10 Славяне и их соседи. Вып. 10. – М.: Наука, 2001. – 238 с.

11 Спящая Л. Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с.

12 Тагиров И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 311 с.

13 Яминов А. Ф., Минеева И. Н., Яминова С. А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с.

14 Янгузин Р. З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С. 132-147.

15 Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.

 

1. 1 Содержание первого вопроса

 

1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера?

2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры.

3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан?

4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края.

5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?

 

1. 2 Содержание второго вопроса

 

1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»?

2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале?

3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь».

4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары».

5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши».

6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов.

7) Что Вы знаете о происхождении других народов края?

8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.

 

Задания для СРС (20 ч. ):

1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке.

2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др.

3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир».

4. Выполните тесты:

1) Самый древний археологический памятник на Урале:

а) городище Аркаим

б) стоянка Капова пещера

в) стоянка Урта-Тубе

 

2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены:

а) 40 тыс. лет до н. э.

б) 10-8 тыс. лет до н. э.

в) 14-12 тыс. лет до н. э.

 

 

3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя:

а) земледелие, огородничество

б) кочевое скотоводство, бортничество

в) ремесло, охота

 

4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае:

а) мавзолей у д. Нижние Термы

б) мавзолей Хусейн бека

в) соборная мечеть в Уфе

 

5) Этноним «гунны» связан с:

а) Тюркским каганатом

б) хазарским каганатом

в) эпохой «великого переселения народов»

 

6) К иранской группе языков относится язык:

а) половцев, печенегов

б) сарматов, саков, скифов

в) болгар

 

7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась:

а) Гардарикой

б) Тюркским каганатом

в) Дешт-и-Кипчак

 

8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались:

а) летовка

б) ареал

в) тебеневка

 

9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался:

а) тамга

б) оран

в) шежере

 

10) Космогонические представления башкир:

а) предшествовали принятию ими ислама

б) доказывали их атеизм

в) говорили об их упорстве в язычестве

 

5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...