Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема года: как устроены крупные музыкальные произведения

МУЗЫКА

Класс

1 час в неделю (35 часов)

№ урока Тема урока Содержание урока (тезисы) Предметные и универсальные учебные действия (УУД): Музыкальный материал Дата по плану
I четверть Тема Строение крупных музыкальных жанров (8)
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в опере Глинки «Иван Сусанин» Развитие в музыке – преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. Контраст как основной принцип развития в музыке. Размышлять о контрасте как основе музыкального развития и отражения в художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать контрастные темы в пройденных произведениях, сопоставлять различные варианты их сочетания. Выявлять смысл исполнительского развития в песне. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками группах.: работать в парах, Овладевать средствами вербального и невербального общения. Опера Глинки «Иван Сусанин» (фрагменты).  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в опере Глинки «Иван Сусанин» Опера Глинки «Иван Сусанин» (фрагменты).  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» Контрасты регистра, темпа, лада, звуковедения, ритма, жанровой основы.. Иметь представление о литературной основе симфонической сюиты Грига «Пер Гюнт». Прогнозировать, какое развитие получат разные образы в музыкальных номерах сюиты. Охватывая произведение целостно, анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Воплощать музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной (сценической) деятельности. Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Передавать в пластическом исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Э. Грига. Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в кантате Прокофьева «Александр Невский» Жанр кантаты. Хор. Солистка. Симфонический оркестр. Дирижёр. Просмотр фрагментов фильма С. Эйзенштейна. Тутти, соло, тремоло. Плач. Композиция. Лейттема. Конструктивный элемент. Хорал. Соотношение музыки и слов в четвёртой части. Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Узнавать темы кантаты и соотносить их звучание со сценическим действием. Анализировать видеофрагмент кантаты, наблюдать за соотношением музыки и ее сценического воплощения. Охватывая произведение целостно, анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Предполагать последовательность излагаемых событий, отражённых в музыке кантаты, прогнозируя, как будет меняться идея всей кантаты. С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»: 1. «Русь под игом монгольским». 2. Песня об Александре Невском». 3. «Крестоносцы во Пскове». 4. Вставайте, люди русские!» 5. Ледовое побоище. 6. Мёртвое поле. 7. Въезд Александра во Псков».  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в кантате Прокофьева «Александр Невский»  
Развитие в музыке – сопоставление музыкальных интонаций, тем, образов в произведениях, изученных в первой четверти Родство и контраст образов. Образный строй музыки Прокофьева (музыкальные образы и их развитие), особенности его музыкального языка. Распознавать жизненное содержание художественного произведения, воспринимая целостно сюиту и кантату как музыкальную историю. Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений. Узнавать на слух основные темы произведения. Иметь представление о роли лейттем в создании целостной музыкальной истории. Размышлять над основной идеей и особенностями музыкального языка Э. Грига и С. С. Прокофьева. Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт» (фрагменты). С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» (фрагменты).  
Обобщение темы  
II четверть Тема: Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах (8)
Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Жизнь и творчество Моцарта. Симфония №40. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. «Конкурс дирижеров». Иметь представление о жизненном и творческом пути Моцарта. Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части. Различать на слух две симфонические темы, определять их место в симфонии Моцарта в опоре на графическую запись. Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной. Проводить аналогию между финалами Симфоний Бетховена и П. И. Чайковского. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента симфонии. Делить художественное произведение на смысловые части. Расширить представление о тембровых красках и приемах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. В.-А. Моцарт. Симфония№40: Первая часть: экспозиция, разработка, реприза, кода. Вторая часть (анданте). Третья часть (менуэт). Четвёртая часть (финал).  
Творчество В.А.Моцарта. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста.  
Творчество В.А.Моцарта. Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра.  
Творчество В.А.Моцарта. Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра.  
Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хора народа, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный). Интродукция. Изобразительность и выразительность. Тремоло. Хроматизм. Ариозо - музыкальный портрет Игоря. Низкий мужской голос: бас. Видеофрагмент интродукции. Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен. Распознавать жизненное содержание художественного произведения. Анализировать видеофрагмент интродукции оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».  
М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Женский хор. Контраст образов и эмоциональных состояний. Выявлять интонационную основу мелодии хора девушек. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Ориентироваться в графической записи тем первой картины первого действия оперы. М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».  
Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Симфоническое вступление ко второй картине. Ариозо - музыкальная характеристика Ярославны. Обстановка в тереме Ярославны. Диалог Ярославны и девушек. Отношение героев друг к другу. Столкновение интонаций противоборствующих сил. Контраст звучания мужского хора (бояре) и сопрано (Ярославна). Оперные формы: дуэт, речитатив. Сравнивать темы ариозо Ярославны с музыкальными характеристиками Игоря, Галицкого и русских людей в интродукции, выявлять в них сходные интонации и объяснять причину этого сходства. Сочинять варианты мелодий для хора девушек. Распознавать жизненное содержание художественных образов. Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы. Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Первое действие, картина вторая. В тереме княгини Ярославны.  
Обобщение темы        
Раздел 2: Музыкальная картина мира III четверть Тема: Опера «князь игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем (10 ч)
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
  Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».     Хор половецких девушек. Половецкие пляски. Каватина Кончаковны, каватина Владимира, дуэт Владимира и Кончаковны. Ария князя Игоря. Ария хана Кончака. Выразительные и звукоизобразительные элементы музыкальных тем. Мотивация поведения героев. Видеофрагмент сцены. Контраст внешнего действия и внутреннего состояния героев. Образ хана Кончака (интонации, построение фраз, стиль речи). Особенности музыкальной речи Кончака, Владимира, Игоря, пленных. Анализировать, выявляя особенности развёртывания мелодической линии хора половецких девушек. Выявлять особенности «восточных» интонаций музыкальных тем. Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. Анализировать сценическое воплощения противостояния Игоря и половцев по видеозаписи. Прогнозировать последовательность развития событий. Строить логическую цепь рассуждений. Выявлять интонационные связи музыкальной речи со звучавшей ранее музыкой оперы. Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя. Узнавать на слух основные темы сцены. Прогнозировать развитие сценических событий, исходя из музыкальных характеристик героев. Анализировать развитие художественного образа, подтверждать свое мнение примерами из произведения. Распознавать жизненное содержание художественных образов. Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. Устанавливать причинно- следственные связи. Прогнозировать развитие художественного образа. Участвовать в коллективном обсуждении и инсценировке фрагмента художественного произведения. Прогнозировать итог художественного произведения. Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Второе действие. В половецком стане. Третье действие. Окраина половецкого стана.  
  А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Четвёртое действие Плач Ярославны. Хор поселян. Возвращение игоря. Дуэт Игоря и Ярославны. Видеофрагмент четвёртого действия. Знакомиться с видеофрагментом четвёртого действия, анализировать его сценическое воплощение. Предполагать, какую музыкальную тему композитор использует в дуэте Игоря и Ярославны. Предполагать содержание последней, не написанной композитором, арии князя Игоря. Импровизировать слова и мелодию этой арии. А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Четвёртое действие. В Путивле.  
9-10 . П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Обобщение Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения. Интонационно- жанровые характеристики противоборствующих сил, характер их звучания на разных этапах развития действия. Образы главных героев оперы. Лейттемы. Лейтинтонации. Викторина по музыкальным темам оперы. Узнавать на слух основные темы оперы. Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении. Сравнивать и обобщать особенности музыкального языка героев. Целостно охватывать оперу. А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь» (фрагменты).  
1-4 Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки» Фортепианный цикл. Сюита. Музыкальный портрет. Органный пункт. Остинато. Форшлаг. Скерцо. Фермата. Аккорд. Разные интерпретации звучания. Взаимосвязь темы «Прогулки» и других пьес сюиты, их контрастирование. Размышлять, как можно музыкой «оживить» произведение живописи. Проводить аналогии между живописным и музыкальным произведением. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Анализировать особенности средств музыкальной выразительности фортепианных миниатюр цикла. Предполагать, слушая музыку, что могло быть изображено на рисунке («Старый замок» и др.) Сравнивать различные интерпретации исполнения. Сравнивать особенности звучания темы «Прогулка» в начале и конце цикла («С мёртвыми на мёртвом языке»). Высказывать аргументы за и против сравнения пьесы «Богатырские ворота» и финала оперы Глинки «Иван Сусанин». М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Тюильрийскийсад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».  
5-6 Родство контрастных образов в симфоническом произведении. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории». Вариации. Единство и контраст тем в симфонической фантазии, их соотношение как отражение многогранной жизни человека. Круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки Глинки. Сравнивать звучание двух главных музыкальных тем произведения, предложить варианты их названия. Находить общие конструктивные элементы в двух темах по графической записи. Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Ориентироваться в графическом конспекте произведения и опираться на него при слушании, анализе. Расширять представление об образном строе музыки Глинки и особенностях его музыкальной речи. М. И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»  
7-8 Родство контрастных образов в музыкальных произведениях. Обобщающие уроки Викторина. Викторина «Лучший знаток музыки». Узнавать на слух и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки. Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях. Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов. Выявлять неразрывные связи искусства и жизни. Слушать и исполнять любимые произведения. Продумать программу концертных выступлеий и подготовиться к ним. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена, Бородина, Лядова, пройденные в третьем классе  
               

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...