Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности.
Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения.
1. ЦЕЛИ ИГР:
Развитие ребенка;
Самовыражение ребенка;
Способ выплеснуть энергию;
Живое общение детей и вожатого;
Развитие фантазии;
Способ организации;
Утверждение лидерства вожатого;
Выявление способных и замкнутых детей;
Способ смены деятельности.
2. Правила проведения игр.
Точно знать правила игры;
Игры должны быть интересными;
Уметь организовать игру;
Безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться);
Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить ведущим);
Следует учитывать возраст и количество игроков;
Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр.
3. Когда может пригодиться игра?
Расселение в игровой форме (операция «Таможня»).
Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство).
Знакомство с лагерем («Разведай, Выясни, Спроси», игровая экскурсия).
Огонек знакомств в игровой форме.
Утренний подъем.
Уборка палаток и близлежащих территорий.
Зарядка.
Игры во время ВК (игры с залом).
Вместо или после КТД, как конкурс КТД.
В свободное время.
Возле столовой, в автобусе.
4. Классификация игр.
I – по месту проведения:
на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее ср-во повышения настроения. Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч др в др. нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»…
в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед коллективным делом и занятия пауз во время проведения КТД («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.).
на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры (паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью обнять
на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех. Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов. Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо.
смешанного типа
II – по возрастам:
младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе
средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры.
старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.
III – по времени проведения (на выявление лидера, на знакомство- начало сезона, ролевые- середина сезона).
Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений.
IV – по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки).
И еще...
Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» - «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра - совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.
Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:
создание и развитие коллектива;
выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
занять паузу.
2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:
младший,
средний младший,
средний старший,
подростковый.
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:
помещение или улица,
территория передвижения,
возможность сидеть в кругу,
актовый зал,
спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
знакомство,
построение структуры,
изменение или подтверждение структуры,
распада.
Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
до 10 человек,
до 20 человек,
до 30 человек,
до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:
бумага, ручка, скрепки, маркеры
мячи, обручи, скакалки
песок, водоросли, галька
7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:
5 минут,
10 минут,
30 минут,
2 часа
8. Какой итог игры Вам нужен:
победители,
номинации,
одобрение,
глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.
Классификация игр по виду деятельности участников
Сколько игр вы знаете? Десять? Двадцать? Семьдесят? Прекрасно! А знаете ли вы, с кем, когда и в какие игры лучше всего играть? Определить возрастные границы применения игры достаточно просто (а многие игры и вовсе не имеют ограничений по возрасту, в них могут играть и взрослые, и малыши). Для того же, чтобы легче было выбрать из множества игр ту, которая решит вашу проблему на данный момент (займет ребят, познакомит, поможет выявить лидера, организовать активный отдых на перемене и т.д.), попробуйте использовать нижеприведенную классификацию игр.
Более всего удобна классификация по виду деятельности участников в игре. Обозначим семь групп игр:
Художественные игры, требующие от участников проявления творческих и художественных способностей:
а) музыкальные: “Песенный футбол”, “Песенный аукцион”, программа “Угадай мелодию”;
Попробуйте распределить известные вам игры по статьям данной классификации. Вы убедитесь, что пользоваться ею очень удобно, т.к. она охватывает все разнообразие игр, необходимых в работе вожатого, воспитателя, руководителя клуба.