Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Первичные автоматизмы и навыки.




Слово автоматизм означает, что соответствующее действие выполняется полностью, или, хотя бы частично, автоматически, т.е. без участия сознания.

Первичные автоматизмы это врождённые автоматизмы, а также автоматизмы, возникшие без участия автономного сознания.

При нормальном развитии у ребёнка от рождения и до трёх лет автономное сознание отсутствует, ребёнок функционирует в рамках диады мать-дитя, можно сказать, что он пользуется сознанием матери, как бы напрокат. И только после трёх лет, когда ребёнок достаточно созреет чтобы освободиться из диады мать-дитя, у него возникнет автономное сознание. Это значит, что ребёнок станет субъектом, т.е. распорядителем своих физических, психических и духовных сил, что проявится в кризисе «Я сам». Первичные автоматизмы это такие автоматизмы, которые, при условии нормального развития ребёнка, формируются до трёх лет. Это всевозможные врождённые инстинкты и рефлексы, ходьба, жевание, базовые основы владения языком и т.п.

Навыки - частично автоматизированные действия, которые возникли в результате многократных повторений (упражнений) при участии автономного сознания. Пример навыков: навыки письма, катания на велосипеде, навыки решения каких-либо задач и т.п. Навыки у человека и у животных, - совершенно разные психические явления, они имеют принципиально различную природу, это объясняется тем, что у животных нет человеческого сознания.

У человека первичные автоматизмы и навыки существенно отличаются друг от друга тем, что навыки допускают сознательное регулирование, потому что они сформировались при участии автономного и притом довольно развитого сознания, именно поэтому человек может вспомнить, как у него происходило формирование того или иного навыка.

Первичные автоматизмы, наоборот, не осознаются, так как сформировались без участия развитого сознания.

Чтобы различить первичные автоматизмы и навыки, можно обратиться к истории их возникновения. Например, если ребёнок стал ходить в возрасте 10 месяцев, то его ходьба является первичным автоматизмом. Но если человек после тяжёлой болезни заново учился ходить под руководством инструктора по лечебной физкультуре, то его ходьба является навыком.

Первичные автоматизмы и навыки могут проявляться в различных сферах, они бывают:

· Сенсорные, проявляются в восприятии,

· Моторные, проявляются в движениях,

· Сенсомоторные,

· Интеллектуальные, проявляются при выполнении операций мышления и воображения,

· Анемические, проявляются в запоминании,

· Локомоторные, проявляются в перемещении предметов и т.п.

Привычка представляется человеку в виде неудержимого желания сделать что-либо. Это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

Первая стадия – когнитивная, на которой все внимание обучающегося сосредотачивается на расшифровке нотного текста, аппликатуре, ритме, мелодическом рисунке. На этой стадии формируются стратегии, направленные на выработку строгих последовательных движений и на их программирование.

По мере того как налаживаются связи между всеми элементами навыков, стратегия меняется. Забота о том, какие элементы и в какой последовательности должны быть соединены, становится все меньше, а вместе с ней постепенно снижается и сопутствующая познавательная активность. Это – ассоциативная стадия, для которой характерно постоянное улучшение координации и интеграции различных элементов навыка.

Если обучающийся проявляет должное упорство, то он достигает следующей, автономной, стадии, соответствующей высокому уровню умения. Навык при этом становится автоматическим, ошибки – все более редкими, а сосредоточенность на технической стороне – все меньше, и главное место теперь занимает союз ума и чувства. При этом рука и музыкальный инструмент сливаются в единое целое и образуют ту основу, на которой только и возможны фантазия, вдохновение и творческий полет.

Все сказанное относится и к таким вторичным автоматизмам, как катание на лыжах, езда на велосипеде, работа на клавиатуре компьютера, плавание и т.д.

2. неосознаваемых механизмов сознательных действий – явление неосознаваемой установки.

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия.

Состояние готовности, или установка, очень важны в жизни человека. Субъект, подготовленный к определенному действию, может осуществлять его быстро и часто. Однако иногда установки играют отрицательную роль. Например, если вы необоснованно будете бояться получить плохую отметку на экзамене, то иногда и в самом деле начнете «путаться» в определениях, забывать излагаемый материал, видеть перед собой «очень грозного» преподавателя.

Именно «ошибки установки», выражающиеся в ошибочных восприятиях, действиях или оценках и относящиеся к наиболее характерным её проявлениям, раньше других привлекли внимание психологов.

Так, например, спортсмен, находящийся в состоянии готовности к рывку на старте, демонстрирует моторную установку. Ребенок, который сидит в темной комнате один, может слышать подозрительные шорохи и видеть «страшные» фигурки на потолке. Это – явление перцептивной установки.

Когда ученику предлагают решить задачу на «смекалку», не требующую вычислений, а в условии намеренно приводят несколько чисел, то у него создается установка выполнять алгебраические преобразования. Это пример умственной установки.

Когда мы перестаем фиксировать внимание на определенном чувстве, например на чувстве любви, эмоции, связанные с этим чувством, не исчезают. Они сохраняются в том смысле, что, будучи однажды испытанными, они перестраивают определенным образом всю систему нашего поведения, создают (независимо от того, что они в данный момент не осознаются) определенную направленность, избирательность наших действий, стремление реагировать определенном образом на стимулы, бывшие ранее индифферентными, предпочтительностью одних поступков и избеганием других. Это – психологическая установка. Именно в этом смысле мы можем говорить, что наши чувства стойко сохраняются в нас, несмотря на то, что явления, к которым приковывается наше внимание, содержание наших осознаваемых переживаний калейдоскопически динамичны. Поэтому, обобщая, можно сказать, что наши эмоции, аффекты, стремления существуют в нас стойко только потому, что на протяжении определенных фаз своего существования они выступают как системы неосознаваемых психологических установок, обеспечивая тем самым единство личности субъекта и последовательность его поведения.

Таким образом, психологические установки не только управляют нашим поведением, но и образуют как бы остов, стержень, психологический «костяк», обеспечивающий внутреннюю связанность разных фаз нашего существования, вопреки бесконечному разнообразию конкретных содержаний сознания, с которыми каждая из этих фаз связана.

3. В этот подкласс входят непроизвольные движения, вегетативные реакции, тонические напряжения, мимика, пантомимика, сопровождающие действия и состояния человека.

Например, Д. Моррис заметил, что собственная ложь вызывает у некоторых людей зудящее ощущение в мышечных тканях лица и шеи, и человек неосознанно начинает оттягивать воротничок рубашки.

В состоянии сильного угнетения или волнения человек кладет пальцы в рот, либо грызет ручку. Это бессознательная попытка вернуться к безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте.

Такого рода процессы чрезвычайно важны для психологии. Важность определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации; во-вторых, могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...