Параметры оценки к обследованию фонематического восприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Обследование фонематического восприятия
В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.
Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей. Действительно, как можно написать светы вместо цветы, порода вместо борода, коска вместо кошка, крильцо вместо крыльцо, — ведь звуки слышатся так четко, так ясно. И родители начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты! Просто у них вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компенсировать этот недостаток. Раздел Обследование фонематического восприятия входит в качестве обязательного в любое логопедическое обследование. Ребенку предлагается игра «Запоминайка». Он должен запомнить слоговые ряды и воспроизвести их с максимальной точностью. Детям до 5,5 лет мы предлагаем запомнить ряды из двух слогов, старше этого возраста — из трех. Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите эти слоги. Закройте нижнюю часть лица листом бумаги. Одна пара или тройка слогов произносится в нормальном темпе голосом средней громкости и повторяется не более двух раз. Если ребенок часто отвлекается, можно попробовать произносить слоги чуть медленнее или чуть громче. Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов): ■ Ребенок все слоги воспроизвел правильно. ■ Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам. Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Подведение итогов. Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Игра «Запоминайка». Послушай и повтори:
Подведение итогов
Итак, тестирование закончено. Перевернута последняя страница, вы познакомились с рекомендациями, может быть, приняли уже какое-то решение. Тем не менее подведем общие итоги. В таблице найдите свой вариант и соответствующие ему рекомендации.
СОДЕРЖАНИЕ: От автора.................................................................................................................................................... 3 Тестовый материал.................................................................................................................................... 5 Обследование связной речи........................................................................................................... 7 Обследование грамматического строя речи................................................................................. 11 Обследование слоговой структуры слова..................................................................................... 19
Обследование звукопроизношения............................................................................................. 21 Обследование фонематического восприятия............................................................................... 23 Подведение итогов...................................................................................................................... 24
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|