№
Урока
| Тема урока
| Содержание урока
| Ключевые компетенции
(приобретаемые умения и навыки)
| Виды учебной деятельности
Музыкальный материал
| Дата
|
Тема I четверти: Развитие в музыке (7).
|
- 1.
| Разнообразие музыкальных историй: песня, романс, народные песни
| Развитие в музыке - преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных
интонаций, тем, образов. Единство содержания и построения; взаимодействие слов и музыки. Основные принципы развития в романсе (повтор и контраст). Единство содержания и построения романса. Форма рондо.
Исполнительское развитие в песне, элементы театрализации. Варьирование напева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и ее инструментальное сопровождение. Исполнительское развитие в песне. Элементы театрализации в исполнении песни.
| Размышляет о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека
Исследует развитие музыкальных образов и передает их развитие в своём исполнении (пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении).
Анализирует развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризует
их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения; видеофрагменты балета.
Воплощает развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки, а также слове,
пантомиме, пластике.
Исполняет мелодии романса и песни; составляет
исполнительский план и инсценирует песни с одноклассниками.
Импровизирует музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной деятельности; сочиняет мелодии для произведений известных композиторов на основе
словесной характеристики.
Определяет на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра.
Характеризирует особенности развития музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки.
Моделирует образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу.
Сравнивает разные жанры музыки по
существенным признакам.
Распознаёт по музыке последовательность сценических событий, узнаёт лейтмотивы и
соотносит их звучание со сценическим
действием.
Выявляет особенности претворения народной песни в симфонической музыке, следит за преобразованием тем в музыке, выявляет смысловые этапы их развития.
Использует графическую запись для решения музыкальных задач.
Расширяет представление о тембровых красках и приёмах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра.
Распознаёт темы симфонических произведений.
| А.П. Бородин «Спящая княжна» (романс), «Во поле береза стояла» р.н.п.
Народная песня «А мы просо
сеяли»
Былина о Вольге и Микуле.
Разучивание Народная песня «А мы просо
сеяли»
«Песенка про ноты» обработка Ж. Металлиди;
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: пьеса
| Развитие в музыке - преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных
интонаций, тем, образов. Музыкальный портрет рассказчицы. Характеристика сказочных образов пьесы. Выразительные возможности фортепиано.
| «Пьеска» Р. Шуман;
«Пастушок» С. Майкапар;
«Колыбельная песенка» Г.Свиридов;
С. С. Прокофьев. Пьесы для
фортепиано «Сказки старой бабушки»
РазучиваниеНародная песня«А мы просо
сеяли»
«Песенка про ноты» обработка Ж. Металлиди;
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: концерт
| Развитие в музыке - преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных
интонаций, тем, образов. Диалог фортепиано и оркестра. Развитие музыкальных образов и средства его воплощения.
| Л. Бетховен. Четвертый
концерт для фортепиано с оркестром (II-я часть).
Чайковский Первый Концерт д/ф-но с оркестром
Разучивание:Народная песня «А мы просо
сеяли»
«Песенка про ноты» обработка Ж. Металлиди;
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: опера
| Развитие в музыке - преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных
интонаций, тем, образов. Единство содержания и построения; взаимодействие слов и музыки.
Исполнительское развитие в песне, элементы театрализации.
| Н.А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из
оперы «Снегурочка» (фрагмент)
Разучивание:
Мир похож на цветной луг
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: балет
| Музыкально-сценический портрет Золушки («составной» портрет) Подготовка сестер к балу. Мечты Золушки о бале. Подготовка Золушки к балу.
Музыкально-сценические портреты действующих лиц. Единство музыкальной и пластической интонации («звуковая жестикуляция»). Музыкальные образы Мачехи, сестер, Феи-Нищенки. Бал во дворце Короля. Приезд Золушки на бал. Полночь.
Характеристика места и времени действия в танце (пасспье, бурре, гавот и др.). Образы Принца и придворных. Драматическая кульминация балета. Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры. Балетные формы (вариации, адажио, танцевальная сюита, кода и др.).
| С. С. Прокофьев. Балет «Золушка»: вступление, лейттемы Золушки, I действие (подготовка к балу),
II действие (бал, полночь.),
Разучивание:
Мир похож на цветной луг
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: балет
| Поиски Золушки. Утро после бала. Принц нашел Золушку.
Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры, жанровые и тематические арки. Галоп. Специфика развертывания «музыкальной истории» в балете. Музыкальные и сюжетные предпосылки объединения номеров балета в сцены.
| III действие (утро
после бала, поиски Золушки, Принц нашел Золушку).
Разучивание:
Мир похож на цветной луг
|
|
-
| Разнообразие музыкальных историй: симфония
Обобщение темы
| Развитие в музыке - преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных
интонаций, тем, образов. Единство содержания и построения; взаимодействие слов и музыки.
Исполнительское развитие в песне, элементы театрализации. Развитие образа Кикиморы. Единство выразительности и изобразительности в произведении.
| А.К. Лядов. Симфоническая сказка «Кикимора».
Исполнение:
Мир похож на цветной луг
|
|
Тема II четверти: Симфония как целостная музыкальная история (8).
|
-
| Музыкальное произведение как развертывающаяся во времени «музыкальная история».
| Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Симфоническое развитие на основе принципов повтора и
контраста. Характеристика образов первой части, их жанровые особенности. Взаимосвязь характера тем и их развития.
| Сопоставляет краткие истории небольших
произведений.
Выявляет жанровые основы образов.
Характеризует особенности развития тем и
образов.
Определяет на слух звучание музыкальных
инструментов.
Выявляет интонационные связи частей симфонии.
Воплощает развитие музыкальных образов в
разных жанрах вокальной музыки, а также слове,
пантомиме, пластике.
Расширяет представление о тембровых красках и
приёмах исполнения отдельных инструментов и
групп симфонического оркестра.
Моделирует образное содержание музыкального
произведения
Расширяет представления о культурных
(обрядовых) традициях народа
| П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (I-я часть)
Разучивание Народная песня «Перепелочка»
| .
|
-
| Сопоставление кратких истории
| Сопоставление кратких истории небольших произведений (романс А.П. Бородина
«Спящая княжна», русская народная песня «А мы просо сеяли» и др.) с развернутыми
историями крупных жанров (балет «Золушка» С. С. Прокофьева, опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки, Четвёртая симфония П. И. Чайковского).
| А.П. Бородина
«Спящая княжна», балет «Золушка» С. С. Прокофьева,Разучивание А.Филипенко. «Веселый музыкант».
|
|
-
| Сопоставление кратких истории
| Сопоставление кратких истории небольших произведений (романс А.П. Бородина
«Спящая княжна», русская народная песня «А мы просо сеяли» и др.) с развернутыми
историями крупных жанров (балет «Золушка» С. С. Прокофьева, опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки, Четвёртая симфония П. И. Чайковского).
| русская народная песня «А мы просо сеяли» Четвёртая симфония П. И. ЧайковскогоИсполнение А.Филипенко. «Веселый музыкант».
|
|
-
| Скерцо.
| Взаимосвязь характера тем и их развития. Пиццикато струнных.
| П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (Ш-я часть (скерцо)
А.Филипенко. «Веселый музыкант».
|
|
-
| Скерцо
| Построение части (трехчастная форма). Взаимосвязь характера тем и их развития.
Интонационные связи скерцо и финала.
| П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (Ш-я часть (скерцо)Разучивание О.Лобова.
«Колыбельная для школы».
|
|
-
| Скерцо
| Интонационные связи скерцо и финала.
| П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (Ш-я часть (скерцо), IV-я часть (финал).Разучивание О.Лобова.
«Колыбельная для школы».
|
|
-
| Жанровые основы образов.
| Функция второй части (медленной) в симфонии. Жанровые особенности образов медленной части симфонии. Протяженность мелодии основной темы. Тембровое варьирование.
Элементы звукоизобразительности. Построение части (трехчастная форма с измененной репризой).
| П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (II-я часть)Исполнение О.Лобова.
«Колыбельная для школы».
|
|
-
| Жанровые основы образов.
Обобщение темы
| Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории». Единство
симфонического цикла:содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.
| П. И. Чайков-
ский.
Четвѐртая
симфония
ОбобщениеИсполнение О.Лобова.
«Колыбельная дляшколы».
|
|
-
| Мир музыкальных историй.
| Музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки,
П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Бетховена,
А. П. Бородина, А. К.Лядова. Круг образов, особенности развертывания «музыкальных историй» в опере, балете, симфонии, концерте, симфонической поэме, романсе и песне. Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков.
| Музыкальная викторина
Пение на выбор
|
|