Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы и факторы формирования этносов

Глава 10. СКОЛЬКО НАРОДОВ ЖИВЕТ НА ЗЕМЛЕ?

Типы этносов

Этнический (национальный) состав населения мира — результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития стран и целых регионов в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов— нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена.

Однако зачастую весьма сложно определить, к какому типу относится каждый из современных народов, так как у многих из них могут быть недостаточно четко выражены признаки, отличающие нацию от народности, народность от группы племен и т. д. Дело в том, что этносы находятся в процессе непрерывного развития и превращения одного в другой, а к образующим этническую общность и тоже развивающимся элементам относятся многие признаки: общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторических судеб, а в некоторых случаях также и религиозная или расовая общность, принадлежность к одному государству.

Самый исторически ранний тип этносов представляют племена первобытнообщинного строя. Они состояли из нескольких (первоначально, вероятно, двух или трех) родов, основывались на действительных или мнимых кровнородственных связях. Для них было характерно отсутствие заметного социального расслоения.

В настоящее время племена в чистом виде весьма редки. Сейчас термин «племя» употребляется различными исследователями расширительно: им обозначаются этносы с очень разным уровнем социально-экономического и культурного развития. Одни из них насчитывают миллионы, другие — сотни или десятки тысяч, третьи — лишь тысячи или даже сотни человек.

Только немногие (самые отсталые и малочисленные) общности обладают особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же они сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно они уже включены в той или иной форме в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на социальные группы (например, кашкайцы и белуджи в Иране). Эти черты сохраняются больше всего у кочевых и полукочевых народов, которых исследователи чаще всего и включают в число так называемых племен.

В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов отдельных племен приводила к появлению их союзов, таких, например, как Лига ирокезов в Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке. Образование этих союзов, сопровождавшееся развитием межплеменных хозяйственных и культурных связей, вело к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей связями территориальными. Так родилась новая форма этносов — народность: исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.

Первыми сформировались народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, немецкая и др.). Складывались они обычно из близких по происхождению и языку племен (польская — из славянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., немецкая — из германских племен саксов, алеманов и др.) или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних другими (северофранцузская и провансальская народности — из галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов и т. п.).

В процессе складывания народностей по мере усиления связей между отдельными их этническими частями язык одной из них (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась территориальная, культурная и хозяйственная общность (зачастую она была еще неустойчивой). Одним из ее показателей служит собирательное имя, под которым народность становится известной соседям.

С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется хозяйственная раздробленность, характерная для народностей, из них формируются нации. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью экономики, общностью территории, общим языком, и, наконец, на почве всех этих особенностей у них формируются общие черты национального характера, более четкое этническое самосознание.

Обычно нации — результат этнического развития народностей, чье название они, как правило, сохраняют. Однако народности, разрезанные государственными границами, нередко дают начало нескольким национальным образованиям (например, португальцы и галисийцы, немцы и австрийцы и др.). Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют несколько народностей (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и других народностей, филиппинская — из тагалов, висайя, илоков и др.).

Для буржуазных наций характерны внутренние противоречия, связанные с различием классовых интересов. После победы Великой Октябрьской революции возникли в нашей стране, а позднее и в других социалистических странах нации нового типа — социалистические, основные на союзе рабочего класса с крестьянством и поддерживающие между собой равноправные братские отношения; для социалистических наций характерно стремление не к обособлению, а к сближению.

В СССР, МНР и в некоторых других социалистических странах есть народности (туркмены, киргизы, халха-монголы), которые превратились в нации, минуя капиталистическую стадию развития.

Многие мелкие народности могут и не сформироваться в нации; вследствие своей малочисленности они не в силах развивать все стороны культуры, техники двоими национальными кадрами. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми народностями и нациями, усваивают их культуру, язык и могут постепенно раствориться в них.

Следует подчеркнуть, что трехчленное деление этнических общностей (плетя — народность — нация) с подразделением последней на буржуазную и социалистическую не отражает всей сложности этнических форм, существовавших в различных регионах Земли.

Некоторые ученые, например, сомневаются в возможности классифицировать все этносы, характерные для рабовладельческой и феодальной формаций, как народности. На заре развития классового общества (в Юго-Западной Азии и Северной Африке — IV тысячелетие до н. э.) основу народностей составляли, как правило, общинники (земледельцы и скотоводы), которых эксплуатировала родоплеменная знать, зачастую принадлежавшая к другому этносу.

Наибольшей этнической разнородностью отличались рабовладельческие государства. Рабы там долго находились вне основных этносов и только медленно и нередко очень болезненно включались в их состав. Напротив, в феодальном обществе основу этноса составляли крепостные крестьяне и трудящиеся города, а социальная верхушка нередко была в этническом отношении сильно обособлена от основной массы населения.

Учитывая все эти различия, некоторые исследователи считают, что и при рабовладельческой, и при феодальной общественно-экономической формации существовали одновременно разные типы этнических общностей, отличавшиеся друг от друга прежде всего соотношением социально-классовых компонентов.

Традиционная трехчленная классификация этнических общностей оставляет, как правило, в тени вопрос о всем многообразии одновременно существующих форм. Поэтому в последнее время кроме основных этнических подразделений стали выделять и так называемые макроэтнические единицы — этнические общности, охватывающие несколько этносов, и микроэтнические единицы, или субэтносы, представляющие собой части этносов. К разным уровням этнических общностей, например, относятся донские казаки (часть русских), русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей, так сказать, разного ранга, что и создает своеобразную их «иерархию».

Местные подразделения этносов микроэтнического уровня, привязанные к определенным ареалам обитания, получили наименование этнографических групп. Это территориально обособленные части одной народности или одной нации, сохраняющие Некоторые отличительные черты: свои наречия или говоры, специфику в материальной и духовной культуре, религиозные различия и т. д. Все это подчас обусловливает и особое самосознание. Такие группы характерны для многих народов мира.

В качестве же примера макроэтнических общностей можно привести славянские, романские, иранские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Макроэтнические единицы объединяют несколько народов, обладающих элементами общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, а в классовом обществе и на политических связях.

Бывают и этнорелигиозные макроэтнические общности. Они складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, индуизм пронизывал всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии (да и сейчас он оказывает большое объединяющее влияние). На юге Филиппин распространение ислама привело к выделению в самостоятельную этнорелигиозную группу так называемых народов моро; этническое сближение крупных долинных народов Филиппин было связано в известной мере с их христианизацией.

Не менее широко, чем описанные выше, были распространены другие типы макроэтнических общностей, непосредственно связанные с той или иной социально-экономической формацией. Более того, начиная с эпохи разложения первобытнообщинного строя именно «формационные» факторы доминировали в процессе превращения макроэтнических общностей в этносы. Например, в антагонистических классовых обществах в рамках многонациональных государств складывались этнополитические общности, которые также можно с известной долей условности отнести к макроэтническим.

Особенно характерны такие этнополитические общности для стран, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости, с разным по этническому составу населением. В этих странах сохранение общих черт традиционно-бытовой культуры прошлого сочетается со стремлением к укреплению социально-экономической самостоятельности и прогрессивному развитию всех отраслей техники, науки, литературы и искусства. При формировании таких общностей наблюдается постепенное социально-экономическое и культурное сплочение народов соответствующей страны. Можно с определенной долей условности говорить об этнополитических общностях общегосударственного масштаба во многих странах Азии и Африки.

В целом существующие этнические общности разного таксономического порядка создают весьма сложную картину.

Еще более усложняют ее переходные этнические группы, сочетающие черты разных этносов (особенно они характерны для стран иммиграции) и подвергающиеся ассимиляции основными нациями. В первом, втором или даже в более поздних поколениях у них продолжает существовать двойное самосознание. Они еще окончательно не оторвались от этноса своей родной страны и целиком не влились в этнос страны, принявшей иммигрантов (к ним, например, относятся немцы, шведы, итальянцы и др. в Канаде и США).

Переходные группы формируются и в зоне этнических границ, где постоянно контактируют два, а то и более народов.

 

Процессы и факторы формирования этносов

Обычно выделяют два вида процессов, оказывающих определяющее влияние на формирование этносов, — этническое разделение и этническое объединение.

Процессы этнического разделения господствовали в доклассовом обществе. Рост народонаселения вызвал разделение племен и расселение людей по земному шару.

В последующие социально-экономические эпохи значение этих процессов хотя и уменьшается, но для некоторых регионов они продолжают играть заметную роль. Развитие миграционных процессов и переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникают и при расчленении единых этносов изменяющимися государственными границами.

Однако в других случаях в классовых общественно-экономических формациях, по крайней мере в Евразии, доминируют процессы этнического объединения: консолидация, ассимиляция и этническая интеграция. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и все эти явления протекают одновременно.

Консолидация — это слияние этносов (племен, народностей) или же дальнейшее сплочение уже сложившегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. Консолидация ускоряется в случае родственного происхождения народов, близости их языка и культуры.

Этот процесс происходит во многих странах мира, в том числе и в СССР. например в районах, где отставшие в своем развитии до революции народности не смогли сложиться в нации (мелкие народности Дагестана, племена и народности Алтая и пр.).

Процессы консолидации получили особенно широкое распространение после второй мировой войны в результате распада колониальной системы империализма. Национально-освободительная борьба в колониальных и зависимых странах, завоевание ими государственной независимости, социально-экономические реформы, преобразование хозяйства и быта, в частности переход кочевых племен на оседлость, ускоряют этническую консолидацию, рост национального самосознания. Из родственных племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Так, в Африке из недавних племенных объединений складываются, например, такие народности или даже нации, как хауса, йоруба, ибо, акан. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии. Государственное единство, как это неоднократно бывало в истории, оказывается здесь ведущим фактором.

Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные группы какого-либо народа, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этнической общности. Перемена национального самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция типична для экономически развитых капиталистических стран, основная масса населения которых давно сложилась в нации и имеет четкое национальное самосознание, а живущие среди этой массы другие этнические группы немногочисленны и зачастую менее развиты в социально-экономическом и культурном отношении. Процесс этот захватывает разнообразные группы населения: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и иммигрантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или компактное расселение, оседание в городах или сельской местности), расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем ^ши иным группам иммигрантов и т.д.

Различается естественная и насильственная ассимиляция. Первая является результатом контактов народов и культур и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Характернее всего она для СССР и других социалистических стран. Но даже в условиях капитализма, как отмечал В. И. Ленин, естественная ассимиляция возможна и имеет объективно положительное значение (см. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 125—127).

Ассимиляция второго типа происходит в странах, где национальности неравноправны. Она результат реакционной ассимиляторской политики правящих кругов, направленной на искоренение языка и культуры национальных меньшинств.

Что касается межэтнической интеграции, т. е. сближения разных этносов, то она происходит в многонациональных государствах, особенно социалистических, где культурно-хозяйственное сближение народов — одно из важнейших условий решения национальных проблем. В результате этого процесса различающиеся по языку и традиционной культуре народы формируют упомянутые выше этнополитические общности.

Процессы этнического развития непрерывно изменяют как число этнических общностей, так и их «ранги». Последним обстоятельством объясняется то, что при характеристике национального состава того или иного государства или района часто употребляется обобщающий термин — «народ», который обозначает исторически сложившуюся группу людей, связанных общностью территории своего формирования, языка и культуры. В одних случаях (СССР, страны Зарубежной Европы, Северной Америки и др.) за этим термином скрываются нации и народности, в других (некоторые страны Африки, Зарубежной Азии и Океании) — большей частью народности, группы родственных племен или даже отдельные племена.

Среди факторов этнообразования, как уже говорилось, религия играла важную роль. В первобытнообщинную эпоху этнические и религиозные границы совпадали. «Боги, созданные... у каждого отдельного народа, были национальными богами, и их власть не переходила за границы охраняемой ими национальной области» (К. Маркс и ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 313).

С возникновением так называемых мировых религий этнические границы, как правило, перестали совпадать с религиозными; при этом в рабовладельческую и феодальную эпохи этническое самосознание очень часто вытеснялось самосознанием религиозным. Особенно характерно это для средних веков. В некоторых случаях религиозные различия играли важную роль и в национальном разграничении очень близких в языковом отношении групп населения (голландцев и фламандцев, сербов и хорватов и т. д.).

В последующие эпохи религия как этнообразующий фактор все более теряла свое значение. Многие современные народы включают в свой состав группы населения, принадлежащие к различным религиям, не говоря уже о том, что все увеличивается процент неверующих. Вместе с тем одна и та же религия очень часто исповедуется многими народами.

Лишь в мусульманских странах и поныне национальное самосознание все еще нередко подменяется религиознообщинным. Статистика этих стран группирует население главным образом по религиозному признаку, а в число национальных меньшинств включаются все не исповедующие ислам (например, в Иране — гебры, исповедующие зороастрийскую религию, хотя они часть персидского народа).

Не менее сложна роль расового фактора в формировании этнических общностей.

Национальные образования носят общественный характер, расовые же группировки имеют главным образом биологическую основу. В силу этого совпадение расовых и этнических ареалов в настоящее время наблюдается довольно редко. Народы Европы, например, в подавляющем большинстве относятся к большой европеоидной расе, но почти каждый из них включает представителей двух, а то и всех трех ветвей этой расы (северной, переходной и южной).

Точно так же не совпадают границы между расами и языковыми подразделениями. Например, народы тюркской языковой группы относятся частью к монголоидной расе (якуты, тувинцы и др.), частью к европеоидной (азербайджанцы, турки и др.); большинство же их смешано в расовом отношении. К различным большим расам принадлежат и народы уральской языковой семьи.

Образование этносов сопровождалось интенсивным смешением расовых типов и в подавляющем большинстве стран Америки. В отличие от Старого Света, где эти процессы проходили в древности и в средневековье, здесь они протекали в последние три-четыре столетия и в широких масштабах продолжаются сейчас.

Большинство современных народов Америки образовалось, как известно, в результате смешения двух или даже трех расовых компонентов. При этом предки современных американских негров, принадлежавшие к разноязычным негроидным племенам, будучи расселены в Америке вперемешку с белыми, быстро сменили свои племенные языки на господствующий язык соответствующей страны (английский, испанский, португальский, французский). Смешиваясь с окружающим населением, они в некоторых странах становились одним из основных этнических компонентов формирующихся наций (таких, как бразильская, кубинская и др.), в других, особенно в США, процесс их слияния с белым населением искусственно тормозился политикой расовой дискриминации, проводимой правящими кругами. Негров США следует рассматривать как этнорасовую группу американского народа. Выделение некоторыми зарубежными учеными негритянского населения в странах обеих Америк в качестве особых народов научно несостоятельно.

Как уже говорилось выше, основными этническими определителями следует считать язык и национальное самосознание.

Общность языка — одно из важнейших условий формирования этносов. Обычно совпадает даже название народа и языка. Смена родного языка говорит о далеко зашедших ассимиляционных процессах; вслед за ней обычно наступает и смена этнического самосознания.

Тем не менее, понятия «этническая общность» и «языковая общность» далеко не идентичны.

Обычно каждый народ говорит на одном языке. Исключения здесь немногочисленны. Но иногда диалектные различия настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным (наиболее яркий пример — китайцы).

Нередки, однако, и случаи двуязычия, особенно в странах, где национальные меньшинства наряду с родным пользуются языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Значительная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария, двуязычна или даже трехъязычна. В СССР свободно владеет русским около половины нерусского населения страны. Двуязычное население образуется в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с местными все большее распространение получают официальные языки данного государства (в Индии— хинди, в Пакистане— УРДУ, в Индонезии— бахаса индонесиа, на Филиппинах — тагалог, в некоторых странах Африки — английский, а в других — французский). Двуязычные группы часто распространены более или менее широкой полосой вдоль этнических границ. Явление двуязычия характерно также и для стран массового оседания иммигрантов.

Весьма часты случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Так, по-английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англоавстралийцы, англоканадцы, американцы США и некоторые другие народы. Испанский язык родной не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы и германошвейцарцы Единый язык у таких народов Югославии, как сербы, хорваты и черногорцы. В таких случаях народы различаются по другим признакам, находящим наибольшее отражение в национальном самосознании.

Национальное самосознание — выражение этнической связи данного человека с другими людьми своего народа. Приобретая известную самостоятельность, оно в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движение за политическое воссоединение национальных территорий или, например, движение за возрождение и развитие родного языка.

Самосознание ясно выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации, но встречаются и относительно большие этносы, у которых еще не выработалось четкого самосознания.

В первую очередь это народности, сохраняющие пережитки родоплеменного деления. Низкий уровень социально-экономического развития и отсутствие центров национальной консолидации затрудняют общение и культурные связи между отдельными их группами, по-прежнему пользующимися иногда особыми диалектами. У таких групп плененное самосознание еще преобладает (иногда вместе с пониманием принадлежности к определенной народности).

Нечеткое национальное самосознание «характерно и для многих «переходных» групп (иммигранты, двуязычное население, группы, живущие вдоль этнических границ, и т. д.). Скорость ассимиляционных процессов у иммигрантов и смены их самосознания зависит от степени усвоения ими различных элементов культуры страны заселения, от распространенности смешанных браков. Выходцев из Англии в англоязычных странах уже во втором поколении трудно отличить от местного населения. Труднее ассимилируются в этих странах эмигранты из Центральной Европы, Италии, Скандинавии и еще труднее — японцы, индонезийцы, филиппинцы. Даже в третьем и последующих поколениях выходцы из азиатских стран сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание.

В многонациональных капиталистических странах, где национальные меньшинства угнетаются, существует много политических, экономических и моральных препятствий для свободного выявления своей национальной и языковой принадлежности.

Сколько же народов?

Теперь можно попытаться ответить и на вопрос, поставленный в названии главы, хотя однозначный ответ на него дать не просто, так как определение национального состава населения в различных странах мира — дело весьма сложное. Для этого необходимо прежде всего установить, что представляет собой та или иная группа населения: народ ли она, часть ли народа или какая-то другая общность (политическая, расовая, религиозная и т. д.).

Наибольшие трудности возникают при выделении народов в тех многонациональных странах, где в интересах правящих кругов статистика подменяет этнические категории религиозными, расовыми или какими-либо другими. Следует считаться также и с тем обстоятельством, что многие буржуазные исследователи игнорируют закономерности исторического развития народов и происходящие этнические процессы. Они искусственно дробят не сформировавшиеся еще окончательно народности и нации и показывают их как конгломерат множества ничем между собой не связанных племен, пытаясь этим обосновать концепцию их «неподготовленности» к самостоятельному' политическому развитию.

Каким будет список народов, населяющих ту или иную область Земли, во многом зависит и от степени детализации, с которой мы подходим к ее изучению. По разным частям света эта зависимость выражена в различной степени. В Европе, где в основном живут большие народы, достигшие высокой степени консолидации и обычно имеющие свою государственность, переход от одного масштаба исследования к другому приведет лишь к небольшим изменениям в нашем перечне. Но, например, индейские народы Америки в зависимости от поставленной задачи могут либо рассматриваться как единое целое, либо. быть разделены на языковые семьи и народности, а то и на отдельные племена, число которых превышает 700.

Несмотря на все сказанное, большинство ученых насчитывает в современном мире примерно 2 тыс. различных народов (в литературе встречаются и другие цифры — до 3 и даже 4 тыс.), начиная от самых мелких, численность которых измеряется сотнями, а то и десятками человек (андаманцы-минкопии в Индии, тоала в Индонезии, ботокуды в Бразилии, ала-калуфы и ямана в Аргентине), и кончая более чем 100-миллионными.

257 народов, насчитывающих свыше 1 млн. человек каждый (их список с указанием численности дан в приложении), составляют в настоящее время более 96% всего населения Земли, а на долю самых малочисленных (их около 1,5 тыс.) приходится менее 1 % всего населения мира.

Выделение народов — лишь первый этап их изучения; не менее важна их классификация, которая дает возможность свести великое множество народов в определенные родственные группы.

В западной литературе часто делается попытка классифицировать народы одновременно по признаку расового родства и степени языковой близости. При этом человечество делится на три — пять рас, а расы — на языковые группы. Такая комбинация антропологических и лингвистических критериев методологически порочна: расовая принадлежность— не признак этнической общности, и антропологические группы не совпадают с лингвистическими.

В противоположность такому подходу в советской науке разработаны системы классификации, основанные на двух характерных признаках этноса — культуре и языке.

Классификация народов по принципу их культурной близости имеет дело с понятием «хозяйственно-культурный тип» (см. главу 18). Но эта классификация основывается на традиционной культуре и пригодна сейчас главным образом для характеристики этносов прошлого или отставших в своем развитии народов и представляет интерес в первую очередь для изучения этнической истории.

Наибольшее распространение получила классификация народов по принципу их языковой близости. Правда, один лишь язык, как уже говорилось, не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в этих случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но такие отступления неизбежны при любой системе классификации.

Для группировки народов используется генеалогическая классификация языков, которые объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемого при сравнении их словарного фонда и грамматики. Семьи делятся на группы, а последние в некоторых случаях подразделяются на подгруппы.

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества. Наиболее близкие языки встречаются обычно у соседних народов. В некоторых случаях языки сходны и у народов, живущих далеко друг от друга (у яванцев и малагасийцев, венгров и манси, якутов и турок и т. д.). Объясняется это тем, что народы, говорящие на сходных языках, жили в прошлом на общей или смежной территории либо связаны общностью происхождения.

Географические границы распространения языковых семей и групп непрерывно изменяются. Так, арабский язык, которым до VII в. н. э. пользовалось лишь население сравнительно небольшой части юга Аравийского полуострова, сейчас распространен на огромных пространствах Юго-Западной Азии и Северной Африки, составляющих почти 9% суши. Английский язык сейчас распространен во многих районах всех континентов; в большей части Латинской Америки преобладает испанский язык; в Европе же сейчас живет менее 20% всех говорящих по-английски и по-испански. В результате всех этих передвижений и смешений народы различного происхождения, а часто и различных рас говорят на языках одних и тех же групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...