Литературная обработанность
Литературная обработанность в соответствии с назначением, стилем и жанром текста СМИ – его обязательное качество. Диктует эту необходимость опосредованность общения, т.е. отсутствие прямого контакта коммуникантов. Любой материал массовой коммуникации, даже если он имитирует спонтанную, неподготовленную устную речь, всегда должен быть литературно обработан. Если вдруг в средства массовой информации попадает необработанный текст, то это сразу замечается и оценивается как элемент, не соответствующий канонам коммуникации. Вот пример:
Была медведица, да. И два, но они были взрослые и что-то эта та, но это же не крохотные. Медведи – это медведи! Ну, он поменьше, чем медведица, которая, наверно, лет двенадцать, как тогда объяснили там ей. Я впервые еще раз увидел. Впервые увидел и впервые был...* * Горбачевский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999.
Понятие литературной обработанности касается не только формы высказывания, но и содержания. Если в грамматически правильном тексте не хватает мысли – ему также не место в коммуникации. Приведем отзыв о нашем телевидении одного из телезрителей – известного литературоведа Ст. Рассадина:
Время такое – время ТВ. И кумиры – люди ТВ. Хорошо, когда в этой роли умные и порядочные, плохо, когда... Конечно, худшие, заполняющие эфир малограмотным пустословием, характернее. «– Николай, я вижу у тебя в руках интересное письмо? – Действительно, письмо находится у меня в руках» – вот микроосколочек диалога двух ведущих, уложившего меня насмерть.
Подобные диалоги отбивают желание обращаться к средствам массовой информации не только у Рассадина. Непреложный закон массовой коммуникации – уважать аудиторию, а значит, предварительно думать, что, когда, как и зачем говорить.
Закрепленность на материальном носителе
Закрепленность текста на материальном носителе, тип материального носителя, характер каналов информации и их число при передаче сообщения способны существенно влиять на особенности восприятия текста и должны учитываться редактором. Скажем, для письменного текста важно, что у аудитории имеется возможность его повторного прочтения, а у редактора – выделения наиболее важных фрагментов информации с помощью цвета, шрифтов, верстки, рамок, расположения их в композиционно выигрышных позициях текста, в частности в заголовках, зачинах, концовках, необычных написаниях обычных слов: «БОЗульки!», «СТАДионНОЕ ЧУВСТВО», «Не(с)частная собственность». Даже знаки препинания, часто восполняющие отсутствие интонации, становятся важнейшим элементом печатного текста. К примеру, сравните две версии одной и той же фразы из разных изданий комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Более поздняя: И прослывет у них мечтателем опасным. И более ранняя: И прослывет у них мечтателем! Опасным!! (пример С. Эйзенштейна). Восклицательные знаки не просто меняют интонацию, они придают тексту иной смысл, отражая разное понимание мировоззрения героев. Если в первом случае фамусовская Москва допускает существование мечтателей, но не принимает тех из них, которые, с ее точки зрения, опасны, то во втором отрицается сама возможность думать по-другому, т.е. «мечтать», и ставится знак равенства между понятиями мечтатель и опасный. А вот уже современный пример другого рода: Муж в бабочке с цветами и кофеваркой. Получилась абсурдная картина – бабочка с кофеваркой. Надо прочитать весь текст о подарках на 8 Марта, чтобы понять, что в заголовке забыли поставить запятую. Прочитайте то же самое, но в другой интерпретации: Муж в бабочке, с цветами и кофеваркой.
Иные закономерности приходится учитывать, редактируя радио-или телетекст. Так, для радио, где единственный канал информации – звучащая речь и возвращение к сообщению, если оно не будет воспринято, невозможно, необходимо обеспечить усвоение наиболее, важных фрагментов информации с первого раза. Поэтому, например, так часто номер телефона рекламодателя рифмуется и становится куплетом незамысловатой песенки с навязчивой мелодией:
105-55-55 – Пора полы менять.
Для телевидения же помимо устного характера коммуникации принципиальное значение имеет взаимодействие речи и изображения, в частности их согласованность. Так, вряд ли можно признать удачной рекламу масла мягкого, деревенского на фоне морской волны высотой с девятый вал. Такая волна всегда ассоциируется с разрушением, что создает отрицательный эмоциональный фон и не способствует продвижению товара. Другой пример: давая в эфир нейтральный текст об акции какой-нибудь одиозной общественной группировки и одновременно показывая беспорядок и мусор, которые остались после ее демонстрации, журналисты формируют отрицательное отношение к этой группировке, хотя прямо этого и не говорят. Подобные примеры такой же, казалось бы, несогласованности речи и изображения на поверку оказываются прекрасно продуманными приемами подачи содержания и достигают цели. Глава 3. Основные методические процедуры анализа и правки текста Предварительные замечания
Процесс подготовки текста состоит по сути всего из двух операций – профессионального чтения рукописи и ее правки. Последняя связана с постоянным сопоставлением исправлений, предлагаемых редактором, с авторским текстом и с тем идеальным образцом, представление о котором было выработано редактором во время знакомства с произведением и на получение которого нацелена правка. Существует несколько разновидностей чтения и правки, соответст- 1 вующих этапу редакционной подготовки материала*. * Подробнее см.: Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. М, 1994. С. 33-41.
Ознакомительное чтение
Первый этап работы с текстом – ознакомительный. Его называют ознакомительным чтением. Редактор должен прочитать текст, чтобы оценить его как целое, т.е. сделать вывод о том, соответствует ли содержание поставленной задаче, есть ли в нем новое и интересное для читателя или потенциального клиента, соответствует ли форма текста его содержанию и назначению.
По технике ознакомительное чтение мало чем отличается от обычного просмотра, скажем, утренней газеты. Можно охватывать взглядом не только отдельные слова, но и целые строки, и даже абзацы – читать по диагонали, стараясь проследить за общим смыслом, соотношением частей и не концентрируя внимания на отдельных фактах, деталях, именах. Можно делать карандашные пометы в тексте и на полях (например, отмечать непонятные или трудные для понимания фрагменты, ставить вопросы), которые помогут в дальнейшей работе. Важнейший результат знакомства редактора с произведением – выработка стратегии действий: возвращать ли текст автору на доработку или принять к публикации. В последнем случае редактор составляет представление о том, как улучшить материал, намечает план собственных действий, определяет необходимую степень вмешательства в текст, выбирает способы правки. Попробуем так прочитать следующий текст:
Люди пользовались мебелью всегда. Но о том, как выглядели первые кровати, столы и стулья, мы можем судить в основном только по рассказам и рисункам современников. А вот столяр из Обазинского монастыря во Франции 850 лет тому назад сделал такой прочный шкаф для посуды, что он в первозданном виде дошел до наших дней. Это, по свидетельству историков, самый древний предмет мебели в мире. Древний буфет, правда, совсем не красив и скорее напоминает сундук на ножках. Закрывался он на засов, а потом запирался настоящим амбарным замком. Но если дизайн не устроил бы современных любителей роскошных меблировок, то качество древесины и мастерство работы заставят позавидовать любого. В самом деле – за все прошедшие века своего существования буфет ремонтировался не более пяти раз, и то в чисто косметических целях.
О чем этот текст из рекламного проспекта мебельного салона? О предмете мебели, который весьма красноречиво охарактеризован. Материал содержит новую занимательную информацию и способен привлечь внимание читателя, изложение последовательно и достаточно полно (в пределах выбранного жанра информации), следовательно, он может быть принят в работу.
Прочитаем другой текст:
Элегантная тактичность и утонченный консерватизм – вероятно, по этим критериям жюри выбрало «горячую десятку» лучших стульев, «стул года» и призеров двух других конкурсов, проводившихся в рамках 23 международной выставки стульев Promosedia в Удино (Северная Италия). За четыре дня журналистам, архитекторам й дизайнерам предстояло оценить 5000 моделей от 200 фирм-производителей с точки зрения эстетики, эргономичности и технологических новаций. Мечтатели и экспериментаторы демонстрировали полеты своей фантазии во внеконкурсных мероприятиях – таких, например, как выставка «Фантастические стулья» или музыкальное представление «Там, Там, Там» на резонирующих сиденьях. Преддверие третьего тысячелетия располагает к подведению итогов и, похоже, приводит в замешательство творцов моды: чем ближе 21 век, тем непонятней, каким должен быть образ нового человека и вещей, его окружающих. Верность образцам, ставшим классикой, – таково решение ведущих итальянских дизайнеров (семь из десяти победителей) и их зарубежных коллег.
В отличие от предыдущего текста, достаточно четкого и по содержанию, и по форме, единственная ясная мысль этого сводится к тому, что в Италии прошла очередная выставка стульев. Информации о том, что она собой представляла, каковы критерии отбора победителей, текст не дает, хотя читатель вправе на это рассчитывать. Зато сразу возникает масса вопросов, например: какие конкретно свойства подразумеваются под формулировкой: Верность образцам, ставшим классикой, поскольку классикой становятся образцы самых разных направлений в искусстве и культуре, или каким образом проходило музыкальное представление «Там, Там, Там» на резонирующих сиденьях. Следовательно, при том, что тема текста интересна для определенного круга читателей, в нем больше неясностей, чем достоверной информации. Такой текст лучше в работу не брать. Не во всех руководствах по редактированию ознакомительное чтение признается необходимым этапом работы редактора. Скажем, авторы уже упоминавшейся книги «Журналист и информация» Я.С. Воскобойников и В.К. Юрьев рекомендуют сразу взять в руки карандаш и начать медленное, внимательное чтение текста и при этом делать пометы на полях. При определенном навыке и работе с небольшими по объему.текстами такое начало тоже возможно. Но мы все-таки рекомендуем не пропускать этап ознакомительного чтения по двум причинам: во-первых, это не займет много времени, а сэкономить может и, во-вторых, читая текст бегло, редактор знакомится с ним таким же образом, как это делает читатель, и поэтому получает возможность прогнозировать, что будет усвоено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|