Из Книги Законов Ману. (манава дхармашастра). Глава I. Глава II. Глава III
ИЗ КНИГИ ЗАКОНОВ МАНУ (МАНАВА ДХАРМАШАСТРА)
Один из древнейших памятников юридической литературы. Составлен в Древней Индии одной из брахманских (жреческих) школ между II веком до н. э. и II веком н. э. (точное время до сих пор не установлено). Написан на классическом санскрите ритмической прозой (шлоками). Источником “Законов Ману” стали более ранние “руководства к Закону” (дхармасутра). “Книга законов Ману” является одной из самых почитаемых в индуизме дхармашастр (правовых кодификаций). В понимании индийцев, это не просто правовой кодекс, а Книга Закона - руководство к религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм, сосредоточенных главным образом в VIII и IX главах, в ней много религиозных и нравственных предписаний, отразивших миросозерцание древних индийцев. Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение, относя их ко времени мифического Ману - родоначальника арийцев. В европейской литературе “Книга законов Ману” стала известна с конца XVIII века, с начала английского владычества в Индии.
Глава I
1. Великие мудрецы, приступив к Ману, который сидел, углубившись в себя, и почтив его должным образом, обратились к нему со следующей речью: 2. “Благоволи, Божественный, объявить нам точно и в надлежащем порядке священные законы каждой из... варн. 3. Ибо ты, владыка, один постигаешь сущность... в этом всеобщем уставе Самосущего, непостижимом и неизмеримом”. 4. Тот, власть которого бесконечна, будучи так спрошен теми великодушными мудрецами, должным образом почтил их и ответил, говоря: “Слушайте! ” 5. Этот (мир) был тьма, невидимый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в глубокий сон.
6. Тогда божественный Самосущий... явился с непреодолимой (творческой) силой, рассеивая тьму. 7. Он, постигаемый лишь разумом, неуловимый для чувств, невидимый, вечный, заключающий в себе все созданные существа и непостижимый, воссиял по своей собственной воле. 21. И вначале он назначил всем (созданным существам), согласно со словами Веды [1], их имена, род деятельности и образ жизни. 26. Кроме того, чтобы различать действия, он отделил достоинство от беззакония и подчинил творения противоположным состояниям, как, например, страданию и наслаждению. 31. Для благосостояния миров он создал из своих уст, рук, бедер и ног брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. 32. Разделив свое собственное тело, Всевышний стал из половины мужчиной и из половины женщиной... 87. А для сохранения этой вселенной Он, пресветлый, назначил особые (обязанности) и занятия для тех, которые произошли из его уст, рук, бедер и ног. 88. Брахманам он назначил обучение и изучение (Веды), жертвоприношения для себя и для других, раздачу и получение милостыни. 89. Кшатрию он повелел охранять народ, раздавать милостыню, совершать жертвоприношение, изучать Веду и воздерживаться от приверженности к мирским утехам. 90. Вайшию - пасти скот, раздавать милостыню, изучать Веду, торговать, ссужать деньги и обрабатывать землю. 91. Одно только занятие Владыка предписал шудре - беспрекословно служить этим трем варнам. 96. Между созданными существами первыми считаются одушевленные, между одушевленными - живущие разумом, между одаренными разумом - люди, а между людьми - брахманы. 99. Брахман, появляясь на свет, занимает высочайшее место на земле, как владыка всех созданных существ, для охранения сокровищницы Закона.
Глава II
1. Узнайте тот священный закон, которому следуют люди, изучившие Веду и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей.
2. Действовать исключительно из-за желания наград непохвально, но независимости от такого желания нельзя найти в этом мире: на (этом) желании основано изучение Веды и исполнение действий, предписанных Ведой. 4. Здесь (на земле) нет ни одного дела, которое было бы совершено человеком, свободным от желания награды; все, что ни делает (человек), есть следствие желания награды. 12. Веду, священное предание, обычаи людей добродетельных и чувство самоудовлетворения мудрые признали за четыре очевидных источника составления священного закона. 31. Первая половина имени брахмана (должно обозначать что-нибудь) благоприятное, кшатрия - соединенное с могуществом, вайшия - с богатством, имя же шудры (должно выражать что-либо) презрительное. 32. Вторая половина имени брахмана должна быть словом, выражающим счастье, кшатрия - выражающим защиту, вайшия - благоденствие и шудры - услужение. 155. Старшинство между брахманами определяется (священным) знанием, между кшатриями - доблестью, между вайшиями - изобилием в зерне (и другом имуществе), между шудрами же - только возрастом.
Глава III
12. Для первого брака дваждырожденным рекомендуется (жена) равной варны; но для тех, кто вступает ( в новый брак), более всего одобряются женщины, (избранные) согласно (прямому) порядку (варн). 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и женщина своей варны, кшатрий может взять жену из двух предыдущих (варн) и из своей варны, брахман - из трех предыдущих варн и из своей варны. 15. Дваждырожденные, которые, по безумию, женятся на шудрянках, скоро низводят свои семейства и своих детей в состояние шудр. 51. Никакой благочестивый отец не должен брать даже самого незначительного вознаграждения за свою дочь; ибо человек, который по жадности берет вознаграждение, является продавцом своего потомства. 54. Когда родственники не обращают (в свою пользу) дара, это не составляет продажи; (в этом случае) он есть только знак уважения и любезности к девушкам. 55. Женщин должны почитать и наряжать их отцы, братья, мужья и деверья, которые желают (себе самим) благополучия. 56. Где женщины почитаются, там боги бывают удовлетворены; но где их не почитают, никакой священный обряд не приносит пользы. 57. Там, где принадлежащие к семье женщины живут в печали, эта семья скоро погибает; Но та семья, где они живут без печали, всегда процветает. 60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена своим мужем, счастье будет продолжительно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|