Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матрица межличностной приемлемости

Определение межличностной приемлемости учащихся класса

Данная методика может быть использована для изучения межличностных отношений в классном коллективе (преимущественно в старших классах школы), уровня его сплоченности, социально-психологического статуса каждого члена класса, в том числе официальных лидеров.

Процедура обследования. Каждому ученику класса раздаются специальные бланки (см. таблица 1) и предлагается оценить своих одноклассников по пяти критериям по принципу: этого человека я в классе 1) оставил бы обязательно; 2) хотел бы оставить; 3) мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно); 4) скорее всего не оставил бы; 5) ни в коем случае не оставил бы.

При обработке собранных бланков положительное отношение школьника к своим товарищам по классу (первый и второй критерии) оцениваются баллами +2 и +1, нейтральное отношение (третий критерий) оценивается баллом 0 и отрицательное отношение (четвертый и пятый критерии) баллами -1 и -2. Полученные данные оформляются в виде таблицы-матрицы межличностной приемлемости.

Бланк оценок

Если бы вам была предоставлена возможность заново скомплектовать коллектив класса, в котором Вы сейчас учитесь, то как бы Вы поступили?

Просим Ваше личное мнение в отношении каждого ученика класса отметить крестиком или галочкой в соответствующей графе приводимой ниже таблицы. Анонимность и неразглаша емость Ваших ответов гарантируется.

Таблица 1

№ п/п Фамилия ученика Оставил бы обязательно Хотел бы оставит Мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно) Скорее всего не оставил бы Ни в коем случае ни оставил бы
1. Авдеева   +      
2. Бальжиева     +    
3. Горпиненко (староста) +        
4. Дудкин     +    
5. Кузема          
6. Лето         +
7. Петкевич +        
8. Савенко   +      
9. Скосырская   +      
10. Старченко (профорг)     +    
11. Черкалова +        
12. Шеметова     +    

Примечание: Бланк заполнен учащимся под №5 (Кузема), поэтому в нем отсутствуют оценки собственной личности. Они даются другими учащимися класса.

Матрица межличностной приемлемости

№ п/п Кто оценивает Кого оценивают Сумма Ap
                       
1. Авдеева   +1 +1 +1 +1 -1 +1 -1       +1 +4 0,18
2. Бальжиева +1   +1   +1   +1 -1 +1 +1 +1 -1 +5 0,22
3. Горпиненко +2       +2 -1   +1     +1 +2 +7 0,31
4. Дудкин +2   +2   +2 +1 +1     +1 +2 +2 +13 0,59
5. Кузема +1   +2     -2 +2 +1 +1   +2   +7 0,31
6. Лето -1   -1 +1 +1   +1 -1 -1 +1 -1   -1 -0,05
7. Петкевич +2 +1 +2 +2 +2       +1 +1 +2 +1 +14 0,63
8. Савенко +1 +1 +2 +1 +1         +2     +8 0,36
9. Скосырская +1 +2     +2 -1   -1     +2 -1 +4 0,18
10. Старченко +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2   +2 +2 +22 1,0
11. Черкалова +2 +1   -1 +2 -2   -2 +2 +1   +1 +4 0,18
12. Шеметова +2 +1 +2   +2   -1 -1     +1   +6 0,27
Сумма +15 +9 +13 +6 +18 -4 +7 -3 +6 +7 +12 +7    
Аgr 0,68 0,4 0,59 0,27 0,81 -0,18 0,31 -0,13 0,27 0,31 0,54 0,31    

 

На основании представленных в матрице данных можно рассчитать следующие показатели:

А) Коэффициент приемлемости индивида (учащегося) коллективом класса (группой) по формуле: Agr =

Agr - коэффициент приемлемости индивида группой;

- сумма набранных баллов (определяется путем вычитания из суммы положительных баллов суммы отрицательных)4

n- количество учащихся в группе.

Б) Коэффициент приемлемости индивидом группы:

Ap =

Ap - коэффициент приемлемости индивидом группы (класса);

- сумма набранных баллов;

n - количество учащихся в группе.

В нашем примере Ар у всех учащихся положительный, кроме учащегося под №6 (Лето), который не приемлет коллектив класса. А имеет как положительные, так и отрицательные значения. Положительные значения колеблются в довольно значительном диапазоне: от +0,27 до +0,81. Отрицательные коэффициенты имеют учащиеся под №6 (лето) и под №8 (Савенко), при чем последняя приемлет коллектив класса, но класс ее не приемлет. Первая же и сама не приемлет группу и группа ее тоже не приемлет.

Социально-психологический статус официального лидера (старосты) достаточно высок – коэффициент приемлемости равен 0,59. У профорга же класса этот показатель достаточно низкий – 0,31. Вместе с тем есть в коллективе и неофициальный лидер (учащийся под №5). Его коэффициент очень высок – 0,81, однако, в официальный актив класса этот учащийся не входит. Для наглядности данные о положении каждого учащегося в системе межличностных отношений можно представить в виде графика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...