Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения «Концепции защиты населения Республики Беларусь при радиационных авариях на АЭС».




 

В целях исключения массовых радиационных потерь и переоблучения населения, рабочих и служащих сверх установленных доз их действия в условиях радиоактивного заражения строго регла­ментируются и подчиняются режиму радиационной защиты. Режимы радиационной защиты – это порядок действия людей, применения средств и способов защиты в зонах радио­активного заражения, предусматривающий максимальное умень­шение возможных доз облучения. Соблюдение режимов радиационной защиты исключает радиационные поражения и облучение людей сверх установленных доз облучения.

Для предупреждения и уменьшения возможного облучения людей в результате аварии на РОО должен быть предусмотрен особый комплекс мероприятии по защите персонала и населения от радиоактивного воздействия:

• создание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО);

• создание локальной системы оповещения персонала и населения в 30-км зоне;

• первоначальное строительство и готовность защитных сооружений в радиусе 30 км вокруг АЭС;

• определение перечня населенных пунктов и численности проживающего в них населения, подлежащего защите на месте или эвакуации (отселению) из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения;

• создание запасов медикаментов (препаратов стабильного йода), средств индивидуальной защиты и других средств, необходимых для за­щиты населения и его жизнеобеспечения;

• разработка оптимальных режимов поведения населения и подготов­ку (обучение) его к действиям во время аварии;

• создание па АЭС специальных формирований;

• прогнозирование возможной радиационной обстановки;

• организация радиационной разведки;

• регулярное проведение учений на АЭС и прилегающей территории.

 

28 мая 1993 года согласована Национальной комиссией по радиацион­ной защите, одобрена коллегией Министерства здравоохранения и утвержде­на Главным государственным санитарным врачом Концепции защиты на ­селения Республики Беларусь при радиационных авариях па АЭС

Ее цель – обоснование защитных мероприятий, предотвращающих возникновение детерминистских эффектов (острая лучевая болезнь, луче­вой гипотиреоз, лучевая катаракта и др.), а также ограничивающих риск стохастических эффектов (онкологические заболевания и генетические по­следствия).

Концепция содержит основные принципы защиты населения. Она разработана с учетом рекомендаций международных организаций, опыта ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и сложившейся в республике послеаварийной радиоэкологической ситуации. Ее положения основаны на современных представлениях о действии ионизирующего излучений на организм человека и их международных стандартах в области радиа­ционной защиты.

Система предусматривает перечень защитных мероприятий на период первых 10 суток, т. е. на время, в течение которого, как правило, завершается формирование радиоактивного следа.

Основным критерием для принятия решений о мерах защиты является индивидуальная доза облучения, прогнозируемая за 10 суток после аварии.

Одним из таких защитных мероприятий является проведение йодной профилактики, так как в случае аварии на АЭС в выбросах РВ содержатся изотопы йода – продукты распада урана и плутония. Этот радиоактивный йод избирательно накапливается в щитовидной железе, воздействует на нее и тем самым может вызвать развитие онкологических заболеваний.

Наиболее эффективным методом защиты щитовидной железы от ра­диоактивного йода является прием внутрь йодистого калия.

Для обеспечения высокой эффективности йодной профилактики не­обходимо обеспечить прием стабильного йода в возможно короткие сроки после аварии на РОО, то есть до поступления в организм его радиоактивных изотопов. Так, прием йодистого калия через 1 час после попадания в орга­низм радиоактивного йода (алиментарным или аэрогенным путем) умень­шает дозу облучения щитовидной железы на 90 %, через 2 часа – на 85 %, через 3 часа – на 60 %, через 6 часов – на 50 %.

Необходимый запас йодистого калия для населения, проживающего в 30-км и 100-км зонах от действующих АЭС хранящийся на ФАПах, в уча­стковых и центральных районных больницах, расположенных в пределах 100-км зон.

Решение о начале йодной профилактики на территориях в пределах 100 км зоны от АЭС принимают главные врачи медико-территориальных объединений (ТМО) на основании информации поступившей из районных отделов по чрезвычайным ситуациям управлений по ЧС МЧС, которые в свою очередь получают информацию о повышении радиоактивного фона от метеорологической службы. Информация, поступившая от других ве­домств или служб, не является основанием для принятия решения о необ­ходимости проведения йодной профилактики.

Концепцией предусматриваются, кроме проведения йодной профи­лактики, следующие мероприятия:

• ограничение пребывания людей на открытой местности;

• герметизация жилых и служебных помещений (закрыть форточки, дымоходы, уплотнить дверные и оконные проемы, периодически делать влажную уборку помещений);

• введение запрета на употребление молока и листовых овощей (соз­вать запас питьевой воды в закрывающихся емкостях, а продукты питания хранить в стеклянной таре, полиэтиленовых пакетах или холодильниках).

При повышении мощности экспозиционной дозы до 2,5 милирентген/час (мр/ч) дополнительно проводятся.

1.запрещение пребывания людей на открытой местности;

2.прекращение работы детских дошкольных, школ и учебных заведений;

3.прекращение всех видов деятельности, кроме необходимых для жизнеобеспечения населения;

4.при необходимости пребывания вне помещения – использование средств защиты органов дыхания и кожных покровов.

Если мощность экспозиционной дозы достигает 5 мр/ч — принимается решение об эвакуации детей и беременных женщин в безопасную зону. Доза их общего облучения (эквивалентная доза) до эвакуации не должна превышать 10 мЗв (1 бэр).

Решение об эвакуации остального (взрослого) населения принимается, если мощность экспозиционной дозы составляет 25 мр/ч, а доза общего облучения (эквивалентная) может достигнуть 50 мЗв (5 бэр).

Эвакуация детей и беременных женщин осуществляется при ожидаемой дозе на щитовидную железу 200 мЗв, эвакуация остального населения 500 мЗв. Эвакуация должна проводиться за пределы 100 км зоны от АЭС.

 

5 января 1998 года Национальным собранием Республики Беларусь принят Закон «О радиационной безопасности населения», который устанавливает государ­ственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 8 определяет пределы дозовых нагрузок для населения и персонала. В Беларуси приняты дозовые пределы, рекомендованные в 1990 году Международной комисси­ей по радиационной защите.

В соответствии с законодательством нашей республики дано право в случае возникновения аварийной ситуации устанавливать «временные предельно допусти­мые уровни» облучения. После аварии на Чернобыльской АЭС были установлены допустимые нормы облучения рабочих, служащих, личного состава формирований, привлекавшихся к мероприятиям по ликвидации последствий этой аварии (25 бэр), а для населения, оказавшегося в районах с сильным загрязнением радиоактивными веществами 10 бэр (5 бэр за счет внешнего и 5 бэр - внутреннего облучения).

Нормативными документами установлены, например, для АЭС, пределы об­лучения персонала и населения, которые составляют соответственно 5 и 0,5 бэр за год. Эти уровни доз являются потенциально неопасными.

Предельно допустимые дозы на военное время (от последствий ядерных взрывов) для военнослужащих и спасателей составляют:

- однократное облучение (в течение первых 4 суток) – 50 рад;

- многократное облучение в течение 30 суток – 100 рад;

- многократное облучение в течение 3 месяцев – 200 рад;

- многократное облучение в течение года – не более 300 рад;

Ликвидация последствий аварий на РОО представляет собой сложную организационную задачу. Успешное решение задач по организа­ции медицинского обеспечения населения при авариях во многом опреде­ляется уровнем подготовленности руководящего состава и органов управ­ления здравоохранения к работе в экстремальных условиях, состоянием обученности всего медицинского персонала учреждений и формирований здравоохранения, его готовности выполнить необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...