Обзор жизни и творчества Островского Александра Николаевича (1823—1886).
Родился в Замоскворечье. Отец — чиновник, сын священника, поступивший на государственную службу и получивший дворянство. Мать — из бедного духовенства, рано умерла. Ее место заняла мачеха, происходившая из старинного дворянского рода обрусевших шведов, заботившаяся о хорошем воспитании для своих детей и пасынков. В 1840 году А.Н. Островский окончил Первую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840 — 1843 гг. учился в Московском университете на юридическом факультете. В 1843 году написал небольшой рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один шаг». Островский увлекается театром и литературой и бросает университет. По настоянию отца в 1843 году поступил канцеляристом в Московский советный суд, в 1845 был переведен в Московский коммерческий суд, который покинул в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором. В это время Островский пробует себя в разных областях литературы: продолжает сочинять стихи, пишет очерки и пьесы (большинство этих опытов не сохранилось). К этому времени относятся «Записки замоскворецкого жителя» (прозаический опыт). В 1847 году Островский с успехом прочитал свою пьесу «Семейная картина», которую считал началом своей профессиональной деятельности. Следующую пьесу «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрут», 1849, получившую высокую оценку В.Ф. Одоевского) к постановке не разрешили, и автор был отдан под негласный надзор полиции. Триумф этой комедии как бы завершает ранний этап творчества (1847 — 1851), период поисков своего пути. Следующий период (1852 — 1854) характеризуется активным участием в кружке сотрудников журнала «Москвитянин», издаваемого М.П. Погодиным. «Молодая редакция» стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли, родственного славянофильству. Островский пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Окончательно мировоззрение автора определяется в предреформенный период (1855 — 1860). Островский сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855 — 1856), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Пореформенный период (1861 — 1886) отличается от предыдущих периодов творчества своим единством, невозможностью выделить хронологически сменяющие друг друга этапы. Социально-бытовые темы из жизни купечества («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше») соседствуют с циклом пьес «из жизни захолустья» (бальзаминовская трилогия — «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861), «Шутники» (1864), «Пучина» (1866), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872). Пьесы на исторические темы, сатирические комедии, уникальная «Снегурочка» и разрабатываемая в 70-80 гг. психологическая драма — это новые направления в творчестве известного русского драматурга. В 60-ые гг. Островский обращается к исторической драме, разделяя общий интерес русской культуры этого периода к прошлому. Исторические пьесы Островского неоднородны по жанру: среди них есть хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1862; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1867; «Тушино», 1867), историко-бытовые комедии («Воевода», 1865; «Комик ХVII столетия», 1873), психологическая драма «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С.А. Гедеоновым, 1868). Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Главные действующие лица пьес Островского были либо преуспевающие дельцы, либо циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно. Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы. Самой совершенной из них по праву считается «Бесприданница» (1879). Столь же показательными являются пьесы «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884). Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития психологической драмы.
Создав целый репертуар, Островский перевел еще двадцать две пьесы («Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, интермедии Сервантеса и многие др.). Он стремился к тому, чтобы пополнять репертуар русского театра как мировой классикой, так и пьесами современных русских и европейских драматургов. Несколько пьес Островский написал в соавторстве с Н.Я. Соловьёвым («Счастливый день», 1877; «Женитьба Белугина», 1878; «Дикарка», 1880; «Светит, но не греет», 1881) и П.М. Невежиным («Блажь», 1881; «Старое по-новому», 1882). Островский — один из основателей и активный участник «Литературного фонда» (1859), инициатор создания «Артистического кружка» (1865), бывшего клубом и школой русского актерства, «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874), занимавшегося охраной авторских прав театральных писателей, оказывавшего им материальную помощь. «Общество» издавало пьесы, устраивало публичные спектакли. Островский писал на склоне лет: «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство меценатов... у русского драматического искусства один только я». Островский занимает особое место в русской культуре — уж при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины ХIХ века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни, «Колумбом Замоскворечья». Островский сравнительно мало путешествовал: в 1860 — поездка с гастролировавшим Мартыновым в Воронеж, Харьков, Одессу, Севастополь; в 1862 — путешествие по Германии, Австрии, Италии с посещением Парижа и Лондона; в 1865 — поездка с Горбуновым по Волге; в 1883 — путешествие с братом в Закавказье. Наиболее известно и плодотворно оказалось участие в экспедиции по изучению быта и промыслов на Волге (от истоков до Нижнего Новгорода).
Значение комедий Островского переросло рамки правдивого бытописания, потому что за лицами персонажей возникали типы, а за бытовыми картинами — социальные явления. Умер писатель за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». 3. Невероятная трудоспособность писателя. Итог — 48 произведений, в которых действуют 547 героев. 4. Творческий путь. Первое произведение. В 1847 году в газете «Московский городской листок» появилась пьеса «Несостоятельный должник». В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «... повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». «... этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своём поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности. «Снегурочка» (1873) — древний, патриархальный, сказочный мир. «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза». 5. Особенности стиля Островского: · говорящие фамилии; · специфические авторские ремарки; · своеобразие названий (часто пословицы); · фольклорные моменты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|