Особенности молодежного рынка труда.
Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Молодежный рынок труда имеет свою специфику.
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 1998 года ее численность в целом по России превысила миллион.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.
Характеристика основных сегментов молодежного рынка труда.
Особенности занятости отдельных категорий граждан: молодые инвалиды
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Инвалидность -- это проблема не одного человека, а всего общества в целом. Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе (как в России, так и за рубежом) является крайне актуальной ввиду того, что очень часто под абсолютно разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за неприспособленности к работе инвалидов на них. До настоящего времени в полном объеме не раскрыт вопрос самих проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при попытках включиться в процесс занятости и трудоустройства, не дана надлежащая правовая и правоприменительная оценка действующего законодательства, регулирующая занятость и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями. Обеспечение занятости инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 3)стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами. Но вместе с тем, Законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов: существенные налоговые льготы, материальное стимулирование и поддержку организаций, принимающих на работу большое число инвалидов и другие.
В связи с вышесказанным, у работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов возникают следующие обязанности: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, за исключением рабочих мест тех инвалидов, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении своих обязанностей по военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда. Инвалидам, занятым в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно:
1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты 2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает финансирование в размере около 2147 миллионов рублей. Но очень важно, что бы такие, достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование. Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тысяч инвалидов. Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки. К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсаций за отменённые льготы) поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен". В Российской Федерации трудоустройством любых безработных граждан занимается государственная служба занятости населения. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить "Индивидуальную программу реабилитации" и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности". В отделе занятости любой инвалид может получить несколько видов услуг: · Зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие по безработице; · Получить помощь в подходящей работе;
· Получение дополнительного образования или переквалификация; · Получение консультаций; · Оказание психологической помощи; · Иные услуги. Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная "Программа профессиональной реабилитации", в которую вносятся данные о: 1. Доступных и противопоказанных условиях и видах труда; 2. Профессиональная ориентация профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы. 3. Профессиональное обучение (переобучение); 4. Содействие в трудоустройстве (конкретные мерах содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы; 5. Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда. 22.Понятие "человеческие ресурсы.Факторы, влияющие на ресурсный потенциал страны, региона Управление рынком труда предполагает управление человеческими ресурсами. ЧР – это часть населения страны, обладающая определенными качественными показателями,, осн. которой является кадровый потенциал и трудовые ресурсы. Факторы, влияющик на человеческие ресурсы: · Демографические процессы (миграция, рождаемость, смертность) · Социально-эконом. факторы (социальные гарантии и др) · Политические факторы (политический режим и т.д.) · Природно-географические факторы (климат) Основные задачи по реформированию экономики России определяются не только увеличением конкурентоспособности продукции, но и увеличением внимания к ресурсному потенциалу страны. Этот ресурс должен использоваться при принятии управленческих решений, планировании и мониторинге и осуществлении кадровой политики. Кадровая политика должна быть направлена на повышение производительности труда, формирование инфраструктуры, создание условий для экономической активности граждан и обеспечение экономики в квалифицированных кадрах. Политика на рынке труда направлена на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест путем воздействия на внутренние факторы функционирования рынка. Основные внутренние факторы: · Высокая профессиональная мобильность и конкурентоспособность соискателей рабочих мест (способность переквалифицироваться, смежное образование) · Активность и интенсивность поиска работы · Гибкость работодателя в отношении соискателя и условий найми · Полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места. В ближайшее время на рынок труда будут влиять след. факторы: · Изменение отраслевой занятости · Изменение трудового законодательства · Вступление России в ВТО · Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социальных групп (женщины, инвалиды и др) · Реформа образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|