Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.




Педагог должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлени­ям жизни, игровой опыт детей и четко представлять зада­чи руководства изобразительной деятельностью, а, следо­вательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Рассмотрим все эти условия более подробно.

Итак, какова же специфика игровых приемов обучения? С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение дидактических задач, а с другой, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах — это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий

В процессе использования игрового приема может уве­личиваться количество игровых задач. Таким образом, про­исходит развитие игрового замысла. Игровые приемы — это способы совме­стного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового за­мысла путем постановки игровых задач и выполнения со­ответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом осо­бенностей игры детей, логики ее развития — с одной сто­роны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой. Только в этом случае руководство будет безболез­ненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на ко­торую должно быть по возможности незаметным для ре­бенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения Игровые приемы выбираются педагогом с учетом осо­бенностей игры детей,

логики ее развития — с одной сто­роны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой. Только в этом случае руководство будет безболез­ненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на ко­торую должно быть по возможности незаметным для ре­бенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.

Все игровые приемы условно можно разделить на две боль­шие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссер­ских игр и сюжетно- игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

К первой группе относятся следующие приемы:

· Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных);

· Обыгрывание изображения;

· Обыгрывание незаконченного изображения;

В руководстве изобразительной деятельностью возмож­но применение другой группы игровых приемов с роле­вым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продав­цов, покупателей;

Своеобразие использования игровых приемов в боль­шей степени определяется задачами руководства изобра­зительной деятельностью, особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все заня­тия в методике обучения дошкольников условно подраз­деляются на три типа: занятия по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изоб­ражения; занятия, направленные на упражнение в приме­нении знаний и формирование навыков, и, наконец, твор­ческие занятия.

Все выделенные нами игровые приемы можно исполь­зовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в осо­бенностях их применения, определяемых ведущими зада­чами занятия. При использовании игровых приемов на занятии с це­лью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу (которая совпадает, по сути, с изобразительной), но и выполняли требования к качеству изображения.

На занятиях по сообщению новых знаний, а также твор­ческих применяют игровые приёмы, но своеобразие цент­ральных задач этих занятий определяет особенности соче­тания игровых приемов с другими. Так, на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых спосо­бов изображения в первой его части используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгрывание предмета или игрушек с целью обследования. В связи с тем, что на данных занятиях обыч­но обследуется, по выражению Н.П.Сакулиной «предмет-эталон» (первый из группы типичных), большая актив­ность принадлежит педагогу.

Вышеизложенная методика применения игровых при­емов может быть использована для руководства изобра­зительной деятельностью детей во всех возрастных груп­пах. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изоб­ражения к упражнению в их применении и формирова­нию при этом обобщенных умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятель­но использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотвор­ное влияние на развитие личности, ее творческого потен­циала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...