Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Социальный скрининг поколения обучающихся Красногорского муниципального района»




Опыт организации работы по превентивной и отдаленной профилактике деструктивных форм поведения несовершеннолетних в системе образования Красногорского муниципального района

В системе образования Красногорского муниципального района реализуется комплекс мер по психолого-медико-социальному сопровождению несовершеннолетних. Во всех образовательных организациях Красногорского муниципального района сформированы социально-психологические службы ОУ, основными целями и задачами которых являются

Механизм реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Социальный скрининг поколения обучающихся Красногорского муниципального района»

Изучение проблемы возникновения и существования девиантного поведения у детей и подростков доказывает необходимость раннего выявления детей разных категорий риска с целью обеспечения своевременной профилактики и коррекции поведенческих нарушений, гармонизации детско-родительких взаимоотношений и, как следствие вышеперечисленного, уменьшение численности детей с проблемами в развитии.

Теоретический анализ психологической и социально-педагогической литературы указывает на необходимость своевременного выявления детей и подростков с чертами поведенческих расстройств и оказание им комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в процессе их социализации.

Создание районной программы «Социальный скрининг поколения обучающихся Красногорского района» на территории Красногорского района вызвано непрекращающимся ростом наркотизации и алкоголизации школьников, ростом числа детей, имеющих соматическую и психическую патологию, учащихся с чертами девиантного поведения, социально-уязвимых семей, а также снижением роли социальных институтов в воспитании подрастающего поколения.

Нижеописанный механизм реализации районной программы «Социальный скриниг поколения обучающихся Красногорского района» позволяет оценивать и простраивать систему социально-педагогической, психологической и просветительской работы таким образом, чтобы в каждом образовательном учреждении, которое задействовано в исследовании, выстраивалась система комплексных мер по противодействию возрастания специфических факторов социального риска среди обучающихся образовательного учреждения.

Программа является многоступенчатой:

Ø первым звеном в идентификации факторов социального риска среди несовершеннолетних является классный руководитель, который в процессе работы с коллективом обучающихся и родительской общественностью определяет основные факторы социального риска в своем классном коллективе;

Ø предварительная работа классного руководителя позволяет социальному педагогу и педагогу-психологу по итогам анализа предоставленных классным руководителем документов выявить детей и семей «группы риска», которые нуждаются в оказании социально-педагогической и психологической помощи и коррекции. В свою очередь дополнительную ценность на этом этапе представляет сам анализ изменения социальной обстановки в классе, параллели, звене и в образовательном учреждении. Ежегодный мониторинг факторов социального риска позволяет оценивать динамику изменения социальной обстановки в образовательном учреждении, но и косвенно указывает на качество реализуемых программ по индивидуальному сопровождению. По итогам совместной работы педагога-психолога и социального педагога составляется аналитический отчет;

Ø работа по составлению аналитического отчета по району позволяет отследить динамику изменения социальной обстановки не только в рамках образовательного учреждения, но и на территории Красногорского муниципального района в целом.

Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что реализация такой многоступенчатой системы ранней идентификации позволяет оценивать не только качество оказываемой помощи, но и проводить работу по индивидуальному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей и семей особых категорий риска; позволяет предложить систему районных профилактических и просветительских мероприятий, направленных на противодействие возрастающему фактору социального неблагополучия в целом.

 

Технологии педагогической профилактики девиантного поведения подростков

в зависимости от семейной ситуации жизнедеятельности в условиях ППМС центра.

 

Актуальность проблемы совершенствования технологий педагогической профилактики девиантного поведения подростков обусловлена тем, что в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают все более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений, усиливаются негативные последствия асоциального поведения как для самих подростков, так и всего общества. В профилактической работе с такими детьми имеет место противоречие между её целями, содержанием, формами, методами и недостаточным учетом педагогами характера микросоциального окружения подростка, сложившихся типов семейных отношений и семейного воспитания.

Модернизация системы общего образования, переход на обучение в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами второго поколения, являющихся отражением социального заказа, с учетом требований к образованию, предъявляемых семьей, обществом и государством, основанных на компетентностной основе, повышение роли социально-психологической службы образовательного учреждения в работе с подростками, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении, указывает на необходимость более пристального изучения особенностей профилактики девиантного поведения подростков, расширение диапазона форм и методов отдаленной и превентивной профилактики вышеуказанной проблемы.

Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризируется постоянством и нежелательным динамизмом: в сферу антиобщественной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неуклонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изучение девиантного поведения подростков в российском обществе, также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм поведения; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов девиантного поведения; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолетних правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста отклонений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальной напряженности и численности подростков с признаками девиантного поведения.

В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится не только сдерживание роста подростковой девиации, но и повышение эффективности превентивных и отдаленных технологий выявления и профилактики деструктивных форм поведения у подростков. Вызывают оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиантности, обусловленной микросоциальным окружением, семьей, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового педагогического дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирующемся обществе.

В связи с этим считаем, что назрела необходимость более пристального научного изучения проблемы формирования и существования деструктивных форм поведения с целью обоснования новых концептуально обоснованных методов комплексной психолого-медико-социальной профилактики девиантного поведения у подростков.

Среди традиционных причин девиантного поведения педагогике и психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Х. Ремшмидт и др.), в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дальто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон и др.); членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых молодежных группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин).

В на­стоя­щее вре­мя в со­цио­ло­гии де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния сло­жи­лись оп­ре­де­лен­ные ис­сле­до­ва­тель­ские на­прав­ле­ния: ме­то­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы эм­пи­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния (О.М. Мас­ло­ва, М.Е. Позд­ня­ко­ва, Г.Г. Та­та­ро­ва); об­щая тео­рия де­ви­ант­но­сти и со­ци­аль­но­го кон­тро­ля (Я.И. Ги­лин­ский, Т.В. Шипунова); кри­ми­но­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния (Д.М. Ов­сян­ни­ков, А.М. Ша­ри­пов); ген­дер­ные ас­пек­ты про­блем де­виа­ции (Л. Аль­перн, И.И. Шу­ры­ги­на); про­бле­мы нар­ко­тиз­ма в мо­ло­деж­ной сре­де (Ю.Ю. Ком­лев, А.Л. Са­ла­га­ев); де­ви­ан­то­ген­ный по­тен­ци­ал цен­но­ст­но-ми­ро­воз­зрен­че­ских ус­та­но­вок раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп в со­вре­мен­ной Рос­сии (А.В. Мар­кин, Т.А. Ха­гу­ров); гра­ж­дан­ские и го­су­дар­ст­вен­ные под­хо­ды к ле­га­ли­за­ции про­сти­ту­ции (Б.Ф. Ка­ла­чев); ал­ко­голь­ная си­туа­ция в Рос­сии: тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы (Г.Г. Заи­гра­ев, Б.М. Ле­вин); стиг­ма­ти­за­ция и про­бле­мы де­ви­ант­но­сти (Т.П. Ли­пай); изу­че­ние си­туа­ции по­треб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ в со­вре­мен­ной Рос­сии (А.А. Арефь­е­ва, С.А. Бы­ков, К.В. Вы­шин­ский, Л.А. Жу­рав­ле­ва, В.В. Кир­жа­но­ва, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Ле­ви­ны, М.Е. Позд­ня­ко­ва, Г.И. Пет­ра­ко­ва, В.А. По­по­ва, Ю.В. Окунь­ков, Ф.Э. Ше­ре­ги)[1].

Раз­лич­ные ас­пек­ты со­ци­аль­но-про­фи­лак­ти­че­ской дея­тель­но­сти в мо­ло­деж­ной и под­ро­ст­ко­вой сре­де ос­ве­ща­лись в тру­дах оте­че­ст­вен­ных пе­да­го­гов: М.А. Але­ма­ски­на, Ш.А. Амо­на­шви­ли, С.А. Бе­ли­че­вой, К.Н. Вейнт­це­ля, Я.Л. Ко­ло­мин­ско­го, А.И. Ко­че­то­ва, А.С. Ма­ка­рен­ко, А.В. Пет­ров­ско­го, В.А. Су­хо­млин­ско­го, С.Т. Шац­ко­го и дру­гих ис­сле­до­ва­те­лей. Ряд ав­то­ров по­свя­ти­ли свои ра­бо­ты ро­ли до­су­га в про­фи­лак­ти­че­ской ра­бо­те с деть­ми, под­ро­ст­ка­ми и юно­ше­ст­вом: Е.Н. Еро­шен­ков, С.Н. Икон­ни­ко­ва, М. Ка­план, Д.Р. Кел­ли, Р. Кра­ус, В.Т. Ли­сов­ский, В.А. Су­хо­млин­ский, Э.В. Со­ко­лов, А.А. Сука­ло, В.Е. Трио­дин, Д.И. Фельд­штейн, Г.И. Фро­ло­ва и др. Соз­да­ны пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ские кон­цеп­ции ра­бо­ты с под­ро­ст­ка­ми «груп­пы рис­ка» - В.Н. Бар­су­ков, Т.А. Бон­до­рен­ко, В.Н. Ир­хин, Н.С. Ку­рек и др.

Не­смот­ря на бес­спор­ную зна­чи­мость этих ис­сле­до­ва­ний, можно отметить недостаточную разработанность проблемы особенностей профилактики девиантного поведения подростков в зависимости от семейной ситуации с учетом раннего выявления факторов микросоциального неблагополучия и применения технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения процесса социализации подростков с чертами девиантного поведения в условиях образовательных учреждений общего образования и специализированных ППМС центрах.

Изучение проблемы девиантного поведения показывает, что данное поведение детерминировано рядом взаимосвязанных факторов, к которым относятся биологические и индивидуальные психологические особенности личности подростка, влияние микросоциального окружения, СМИ, влияние стиля детско-родительских отношений и др. В связи с этим педагогическая профилактика девиантного поведения до настоящего времени представляется достаточно трудным процессом.

Таким образом, девиантное поведение подростка следует расценивать как дисгармоничный вариант онтогенеза, при котором нарушается процесс усвоения социальных и правовых норм, как результат деструктивной детерминации индивидуальных черт личности и десоциализирующего влияния микросоциального окружения.

Практика показывает, что профилактика девиантного поведения должна учитывать систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом, при этом условиями успешной профилактической работы считаются следующие:

- комплексность;

- последовательность;

- дифференцированность;

- своевременность.

Основа успешной профилактики девиантного поведения заложена в следующих принципах:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Профилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем. Например Е.В. Змановская выделяет следующие формы профилактической работы[2]:

1. Организация социальной среды (формирование представлений о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций).

2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов).

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги, ролевые игры, диспуты и др.).

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

5. Формирование ценностей здорового образа жизни. Расширение представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом).

6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

Рассматривая проблему педагогической профилактики девиантного поведения стоит отметить, что она не является новой для системы педагогических знаний. Различные модели педагогической профилактики реализуются во многих странах мира – Великобритании, Венгрии, Германии, Франции, США, Испании, Болгарии и др[3],[4]. Различные аспекты теории предупреждения отклоняющегося поведения учащихся средствами школьного воспитания активно развивались советскими учеными-педагогами и юристами М.А. Алемаскиным, В.Г.Баженовым, А.С.Белкиным, Г.П.Давыдовым, А.И.Долговой, Ю.В. Гербеевым, Л.М. Зюбиным, Д.В.Колесовым, С.В.Максимовым, Э.Б.Мельниковой, Г.М. Миньковским, И.А.Невским, А.Ф.Никитиным, В.М.Обуховым, А.А. Остапцом-Свешниковым, А.Г.Хрипковой и другими.

Высокую значимость в ракурсе рассматриваемой проблемы профилактики девиантного поведения представляют труды Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В работах Л.С. Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным источником развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Л.С. Выготский ввел термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Следует подчеркнуть, что педагогическая профилактика девиантного поведения должна не только осуществляться с учетом социальной среды, но и учитывать социальную ситуацию развития, с опорой на зону ближайшего развития подростка.

Таким образом, проблема педагогической профилактики девиантного поведения рассматриваются в рамках ряда наук – педагогике, психологии, социологии, медицины, философии, праве, культурологии. Однако большинство авторов преимущественно монополярны в изучении данной проблематики и ограничиваются рамками одного подхода. Вместе с тем, теоретические особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков в зависимости от семейной ситуации требуют дальнейшего целенаправленного исследования и обоснования концептуальных основ профилактики с учетом деятельностного подхода к профилактике, особенностей семейных взаимоотношений, влияния микросоциального окружения на социализацию современных подростков.

Е.А. Личко отмечает - семья инициирует не только проблему девиантного поведения, но и создает условия для формирования акцентуаций характера у несовершеннолетних. При этом акцентуацию характера он определяет как чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с нормой.

Тип акцентуации определяет многое, в т.ч. особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин), отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке профилактических и реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для рекомендаций в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для социальной адаптации.

Рассматривая проблему девиантного поведения, следует отметить, что инициация черт девиантного поведения подростковосуществляется также посредством реализациидеструктивных моделей воспитания подростков. В современной литературе описаны следующие модели деструктивного воспитания:

1. Гипопротекция, достигающая степени безнадзорности.

2. “Потворствующая” гипопротекция является результатом предоставления подростку заботиться о своем поведении самому, выгораживая его при проступках и правонарушениях.

3. Синдром гиперопеки или “тепличного воспитания”.

4. Воспитание ребенка, как “кумира семьи”.

5. Эмоциональная холодность в отношениях с ребенком, достигающая степени отвержения.

6. Жесткое отношение к ребенку и подростку.

7. Условия повышенной моральной ответственности.

8. Воспитание в условиях культа болезней.

 

 

МОУ ППМС центр «Созвездие» открыт в соответствии с решением Совета депутатов Красногорского района №584/9 от 29.09.2005г. и постановления Главы Красногорского района №3501/12 от 14.12.2005г. За период с 01.09.2006г. Специалисты ППМС центра «Созвездие» осуществляют коррекционно-диагностическую работу с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, подростками с чертами девиантного поведения и несовершеннолетним из социально-уязвимых семей. Педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в зависимости от семейной ситуации жизнедеятельности в условиях ППМС центра «Созвездие» осуществляется с использованием технологий превентивной и отдаленной профилактики. С этой целью в МОУ ППМС центре «Созвездие» созданы 2 отделения (школьное и коррекционное):

Коррекционное отделение оказывает комплексную коррекционно-развивающую помощь детям и подросткам от 0 до 18 лет включительно и работает в режиме амбулаторного приема. Ежегодно центр первично принимает свыше 2000несовершеннолетних

 

1. О структуре службы:

педагоги-психологи МОУ – 26чел.

педагоги-психологи МДОУ – 20 чел.

социальные педагоги МОУ – 26чел.

учителя-логопеды МДОУ - 73,5 (логогруппы-35 логопункты -38,5)

воспитатели логопедических групп – 70чел.

учителя-дефектологи ППМС – 6чел.

учителя-логопеды ППМС- 6чел.

педагоги-психологи ППМС-11чел.

социальные педагоги ППМС – 7чел.

учителя нач. классов школьного отделения МОУ ППМС центра «Созвездие» - 7чел.

воспитатели ГПД школьного отделения МОУ ППМС центра «Созвездие» - 7чел.

учителя-дефектологи МСКОУ – 2,5ст.

учителя-логопеды МСКОУ – 2,5ст.

воспитатели МСКОУ – 5чел.

учителя нач. классов МСКОУ – 4чел.

Таким образом, в системе образования общее количество специалистов, занимающихся вопросами комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – 273,5ставок.

2. Структура пространства:

МСКОУ – 101 воспитанник и обучающийся

ППМС школьное отделение – 105 обучающихся

МОУ гимназия №5 – 29 чел.

МОУ «Центр образования» - 12чел.

Индивидуальное (надомное) обучение – 169чел.

Семейное обучение – 44 чел.

Специализированные логогруппы и логопункты МДОУ – 1485 воспитанников

Охвачено КРО – 1945 детей.

(Соотношение 1 специалист на 7 обучающихся и воспитанников)

Коррекционно-развивающая работа в коррекционном отделении МОУ ППМС центра «Созвездие» по итогам 2009-2010 учебного года:

№ п/п Наименование ОУ Значение параметра
2009-2010 2009-2010
абс. абс. абс. %
1. МОУ Красногорского муниципального района   35,9%   18,65%
2. МДОУ Красногорского муниципального района   47,5%   71,15%
3. Другие ОУ   5,7%   2,65%
4. Неорганизованные несовершеннолетние   9%   7%
5. Комплексное психолого-педагогическое обследование для оформления опеки и попечительства       2,3%
6. Комплексное психолого-педагогическое обследование по запросу Красногорской городской прокуратуры       0,2%
7. Комплексное психолого-педагогическое обследование по запросу Красногорского городского суда       0,7%
  ИТОГО:   100%   100%

 

№ п/п Вид запроса Количество обращений %
1. Прохождение МПМПК   0,52%
2. Готовность к школе   12,61%
3. Проблемы в поведении   11,57%
4. Проблемы с вниманием и наруш. регул. функций   1,43%
5. ПТСР   0,91%
6. Динамическое обследование   2,21%
7. Судебные иски   1,69%
8. Логопедические проблемы   9,49%
9. Проблемы в обучении   11,57%
10. Эмоционально-личностные проблемы   5,2%
11. Внутрисемейные конфликты   2,34%
12. Сопровождение детей со сложной структурой дефекта   3,77%
13. Межличностные проблемы   0,78%
14. Профориентация   0,52%
15. Акт. уровень развития реб./ определение образ. маршрута   5,33%
16. Попытка суицида   0,26%
17. Страхи, тревожность   1,56%
18. Агрессивность   0,65%
19. Психосоматика   1,04%
20. Сопровождение по решению МПМПК   1,04%
21. Проблемы в адаптации   1,69%
22. Воровство   0,39%
23. Интернет-зависимость   0,13%
24. Комплексное психолого-педагогическое обследование по запросу (Отдел опеки и попечительства Министерства образования московской области по Красногорскому муниципальному району)   17,94%
25. Комплексное психолого-педагогическое обследование по запросу (Красногорская городская прокуратура)   1,56%
26. Комплексное психолого-педагогическое обследование по запросу (Красногорский городской суд)   5,46%
27. Обратная связь по результатам коррекционно-развивающих занятий   0,39%
28. Коммуникативные трудности   0,39%
29. Гиперактивность   0,26%
30. Направление КДН и ЗП   0,26%
31. Запрос прокуратуры   0,26%
32. Оформление в детский сад   0,13%
  Всего:   100%
Вид приёма Количество часов %
Первичный приём родителей   13,59%
Первичный приём детей   12,93%
Повторный приём родителей   0,63%
Повторный приём детей   13,59%
Обратная связь   8,49%
Консультативный приём   3,09%
Динамический приём родителей   1,83%
Динамический приём детей   2,43%
Динамический повторный приём детей   1,59%
Индивидуальное коррекционное занятие   37,68%
Групповое коррекционное занятие   3,63%
Взаимопосещение   0,42%
Комплексное обследование по запросу отдела опеки и попечительства, Красногорского городского суда, Красногорской городской прокуратуры   5,76%
Консилиум   2,07%
Всего:   100%
Подразделение Общее количество часов %
педагоги-психологи   54,9%%
учителя-логопеды и учителя-дефектологи   45,1%
ИТОГО   100%

 

Отдел диагностической и коррекционной работы:

а. служба педагогов-психологов

психолого-педагогическая помощь оказывается специалистами по следующим направлениям:

Ø помощь подросткам в профессиональной ориентации и

профессиональном самоопределении;

Ø организация диагностического обследования детей и

подростков, имеющих проблемы в развитии, черты

девиантного и деликвентного поведения, признаки социальной

дезадаптации;

Ø организация индивидуальной и групповой психокоррекционной

работы;

Ø коррекция детско-родительских отношений, профилактика

семейного неблагополучия;

Ø оказание психологической помощи детям и подросткам,

находящимся в трудной жизненной ситуации.

б. с лужба социальных педагогов

социально-педагогическая помощь оказывается специалистами по следующим направлениям:

Ø помощь учащимся с деструктивными формами поведения;

Ø организация социально-педагогической поддержки учащихся, в отношении которых установлен постинтернатный патронат;

Ø реализация районной программы «Социальный скрининг

поколения обучающихся Красногорского района» и

совместно со службой педагогов-психологов, районной

программы «Комплексное социально-психологическое

сопровождение учебно-воспитательного процесса в

образовательных учреждениях Красногорского

муниципального района» и районной целевой программы

«Профилактика наркомании и токсикомании на территории

Красногорского муниципального района Московской

области»

в. Дефектолого-логопедическая служба

Дефектологическая и логопедическая помощь оказывается специалистами по следующим направлениям:

Ø диагностическое обследование учащихся из образовательных

учреждений Красногорского муниципального района, где нет

педагогов-логопедов;

Ø организация индивидуальной и групповой коррекции

нарушений устной и письменной речи у детей и подростков,

имеющих логопедические нарушения;

Ø методическая помощь педагогам начальных классов по

внедрению приемов логоритмики и логопрофилактики для

детей и подростков, имеющих логопедические нарушения;

Ø просветительская работа для родителей (законных

представителей) и педагогической общественности.

г. служба педагогов-организаторов

Педагогическая поддержка учащихся, родителей и педагогической общественности по следующим направлениям:

Ø организация просветительских лекций, семинаров,

мастер-классов, тренингов, деловых игр, школьных

конференций по пропаганде здорового образа жизни и

профилактика зависимости несовершеннолетних от ПАВ;

Ø организация досуговой занятости учащихся посредством

вовлечения в деятельности дворовых команд по футболу;

Ø формирование школьных и районного волонтерских

движений учащихся по пропаганде ЗОЖ и зависимости

несовершеннолетних от ПАВ с использованием мультимедийных технологий

Отдел научно-методической работы

Главной задачей отдела является совершенствование системы социально-педагогической и психолого—педагогической работы в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района, развитие теоретически обоснованного и практически направленного комплексного подхода к решению проблемы успешной социализации и адаптации учащихся.

Для решения вышеуказанной проблемы МОУ ППМС центр «Созвездие» заключил договор с НОУ ВПО «РосНОУ» о взаимном сотрудничестве в вопросе научно-методического сопровождения работы экспериментальной пилотной площадки на 2006-2010 г.г. Реализация программных мероприятий позволит создать модель профилактики и коррекции девиантного и деликвентного поведения у детей и подростков на основе комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

ž В целях улучшения качества социально-педагогической и психологической помощи, оказываемой обучающимся образовательных учреждений Красногорского муниципального района в центре, планируется:

ž Активизация деятельности интернет-ресурса центра (интерактивное общение с учащимися, имеющими проблемы в развитии, оказание кризисной психологической помощи, создание информационной методической базы).

ž Дальнейшее совершенствование системы ранней идентификации факторов социального риска, среди несовершеннолетних, дальнейшая реализация районной программы «Социальный скрининг поколения обучающихся Красногорского района» и экспериментальная апробация компьютерной программы по статистическому учету детей и семей «группы риска».

ž Работа по совершенствованию системы социально-педагогической и психологической работы с учащимися образовательных учреждений, создание службы практической психологии и социальной педагогики Красногорского муниципального района, совершенствование существующей нормативно-правовой документации и создание единого профилактического и коррекционного пространства для обучающихся и семей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Реализация районной программы комплексного социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Красногорского муниципального района.

ž Организация деятельности Родительского клуба и Педагогической гостиной на базе образовательных учреждений Красногорского муниципального района силами специалистов ППМС центра по вопросам воспитания и обучения детей.

ž Апробация тестовых диагностических и коррекционных методик в ходе реализации районной программы научно-методического сопровождения работы экспериментальной пилотной площадки по теме: «Модель профилактики и коррекции девиантного и деликвентного поведения у детей и подростков на основе комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения на 2006-2010 г.г.» на базах МОУ гимназия №5, МОУ гимназия №7, МОУ СОШ №10 с УИОП.

ž Работа по формированию школьных и районного волонтерских движений учащихся за здоровый образ жизни, использование в профилактической работе информационных технологий, создание и демонстрация видеоматериалов профилактической направленности при участии детей-волонтеров, создание комплексной сетевой системы профилактики вредных привычек в образовательных учреждениях района и организация соревнований дворовых команд по мини-футболу (совместно с комитетом по физической культуре и спорту администрации Красногорского муниципального района).

ž Работа над созданием единого перечня диагностических и коррекционных методик по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений Красногорского муниципального района.

ž Организация досуговой занятости детей посредством создания лагеря социально-психологической реабилитации и коррекции девиантного и противоправного поведения.

ž Создание профильной карты Красногорского муниципального района и центров профориентации и профессионального самоопределения на базах образовательных учреждений Красногорского муниципального района силами социальных педагогов, педагогов-психологов ОУ и специалистов ППМС центра «Созвездие». Создание плана проведения профориентационной работы с вовлечением в профориентационную работу средних специальных учебных заведений, филиалов и представительств высших учебных заведений с целью знакомства детей и подростков с миром профессий и целенаправленной подготовки их к выбору будущей профессии с учетом своих индивидуальных особенностей и спросом рынка труда на предприятиях и в учреждениях Красногорского муниципального района.

ž Расширение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений Красногорского муниципального района. Открытие специальных (коррекционных) классов VII вида для детей с задержкой психического развития.

 

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Красногорского муниципального района.

2. Управление образования администрации Красногорского муниципального района.

3. Управление социальной поддержки администрации Красногорского муниципального района

4. Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Красногорскому муниципальному району

5. ГОУ МО «Красногорский реабилитационный центр»

6. УФСКН России по Московской об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...