Дон-Аминадо. Наука стихосложения
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Дон-Аминадо. Наука стихосложения
На днях получил письмо. " Многоуважаемый Мосье. У нас есть к вам просьба, но мы не решаемся ее выразить. Но, между прочим, решившись, выражаем. Мы, группа молодежи, хотим писать стихи для красоты и вообще для самообразования, чтобы издавать рукописный журнал, хотя бы еженедельный или раз в месяц. Но, наверное, это очень трудно, хотя родной папа одного нашего сотрудника уверяет, что нет такого болвана, который не мог бы сочинять стихи. Пожалуйста, будьте настолько любезны и научите в короткий срок, до востребования, и прилагаем марку в 50 сант. для ответа. С совершенным почтением группа молодежи... " Мне почему-то кажется, что группа эта, столь расточительно швыряющая пятьдесят сантимов, состоит из одного человека и что человеку этому не ранее как через два с половиной года исполнится полных пятнадцать лет. Но кто его знает, может быть, и нет. Возможно, что в самом деле пред нами новая общественная группировка, этакий коллектив честных эмбрионов, которых следует отечески поддержать и, в гроб сходя, благословить. Поэтому не стану копаться, а просто открою курсы заочного практического стихосложения. Итак. -- Многоуважаемая группа! Анонимный папа одного из ваших сотрудников, увы, совершенно прав. Действительно, нет ни одного мало-мальски законченного болвана, даже совершеннолетнего, который не писал бы стихов. Но это обстоятельство должно вас только ободрить. В одной советской России появилось за последние несколько лет сорок тысяч зарегистрированных юношей, рифмующих пятницу и яичницу, а также палец и мерзавец. Вы понимаете, дорогие дети, что сорок тысяч -- это уже целая дивизия, и притом конная, потому что вы должны усвоить раз и навсегда, что Пегас -- это лошадь.
Для того чтобы писать стихи, надо прежде всего не думать. Стих должен литься, как вода из водопровода, хлюпая во все стороны. Такое явление называется " брызги пера". Если у вас есть перо и нет ни одной лишней мысли в голове, садитесь и брызгайте! Все, что вам удастся набрызгать, озаглавьте как можно проще. Скажем, " Из цикла". Или: " Триоли и Триолеты". Или просто: " Лес шумит". Легче всего и благороднее писать стихи с настроением. Против стихов с настроением не устоит ни одна порядочная девушка, будь она даже каменная, как антрацит. Настроение черпается где угодно -- в глазах, в губах, в зубах, но обязательно во множественном числе. Не дай Бог начать в единственном... все дело испортите! Например: -- " Я утонул в твоих глазах"... Правда ведь, ничего себе?! А попробуйте сказать: -- " Я утонул в твоем глазу... " Катастрофа! То же самое с губами или зубами. Даже очень мило выйдет, если сказать: -- " И он припал к ее губам". И посудите сами, что получится, если вы скажете: -- " И он припал к одной губе!.. " Пусть губа и не дура, но разве она это может выдержать? Конечно, нет. Все, что до сих пор сказано, относится к какому-нибудь одушевленному предмету. Но настроение может быть и беспредметным, неопределенным и, так сказать, воздушным. Например: " Звездочка блестит, Девочка не спит, Звездочка блеснула, Девочка заснула". Здесь дело не в звездочке и не в девочке, а в том пантеизме, которым проникнуто все стихотворение. А пантеизм -- это, дети мои, вещь. Самый последний человек, даже такой, у которого паспорта нет, и тот должен быть пантеистом. Вот спросите вашего папу, если он специалист по болванам, так он вам это еще лучше объяснит. Во всяком случае, на сегодняшний раз довольно.
Одно только помните -- то, что говорили еще древние: " Поэты рождаются, а... рукописи не возвращаются"...
Иннокентий Анненский. Третий мучительный сонет
Нет, им не суждены краса и просветленье; Но все мне дорого — туман их появленья, Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|