Матрица межличностной приемлемости
Определение межличностной приемлемости учащихся класса Данная методика может быть использована для изучения межличностных отношений в классном коллективе (преимущественно в старших классах школы), уровня его сплоченности, социально-психологического статуса каждого члена класса, в том числе официальных лидеров. Процедура обследования. Каждому ученику класса раздаются специальные бланки (см. таблица 1) и предлагается оценить своих одноклассников по пяти критериям по принципу: этого человека я в классе 1) оставил бы обязательно; 2) хотел бы оставить; 3) мог бы оставить, а мог и не оставить (все равно); 4) скорее всего не оставил бы; 5) ни в коем случае не оставил бы. При обработке собранных бланков положительное отношение школьника к своим товарищам по классу (первый и второй критерии) оцениваются баллами +2 и +1, нейтральное отношение (третий критерий) оценивается баллом 0 и отрицательное отношение (четвертый и пятый критерии) баллами -1 и -2. Полученные данные оформляются в виде таблицы-матрицы межличностной приемлемости. Бланк оценок Если бы вам была предоставлена возможность заново скомплектовать коллектив класса, в котором Вы сейчас учитесь, то как бы Вы поступили? Просим Ваше личное мнение в отношении каждого ученика класса отметить крестиком или галочкой в соответствующей графе приводимой ниже таблицы. Анонимность и неразглаша емость Ваших ответов гарантируется. Таблица 1
Примечание: Бланк заполнен учащимся под №5 (Кузема), поэтому в нем отсутствуют оценки собственной личности. Они даются другими учащимися класса.
Матрица межличностной приемлемости
На основании представленных в матрице данных можно рассчитать следующие показатели: А) Коэффициент приемлемости индивида (учащегося) коллективом класса (группой) по формуле: Agr = Agr - коэффициент приемлемости индивида группой; - сумма набранных баллов (определяется путем вычитания из суммы положительных баллов суммы отрицательных)4
n- количество учащихся в группе. Б) Коэффициент приемлемости индивидом группы: Ap = Ap - коэффициент приемлемости индивидом группы (класса); - сумма набранных баллов; n - количество учащихся в группе. В нашем примере Ар у всех учащихся положительный, кроме учащегося под №6 (Лето), который не приемлет коллектив класса. А имеет как положительные, так и отрицательные значения. Положительные значения колеблются в довольно значительном диапазоне: от +0,27 до +0,81. Отрицательные коэффициенты имеют учащиеся под №6 (лето) и под №8 (Савенко), при чем последняя приемлет коллектив класса, но класс ее не приемлет. Первая же и сама не приемлет группу и группа ее тоже не приемлет. Социально-психологический статус официального лидера (старосты) достаточно высок – коэффициент приемлемости равен 0,59. У профорга же класса этот показатель достаточно низкий – 0,31. Вместе с тем есть в коллективе и неофициальный лидер (учащийся под №5). Его коэффициент очень высок – 0,81, однако, в официальный актив класса этот учащийся не входит. Для наглядности данные о положении каждого учащегося в системе межличностных отношений можно представить в виде графика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|