Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.




ЗАНЯТИЕ № 7

Тема 3.3 Основы оценки обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.

 

Введение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 года №1466 «Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные задачи и порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Беларусь.

Система мониторинга и прогнозирования представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, организаций и окружающей среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования являются:

· проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;

· создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;

· прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· обеспечение республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Последовательность оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Важное место в комплексе мероприятий по защите населения в чрез­вычайных ситуациях занимает оценка обстановки, складывающейся в оча­ге. Оценка обстановки обязательна для планирования мероприятий в очаге чрезвычайной ситуации и является необходимым элементом при выработ­ке и принятии решения.

Цель оценки обстановки — выработка системы мер по защите лич­ного состава и населения и обоснования решений по проведению аварий­но-спасательных работ в очаге, мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Радиоактивному и химическому и биологическому заражениям при­надлежит особое место среди поражающих факторов ЧС:

- во-первых, продолжительность поражающего действия поражаю­щих факторов этих ЧС в районах заражения сохраняется продолжительное время — часы, дни, недели, а для некоторых радиоактивных веществ десятки и сотни лет;

- во-вторых, возможность распространения поражающих факторов данных ЧС. Например, радиоактивное заражение распространяется на огромные территории, что в десятки и сотни раз превышает площади поражения других поражающих факторов ЧС;

- в-третьих, в результате аварийных ситуаций на радиационно-опасных и химически-опасных объектах, при возникновении эпидемических очагов, в том числе и в зоне любой ЧС может складываться сложная радиационная, химическая и биологическая (эпидемическая) обстановка на местности, в результате чего могут пострадать и население, проживающее поблизости от них.

Поэтому при оценке обстановки в очаге любой чрезвычайной ситуа­ции и аварии на потенциально опасном объекте (ПОО) органам управ­ления необходимо:

• выявить поражающие факторы ЧС;

• быстро и правильно оценить их влияние на население;

• принять необходимое решение по мерам защиты различных контингентов людей, оказавшихся в зоне аварии;

• рекомендовать наиболее целесообразные действия персоналу пострадавшего объекта, ликвидаторам аварии, населению зараженного района и си­лам экстренной медицинской помощи, участвующим в спасательных работах;

• правильно организовать оказание ЭМП пострадавшим.

Обстановка при различных чрезвычайных ситуациях может быть выявлена и оценена методом прогнозирования и по данным разведки

Одним из важнейших видов обеспечения мероприятий и действий сил ГСЧС и ГО является разведка, которая ведется постоянно на всей территории республики с выполнением определенных задач в мирное время, при угрозе и в ходе возможных вооруженных конфликтов.

Разведка организуется и ведется в целях своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия решения начальником по защите населения от современных средств поражения в военное время, организации и проведению спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Основным документомпри организации разведки служит План разведки.

В Плане разведки указывается цель, задачи и объекты разведки, выделяемые силы и средства, их распределение по направлениям, маршрутам и объектам разведки, способы и сроки выполнения задач, средства связи и порядок докладов результатов разведки, состав резерва разведки.

К Плану разведки прилагается карта (схема), крупномасштабный план города, территории, на которой предстоит вести разведку района, (объекта).

На карту (схему) наносятся: пункты управления, места расположения разведывательных органов, маршруты ввода сил и выдвижения разведывательных подразделений, районы сбора формирований разведки после выполнения задач, наиболее вероятные объекты-цели.

На план города, района, объекта наносятся: объекты хозяйствования, здания производственного и вспомогательного назначения, защитные сооружения с указанием их вместимости и степени защиты; коммунально-энергетические и водопроводные сети, линии связи и электропередач; маршруты и порядок действий разведывательных формирований и другие необходимые данные.

Необходимое количество разведывательных групп и постов наблюдения на объектах устанавливается начальником ГО объекта и зависит в основном от работающей смены, количества производственных сооружений, убежищ и укрытий на объекте и самой территории, но не менее двух по числу работающих смен.

Количество сил и средств для ведения разведки при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах определяется начальником ГО и комиссией по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Планом разведки руководитель отдает распоряжение по разведке, в которое указываются:

краткие сведения об обстановке; задачи разведки; выделяемые силы и средства;

способы и порядок выполнения задач; сроки выполнения задач; порядок докладов и сроки представления донесений о результатах разведки; район сбора; предельно допустимые дозы облучения личного состава разведывательных формирований.

Основными задачами разведки являются:

  • выявление обстановки в районах применения в ходе вооруженного конфликта современных средств поражения, а также в зонах стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • непрерывное наблюдение за заражением объектов внешней среды в районах, на пунктах управления и размещения эваконаселения;
  • выявление эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановки в районах проживания населения;
  • уточнение состояния дорог, дорожных сооружений, водных путей на маршрутах эвакуации населения и ввода сил ГСЧС и ГО в очаги поражения;
  • определение параметров аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • отыскание мест наибольшего скопления пораженных, заваленных в защитных сооружениях, поврежденных коммунальных и энергетических сетей и линий связи;
  • выявление районов возможных пожаров и направления их распространения;
  • выявление районов высадки и действий разведывательных групп противника в военное время.

К разведке предъявляются высокие требования, главными из них являются: непрерывность (ведение разведки в мирное и военное время, в любое время суток, в любых условиях обстановки и при всякой погоде), активность (настойчивое стремление органов управления добыть всеми средствами и способами необходимые разведывательные данные), целеустремленность (строгое подчинение основных мероприятий разведки интересам обеспечения выполнения главной задачи), своевременность (представление разведывательных данных соответствующим органам управления ГСЧС и ГО к установленному сроку, обеспечивающему своевременное принятие обоснованного решения и доведения его до подчиненных), достоверность (тщательное изучение и сопоставление разведывательных данных, полученных из различных источников, а при необходимости – перепроверка и доразведка).

Председатель КЧС (начальник ГО) определяет: цель разведки, какие данные и к какому сроку добыть, где сосредоточить основные усилия, какие привлечь силы и средства.

Непосредственно организуют разведку органы управления ГСЧС и ГО (штабы и службы ГО).

Отделы ГСЧС и ГО, штабы и службы ГО:

  • осуществляют планирование разведки;
  • согласовывают все задачи и доводят до исполнителей;
  • организуют подготовку и высылку разведывательных формирований;
  • определяют сроки доклада о результатах разведки и представления донесений;
  • осуществляют связь с разведывательными подразделениями и управление ими;
  • анализируют и обобщают полученные разведывательные данные, докладывают начальнику;
  • информируют подчиненные штабы и службы.

В зависимости от характера и объема решаемых задач разведка подразделяется на общую и специальную. Кроме того, по принадлежности и подчиненности разведка может быть: республиканской, областной, городской, районной и объектовой.

Общая разведка добывает первоочередные разведывательные данные для предварительной оценки сложившейся и прогнозирования возможной обстановки на территории республики, области, города, района и объекта хозяйствования и быстрого принятия начальником решения на организацию защиты населения и действия сил ГСЧС и ГО, направленных на ведение АСиДНР.

Первоочередными разведывательными данными общей разведки являются:

  • районы, подвергшиеся радиоактивному, химическому и бактериальному (биологическому) заражению;
  • радиационная, химическая, инженерная и т.д. обстановка в городах, районах, на объектах хозяйствования и прилегающей к ним местности;
  • определение вида, количества пролитого (выброшенного) при аварии на химически опасном объекте АХОВ и направление распространения облака зараженного воздуха;
  • вид примененных в ходе вооруженного конфликта ССП, координаты центров (эпицентров) ядерных взрывов и их основные параметры (вид, мощность), направление и скорость среднего ветра в районах ядерных взрывов с учетом их мощности.

Специальная разведка ведется с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения, о медицинской, ветеринарной, фитопатологической, пожарной и инженерной обстановке на направлениях ввода сил ГСЧС и ГО, в очагах поражения и на объектах проведения спасательных работ. Эти данные используются органами управления ГСЧС и ГО для организации наиболее эффективного и целесообразного применения сил и средств в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложно-восстановительных работ, а также для определения режимов защиты населения и производственной деятельности объектов хозяйствования на зараженной территории.

Задачи, решаемые общей разведкой, могут быть поставлены для попутного их решения формированиям специальной разведки. Поэтому общую и специальную разведку ведут комплексно, по единому плану и во взаимодействии между собой. В ходе выполнения задач общая и специальная разведка дополняют друг друга, а это повышает эффективность ее ведения и достоверность добываемых разведывательных данных.

Специальная разведка.

Радиационная и химическая разведка выявляет обстановку в районах, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению, а также на объектах с очагами заражения АХОВ; определяет направление распространения радиоактивного облака и зараженного 0В и АХОВ воздуха, устанавливает и обозначает границы зараженных участков и пути их обхода. Специальная радиационная и химическая разведка уточняет уровни радиации, границы участков заражения, контролирует спад радиации, устанавливает режимы преодоления зараженных участков и обозначает пути обхода и возможной дегазации (дезактивации) маршрутов и местности.

Инженерная разведка выявляет состояние дорог, дорожных, гидротехнических, коммунально-энергетических сооружений и систем, линий и объектов связи, защитных сооружений, степень и характер их разрушений; определяет объем и условия проведения аварийно-спасательных и других неотложно-восстановительных работ, устанавливает способы наиболее эффективного использования сил и средств инженерной службы.

Пожарная разведка устанавливает районы сплошных, массовых пожаров на маршрутах выдвижения сил ГСЧС и ГО, определяет возможности их обхода, локализации или тушения; определяет потребности в противопожарных силах и рубежи их развертывания; отыскивает водоисточники в очагах поражения и пути подъездов к ним, устанавливает места пожаров, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложно-восстановительных работ, определяет пути эвакуации людей из опасных мест, возможность взрывов производственной аппаратуры, установок и емкостей от воздействия высоких температур.

Медицинская разведка выявляет санитарно-эпидемическую обстановку на маршрутах выдвижения и в районах размещения формирований ГО и эваконаселения, в очагах поражения и в районах заражения; уточняет места нахождения, состояние и характер поражения людей, определяет пути их эвакуации, места развертывания пунктов сбора пораженных.

Бактериологическая разведка устанавливает способ применения противником бактериальных (биологических) средств, места вскрытия (разрывов) боеприпасов, направление распространения аэрозольного облака, границы очага заражения, численность населения и животных, подвергшихся воздействию бактериальных средств, и производит отбор проб для лабораторных исследований.

Ветеринарная и фитопатологическая разведка устанавливает характер и степень заражения животных и посевов сельхозкультур; определяет места выпаса, размещения и водопоя животных, а также границы очага заражения; определяет пути эвакуации животных и отбирает пробы для лабораторных исследований.

В зависимости от применяемых сил и средств передвижения и способов добывания разведывательных данных разведка подразделяется на наземную, воздушную, речную, космическую.

Наземная разведка наиболее полно и достоверно решает весь комплекс задач. Она ведется подвижными разведывательными формированиями ГСЧС и ГО, подразделениями воинских частей, ведомственными учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), размещенными стационарно в постоянных местах дислокации или переносящими свою деятельность в загородную зону, постами радиационного и химического наблюдения. Наземная разведка обеспечивает соответствующие органы управления конкретными данными об обстановке на маршрутах движения, в очагах поражения и на объектах хозяйствования независимо от времени суток и условий погоды.

Воздушная разведка ведется экипажами самолетов, вертолетов различных марок, оборудованных специальной аппаратурой, приборами и средствами связи, путем визуального наблюдения, фотографирования и снятием показаний с приборов. Воздушная разведка уточняет масштабы ЧС, места завалов, очаги пожаров и направление их распространения; выявляет состояние дорог, мостов и других дорожных сооружений на маршрутах; определяет степень разрушения городов, населенных пунктов и объектов, направление движения радиоактивного облака, уровни радиации; уточняет обстановку в зонах затопления и в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Речная разведка ведется разведзвеньями на быстроходных судах и катерах в основном на объектах речного флота – портах, пристанях, причалах, шлюзах, а также на других объектах хозяйствования, расположенных в прибрежной зоне, с целью уточнения обстановки в очаге поражения.

Космическая разведка – наблюдение за состоянием окружающей среды на территории республики посредством искусственных спутников.

К силам общей разведки относятся; разведывательные команды, группы (звенья) областей, городов, районов и объектов хозяйствования на подвижных средствах автомобильного, железнодорожного транспорта, вертолетах, самолетах и водно-моторных средствах; посты радиационного и химического наблюдения пунктов управления.

Силами специальной разведки являются: группы (звенья) радиационной и химической разведки; группы (звенья) эпидемиологической, бактериологической (биологической) разведки; группы (звенья) пожарной, инженерной и медицинской разведки; звенья ветеринарной и фитопатологической разведки; звенья управления и разведки территориальных и объектовых формирований; посты радиационного и химического наблюдения; учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля в республике включают: гидрометеорологические станции Департамента по гидрометеорологии; санитарно-эпидемиологическую службу Минздрава; ветеринарные и агрохимические лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия; объектовые лаборатории министерств и ведомств.

Все эти учреждения предназначены для ведения наблюдения и лабораторного контроля зараженности объектов внешней среды, разведки районов подвергшихся заражению, отбора проб и проведения лабораторных исследований зараженности объектов внешней среды радиоактивными, химическими веществами и бактериальными (биологическими) средствами.

В зависимости от предназначения и характера возложенных задач все разведывательные формирования оснащаются приборами разведки, средствами связи и передвижения, техническими средствами фоторазведки, лабораторным оборудованием, реактивами, средствами индивидуальной защиты и другим имуществом.

После аварии на ЧАЭС наблюдение и контроль за радиоактивным загрязнением природной среды в республике ведется силами и средствами нескольких министерств и ведомств. Головным органом по наблюдению и контролю радиоактивного загрязнения воздуха, поверхностных вод и почвы является Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга природной среды, который проводит систематический контроль радиационной обстановки на территории республики. В настоящее время Департаментом по гидрометеорологии организован ежедневный контроль за уровнем радиационного

гамма-фона на 56 станциях на территории республики.

Оценка обстановки штабами ГО и комиссиями по чрезвычай­ным ситуациям потенциально опасных объектов при возникновении ЧС

В случае аварии на потенциально опасных объектах могут пострадать персонал этих объектов и население, проживающее поблизости от них. Следовательно, органы здравоохранения, ЛПУ должны находиться в по­стоянной готовности к ликвидации медико-санитарных последствий таких ЧС. Эффективность медицинских мероприятий при этом во многом будет зависеть от организации управления привлекаемыми к их выполнению си­лами и средствами.

Для осуществления этой задачи Министерство здравоохранения РБ создало во всех областях региональные службы для оказания экстренной медицинской помощи.

Кроме того, во всех областях в управлениях здравоохранения при возникновении ЧС создаются штабы медицинской службы гражданской обороны (МС ГО), возглавляемые начальником медицинской службы, ко­торый входит в состав координирующего органа — комиссии по чрезвы­чайным ситуациям.

До возникновения ЧС они разрабатывают план организации меди­цинского обеспечения населения в случае аварии на потенциально опасных объектах. В нем указывается:

1. Прогнозируемая обстановка, сложившаяся в результате ЧС.

2. Привлекаемые для ликвидации ее последствий силы и средства.

3. Порядок их взаимодействия.

4. Создание запасов медикаментов и медицинского имущества.

5. Осуществление противоэпидемических мероприятий и др.

При этом в режиме повседневной деятельности проводится:

• подготовка органов управления МС ГО, личного состава медицинских формирований и учреждений к работе по оказанию помощи пострадавшим;

• население обучается правилам защиты и оказания первой медицинской помощи при таких ЧС;

• создаются пункты управления и система связи;

• формируются оперативные группы для проведения разведки в очаге.

При возникновении ЧС работа штаба МС ГО начинается со сбора данных и получения информации о случившемся.

Для этого в целях уточнения обстановки в очаге проводятся:

1. Медицинская разведка личным составом оперативных групп, кото­рый должен иметь необходимые средства индивидуальной защиты.

2. В зонах поражения осуществляются гигиенические мероприятия, к которым привлекаются специализированные формирования ЦГ и Э. Они должны быть заранее сформированы, оснащены табельным имуществом, СИЗ и подготовлены к работе в очаге поражения.

На эти формирования возлагается оценка обстановки, разработка на ее основе и представление руководству предложений (рекомендаций) по организации и проведению защитных мероприятий, организация взаимодей­ствия с другими службами, территориальными управлениями ГСЧС и дру­гими организациями, участвующими в ликвидации последствий аварий.

В штабе МС ГО оценивается обстановка, уясняющая задачи формирований медицинской службы ГО и СЭМП.

Оценивается обстановка исходя из:

• количества и структуры санитарных потерь;

• возможности эвакуации пострадавших;

• числа работающих в очаге аварии медицинских формирований;

• степени загрязнения объектов внешней среды;

• санитарно-эпидемиологического состояния района загрязнения.

После этого начальник медицинской службы (НМС ГО), входящий в состав координирующего органа (комиссии по ЧС) принимает решение, в котором определяются перечень мероприятий и последовательность их выполнения, отдаются необходимые указания. Свои предложения он представляет для включения в приказ председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...