Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Популяционная характеристика человека

 

В рамках представлений о грядущей биологической революции представляет интерес проблема места вида HomoSapiens в эволюционном процессе. После основополагающих работ Римского клуба возникла тенденция противопоставлять Человека и Природу, рассматривая человеческую деятельность, как нечто, безусловно, враждебное биоте. С системной точки зрения такой подход неоправдан: структурность человеческого сообщества меньше, нежели структурность Природы в целом (хотя, безусловно, выше, нежели структурность любого иного биологического вида), поэтому человек есть не управляющий, а управляемый фактор эволюции. Иными словами, вовсе не Человек "эксплуатирует" Природу, "выжимая из нее все соки". Напротив, Природа использует Человека для решения некоторого специфического круга проблем, которые оказались неразрешимыми для "неразумного".

Следует, конечно, иметь в виду, что "конструируя Человека Разумного", Природа не руководствовалась разумными соображениями (по всяком случае, "разумными" - в нашем смысле этого слова). В результате возможности созданного ею биологического вида превзошли потребности решения хотя и весьма важной, но в целом достаточно узкой и конкретной задачи обеспечения устойчивости биологической жизни по кислород-углеродному равновесию.

"Запустив в крупную серию" млекопитающее с большим объемом мозга, переменным суточным ритмом ("совы" и "жаворонки") и наиболее совершенной системой терморегуляции, Природа получила очередного "абсолютного хищника", максимально приспособленного к эксплуатации биоты. Человек действительно очень быстро (в биологическом масштабе времени) занял верхнюю позицию в трофической пирамиде и приступил к планомерному преобразованию Мира Обитаемого под свои потребности.

"Экологически настроенные" публицисты видят в этом, во-первых, нечто уникальное, а во-вторых - страшное и недопустимое. Между тем, эволюция неоднократно встречалась с проблемой "абсолютного хищника" и "научилась" очень спокойно на нее реагировать.

Разумеется, "абсолютный хищник" необратимо нарушает устойчивость экосистемы, в которой он появляется. Из этого почему-то делается вывод, что таковой хищник "съест" всю экосистему, после чего умрет от голода. Далее, в зависимости от того, насколько "алармистскими" являются представления данного специалиста, рассматривается два сценария - полная гибель экосистемы, дегенерация экосистемы с последующим медленным восстановлением, быстрое восстановление ценоза, но уже без абсолютного хищника, который вымирает во всех вариантах.

Популяция человека, т. е. популяция особого вида - Homosapiens, обладает теми же характеристиками, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие действия таких факторов, как искусственная среда, социально-экономические условия и другие, называемых единым термином - социум.

Все люди на Земле образуют популяционную систему - человечество. Рост этой популяции ограничен доступными природными ресурсами и условиями жизни, социально-экономическими и генетическими механизмами. Человек, зная уже достаточно о значении этих ограничивающих факторов, пока еще мало придает им значение, хотя социально-экономические факторы уже в известной степени выступают как регулирующие. О том, что человечество плохо осознает предел своей "толерантности" относительно этих ограничивающих факторов, свидетельствует практически "безудержный рост населения, т. е. численности популяции.

Популяция человека, т. е. популяция особого вида - Homosapiens, обладает теми же свойствами, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие действия таких факторов, как искусственная среда, социально-экономические условия и другие, называемых единым термином - социум.

Все люди на Земле образуют популяционную систему - человечество. Рост этой популяции ограничен доступными природными ресурсами и условиями жизни, социально-экономическими и генетическими механизмами (Реймерс, 1994). Человек, зная уже достаточно о значении этих ограничивающих факторов, пока еще мало придает им значение, хотя социально-экономические факторы уже в известной степени выступают как регулирующие. О том, что человечество плохо осознает предел своей "толерантности" относительно этих ограничивающих факторов, свидетельствует практически "безудержный рост населения, т. е. численности популяции.

Но если действительно поведение человека разумно, тогда он, по Ю. Одуму (1975), должен: 1) изучать и понять форму собственного популяционного роста; 2) определить количественно оптимальные размеры и конфигурацию населения в связи с емкостью данной области; 3) быть готовым к принятию "культурной регуляции" там, где "естественная регуляция" недейственна.

 

3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека

 

В самом общем виде, применительно к человеку, "ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды Земли для удовлетворения своих потребностей и желаний" (Миллер, т. 1, 1993). Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, являясь лимитирующим фактором, например, эстетические ("красота природы"), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т. е. создание материальных благ. Итак, природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления - это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, - черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов. Человек, благодаря своим все возрастающим материальным потребностям, не может довольствоваться дарами природы только в той мере, при которой не должен нарушать ее равновесие, т. е. около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходится использовать и те природные ресурсы, которые накоплены за миллиарды и миллионы лет в недрах Земли и определяют ресурсную экологическую функцию метосферы (Трофимов, Зилинг, 2002). Для создания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминий и др.) и неметаллическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения и др.), а также лесная продукция (строительный лес, для производства целлюлозы и бумаги, и т. д.) и многое другое. Иными словами, природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразны их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации

Человек с каждым годом всё больше вовлекает в различные сферы своей деятельности природные ресурсы Земли. Их значение для человека, особенно за последние десятилетие, так возросло, что без природных ресурсов невозможно дальнейшее развитие человечества. В связи с этим их способы использования также различны. Они, в основном, используются для получения энергии (горючие полезные ископаемые), в сельском хозяйстве (земельные ресурсы), а также используются в социальной инфраструктуре, для туризма и отдыха (рекреационные ресурсы). С использованием ресурсов Земли связан ряд экологических проблем, многие из которых приобрели глобальные масштабы: загрязнение воды и Мирового океана, загрязнение атмосферного воздуха, истощение озонового слоя, парниковый эффект, деградация лесных и земельных ресурсов, и, как следствие, деградация всей биосферы в целом. Эти проблемы требуют совместного решения всех стран мира. Человечество должно осознавать, что численность людей будет расти, а природные ресурсы - истощаться. Рост численности населения Земли подчиняется экспоненциальному закону, при этом прирост непостоянный, а в последние десятилетия шёл с нарастающим итогом. Исходя из этого, экологи расценивают последние тенденции как чрезвычайно опасные. Целью данной курсовой работы является рассмотреть области использования природных ресурсов Земли и показать влияние антропогенных факторов на природную среду живых организмов. Задачами курсовой работы являются: описать природные ресурсы, показать их значение в различных сферах человеческой деятельности, а также экологические проблемы и пути их решения. Глава 1. Природные ресурсы Земли. Под природными ресурсами понимают компоненты природы, используемые человеком в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Наряду с природными ресурсами различают также природные условия. Последние отличаются от ресурсов тем, что они влияют на жизнь и деятельность человека, но в данный момент не участвуют в материальном производстве (рельеф, климатические условия и др.). Граница между природными ресурсами и природными условиями не четкая. Например, воздух до определенного времени был только природным условием. Сейчас он является и условием, и ресурсом.

биосоциальный природа человек экологический


 

Заключение

 

В век информационного бума и экологических катастроф, когда многие люди, отчаявшись, ждут Конца Света или Второго пришествия, а другие отчаянно ведут борьбу за будущее нашей планеты, вопрос о том, каким должен быть человек будущего весьма актуален.

В рамках представлений о будущем встречается много попыток описать варианты развития человека, представить его качества, которые могут развиться исходя из существующей ситуации в мире. Среди них встречаются злые порицания настоящего общественного и государственного строя, сумевшего довести мир до ужасного состояния, которое пережить будет невозможно и пессимистический конец землянам обеспечен. Но встречаются и оптимистические мысли о том, что наступил тот переломный момент, когда люди должны извлечь урок из истории своего развития, провести работу над ошибками и перейти на новый уровень жизни. Есть также и конкретные предложения моделей развития современных людей, целью которых является планомерное воспитание в людях настоящего тех качеств, которыми должен обладать человек будущего.

Мы накопили огромный багаж знаний в различных сферах жизни, нам известны многие тайны природы, но мы не можем совладать с собой. Наше общество не готово еще мыслить глобально, мыслить в рамках космоса, а не только в рамках экономики. И вывод на настоящий момент состоит в том, что пока у общества нет приспособлений к общественной жизни нового времени, часть ожидаемых его преимуществ не реализуется, пока общество не найдет определенный компромисс в формах оптимальной организации общественной жизни.

Почему же в рамках темы биосоциальное развитие человека будущего, мы так много говорим об обществе? Потому что развитие человека как биологического вида будет продолжаться, пока человек будет жить на Земле, ведь как биологический вид он создан Природой и только природа и может его уничтожить. А вот развитие его социальной составляющей напрямую зависит от рук самого человека и оно может остановиться в случае, если процессы социализации, которые диктует маленькому человеку общество, в котором он живет, не будут нести в себе ничего развивающего.

 


 

Литература

 

1.  Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, М.: 1988.

2. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция, М.: 1980.

.   Ведич Г. Новое мировоззрение. 2008

.   Возникновение человека, пер. с англ., т. 1-5, М.: 1977.

.   Камаева К.Д. Экологическое образование - современный взгляд //газета Экологические вести проекта Экомарафон, 2009.

.   Мосин О.В. Биосоциальные аспекты развития человека и общества. // http://zhunral.lib.ru

.   Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза, 2 изд., М.: 1997.

.   Сельчёнок К. Homo Sapiens Aquarius: Человек Третьего Тысячелетия // http://www.aquarun.ru

.   Современная социологическая теория., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...