Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение — как способ экономического анализа.




 

В процессе экономического анализа, аналитической обра­ботки экономической информации применяется ряд специаль­ных способов и приемов. В них в большей мере, чем в опреде­лении, раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многооб­разные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвя­занных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанав­ливается, каким образом эти связи в результате взаимодейст­вия приводят к единству изучаемого процесса в его целост­ности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смеж­ных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, пла­нирования, управления, экономической кибернетики и др.).

Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находи­ли применение почти с момента возникновения экономичес­кого анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродейству­ющих ЭВМ.

В число основных традиционных способов и приемов эко­номического анализа можно включить использование абсо­лютных, относительных и средних величин; применение срав­нения, группировки, индексного метода, метода цепных под­становок, балансового метода.

Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгал­терском учете и статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгал­терии они являются основным измерителем, то в анализе они используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Экономический анализ начинается по своей сути с исчисления величины относительной. Если, напри­мер, бизнес-планом предусматривалось выпустить промыш­ленной продукции на миллион рублей, а выпущено лишь на 950 тыс., то по отношению к заданию это составит лишь 95%. Аналитический комментарий напрашивается здесь сам собой.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в аб­солютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются при этом только через величины относительные. Относитель­ные величины динамики исчисляются путем построения вре­менного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).

Аналитичность относительных величин хорошо проявляет­ся и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в це­лом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных из­делий и незавершенного производства).

Не менее важное значение, если не более, имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, одно­родных показателей, явлений, процессов. Они позволяют пере­ходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изме­нения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и коле­баний.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходи­мости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

С помощью средних величин (групповых и общих), исчис­ленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно, как указывалось выше, определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических про­цессов.

Сравнение — наиболее ранний и наиболее распростра­ненный способ анализа. Начинается оно с соотношения яв­лений, т. е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них об­щее и различное. Выступающее в результате анализа общее, в свою очередь, объединяет, т. е. синтезирует, обобщаемые явления. Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления, понятия, соотношения применяется во многих учебных дисциплинах. В экономическом анализе способ сра­внения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными.

Важной задачей анализа хозяйственной деятельности яв­ляется, как отмечалось выше, всесторонняя оценка выполне­ния бизнес-плана. Этим обусловлено значение способа срав­нения фактических показателей с планом. Непременным условием такого сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчет­ных показателей (по кругу планируемых и учитываемых объектов; по ценам, если анализируются стоимостные пока­затели; по структуре выпуска» продукции и ее реализации, если анализируются себестоимость промышленной продук­ции и уровень издержек производства). Выявленные в ре­зультате сравнения отчетных показателей с плановыми ве­личины отклонения являются объектом дальнейшего анали­за. При этом устанавливаются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. В частности, значитель­ные плюсовые отклонения от плана могут иногда возникать в результате заниженного или недостаточно напряженного плана. Для обеспечения сопоставимости допускаются и расчетные корректировки плановых показателей. Так, можно и должно пересчитывать плановую сумму издержек по ста­тьям затрат, зависящим от объема производимой и реализу­емой промышленной продукции.

Сравнение с предшествующим временем, с прошлым также широко применяется в экономическом анализе. Оно прояв­ляется в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными пред­шествующими периодами, с довоенным и доперестроечным временем.

Сравнение с прошлым временем связано с большими труд­ностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление валовой, товарной и реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и ди­намический ряд, характеризующий уровень издержек за 3—5 и более лет (а иногда и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Сравнение с прошлым периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок, а сравнение с доперестроечным периодом вызывает необходимость учиты­вать и ряд других факторов: социальных, этнографических, природных.

Сравнение с лучшим — с лучшими методами работы и по­казателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники — может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его. Внутри предприятия сравниваются показатели работы лучших цехов, участков, отделов, наиболее передовых работников. Большой эффект дает экономический анализ по­казателей данного предприятия путем сравнения их с показа­телями лучших предприятий данной системы, работающих примерно в одинаковых условиях, с показателями предприя­тий других ведомств (собственников).

Особо следует сказать об использовании зарубежного опыта. В первую очередь и в полной мере нужно заимствовать все лучшее, что есть в странах-соседях. Обмен передовым опытом — одна из форм экономической связи между ними. При изучении опыта работы предприятий стран дальнего за­рубежья, естественно, должны быть учтены в какой-то мере неодинаковые социально-экономические условия.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и от­носительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количес­твенной характеристики совокупности однородных явлений по ка­кому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих исполь­зуется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соот­ветствующему признаку. Она показывает общую меру этого призна­ка в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величии можно сравни­вать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятель нести используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармоничесние, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.

При использовании средних величин в анализе хозяйственной деятельности следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при ана­лизе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

В анализе хозяйственной деятельности применяется также сравнение разных вариантов ре­шения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предваритель­ном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов исполь­зуется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, которые характе­ризуют один из показателей, необходимо расположить в возрас­тающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убыва­ют, и в какой степени.

В экономическом анализе различают следующие виды сравни­тельного анализа; горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактичес­кого уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощью вертикального сравнительного анализа изу­чается структура экономических явлений и процессов путем расче­та удельного веса частей в общем целом (удельный вес собствен­ного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основ­ного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном, сравнительном анализе сопоставления де­лаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа про­водится сопоставление результатов деятельности нескольких пре­дприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.


Литература.

 

1. Баканов, Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е изд., доп и перераб.-М.:Финансы и статистика,1997.-416 с.:ил.

 

2. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория:[Учебник для студентов вузов по направлению и спец. "Юриспруденция" ].- М.:Юристъ, 1997.-568 с.;21 см.-(Экономика)

 

3. Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям.-2-е изд.,перераб.,доп.— М.; Минск:ИП"Экоперспектива",1998. — 498 с.:ил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...